Церемония в алматинском киноцентре "Арман" прошла, как принято говорить, в рабочей обстановке, а ее результаты удивили если не всех, то многих.
Связано это, в частности, с тем, что кто-то из наших мастеров "промолчал" (например, Адильхан Ержанов), кто-то выпустил свои не лучшие работы. А чьи-то фильмы так и не были показаны в Казахстане (например, "Света" Жанны Исабаевой, чья премьера состоялась на МКФ в Токио), что является обязательным условием для участия в премии "Выбор критиков".
В итоге выбирать 13 членам АКК (наша ассоциация выросла еще на четыре человека) пришлось из того, что есть. Кстати, 2018 год наверняка получится гораздо более насыщенным и интересным. И дело не опять-таки не столько в количестве (теперь должно выйти более полусотни картин).
Фаворитами нынешней премии были фильмы "Звонок отцу" режиссера Серика Апрымова (шесть номинаций из тринадцати, включая все главные), "Оралман" Сабита Курманбекова (пять номинаций, три главные), "Келинка тоже человек" Аскара Узабаева (шесть номинаций) и "Когда ангелы спят" Рашида Сулейменова (пять номинаций). И борьба в самых престижных категориях получилась очень напряженной.
Первым триумфатором вечера стала короткометражная лента "Самал", получившая семь голосов (против двух у ближайших конкурентов). С большим преимуществом выиграли группа Ninety One (песня Mooz из картины "91") и Абулхаир Жараскан, написавший музыку к остросюжетному криминальному фильму "Неделимое" — так завершился период доминирования композиторов Алима Заирова и Романа Вишневского, получавших премию "Выбор критиков" два года подряд. Победно вернулся Азамат Дулатов – вновь, как и в 2016 году, у него, по сути, не было конкурентов, причем главный оператор страны опять номинировался сразу за две свои работы: над картинами "Она" и "91". И наградой (восемь голосов "за") АКК отметила технически практически безупречный фильм "Она".
Не возникло сомнений в первенстве Данагуль Темирсултановой, блестяще сыгравшей в паре с Асель Садвакасовой в трагикомедии "Келинка тоже человек".
Мы долго спорили: как рассматривать работу Темирсултановой – как главную роль или второго плана? И в итоге сошлись на том, что главная роль в этой картине все-таки у Садвакасовой. Правда, награда Асель не досталась, над чем она сама пошутила со сцены, получая награду за группу Ninety One: "Наверное, мне стоит быть только продюсером, чтобы хоть что-то выиграть".
А в номинации "Лучшая женская роль" наибольшее впечатление на кинокритиков произвела работа дебютантки Жулдыз Айдарбековой в ленте "Когда ангелы спят". Девять голосов (лучший результат всей церемонии!) получила Жулдыз за роль девушки, решившей не молчать, а мстить за себя и свою семью.
В мужских актерских номинациях расклад получился иным: если Ерболат Оспанкулов ("Звонок отцу") победил с солидным преимуществом, то Дулыга Акмолда за исполнение главной роли в ленте "Оралман" получил лишь на один голос больше, чем… Впрочем, пусть это останется во "внутренней кухне" ассоциации.
Помимо роли Данагуль Темирсултановой, жаркие споры при определении номинантов у кинокритиков вызвала картина "Когда ангелы спят".
По аналогии с "Золотым глобусом", категория "Лучший фильм" в премии "Выбор критиков" поделена надвое: "Лучший фильм – драма", куда, как правило, включаются представители авторского фестивального кино, и "Лучший фильм – комедия, боевик, экшн" — для жанровых прокатных картин.
И наконец последней была названа лучшая драма 2017 года. И вновь все решила разница в один голос! Победа картины "Оралман" (продюсеры Таниберген Хажиев, Ержан Ахметов) в "Выборе критиков" подытожила наградной лист этой картины, ранее получавшей призы на международных кинофестивалях второго уровня.
У "Оралмана" непростая судьба. Картина была задумана давно, и один из продюсеров, Таниберген Хажиев, не дожил до успеха фильма. Кроме того, существует две его версии – по словам режиссера Сабита Курманбекова, по сравнению с фестивальной. В Казахстане попросили сгладить некоторые острые углы.