АСТАНА, 28 дек — Sputnik. Казахстанское кино в 2017 году не удивило, а откровенно плохих картин было достаточно. Вопросы о лучших и худших фильмах уходящего года Sputnik Казахстан задал трем кинокритикам: Олегу Борецкому, Кариму Кадырбаеву и Гульнаре Абикеевой. Мнения коллег по цеху иногда расходились. Почему у супруги Кайрата Нуртаса есть шанс получить награду критиков, какие фильмы стали разочарованием, кто осмелился сделать фильм о реальных террористах и с чем Ермек Турсунов может поехать в Канны, читайте в нашем опросе.
Каким это был год для казахстанского кино?
Олег Борецкий:
— Год был очень спокойным. Никаких потрясений, как это было в 2015-2016 годах, когда все говорили о "партизанском" кино, когда были социальные картины, которые признавались лучшими азиатскими фильмами, когда "Хозяева" Адильхана Ержанова стояли в одном ряду на "азиатский Оскар" (Азиатская кинопремия — прим.) с "Левиафаном". Таких фильмов в этом году не было.
Карим Кадырбаев:
— Этот год был достаточно спорным, неоднозначным. Потому что не было ярких, громких хитов, не было ни в драме, ни в комедии чего-то прорывного. Я бы сказал, это был, скорее, слабый год. В предыдущие годы все-таки были находки, "партизанское" кино, Эмир Байгазин с интересными работами — "Уроки гармонии", опять же. Были фильмы "Чума в ауле Каратас" и "Хозяева" Ержанова. В этом году таких откровений не было.
Гульнара Абикеева:
— 2017 год, увы, не назовешь плодотворным в творческом плане. Фильмов было снято рекордное количество — 36 − и в прокат вышли 30 из них. Кино у нас постепенно становится бизнесом, то есть люди хотят зарабатывать на нем деньги. Но как любой, торгующий на рынке, считает себя предпринимателем, так и здесь — каждый музыкант, актер, кавээнщик считает, что знает, как снимать кино. Поэтому у нас сейчас засилье любительского кино.
Лучшая и худшая картина уходящего года
Олег Борецкий:
— Не было откровенных провалов, как и не было фильма, который стал бы событием. Тут можно говорить о продолжении каких-то тенденций. Я надеюсь, что будет закрыта на долгое время тема "келинок" фильмом "Келинка тоже человек". Честно говоря, картина, которая сейчас выходит в том же тандеме Асель Садвакасовой и продюсера Аскара Узабаева — "5 причин не влюбиться в казаха" — слабее, чем предыдущая. "Келинка тоже человек" — достойный фильм. Один из лучших в этом году, но все относительно, вы сами понимаете.
Я хотел бы высказаться о документальном кино, которое у нас "в загоне". Зрители его не знают, в кинотеатре оно не идет и редко попадает на телеэкран. В этом году произошло событие — в КазНУ имени аль-Фараби в ноябре проходит День казахстанского кино. И в этом году у нас была Асия Байгожина с документальной картиной "В поисках веры". Картина посвящена нашей, казахстанской теме, терактам, произошедшим в прошлом году. Этот фильм — монтаж реплик тех молодых ребят, которые сейчас находятся в местах лишения свободы, и попытка преподнести эту тему — что людей завлекает в религиозные идеи. И мне было приятно, что ребята-студенты полуторатысячного зала активно обсуждали эту тему. У нас кино — это, в основном, развлечение. Но должно быть и другое кино, которое заставляет думать.
Карим Кадырбаев:
— Лучшие фильмы определить проблематично, было достаточно скучно. Среди массовых фильмов, это, может быть, "Келинка тоже человек" — это была смешная и яркая комедия. Среди худших фильмов…, их очень много. Начиная от фильма "Еще один день" (режиссер Виталий Кистанов – прим.), заканчивая недавним фильмом "ZOR" (режиссер Шапагат Орынбаев – прим.) — просто все было очень плохо. Можно десяток еще назвать: и "Мажор" (режиссер Жанибек Гусманов – прим.), и "Слепая любовь" (режиссер Данияр Саид – прим.), и "Любовь по наследству" (режиссер Нияз Абдигапаров – прим.). Элементарно в них не хватало профессионализма, общего профессионализма, это дилетантское кино.
Гульнара Абикеева:
Ожидание хорошего фильма в следующем году
Олег Борецкий:
— В первую очередь, надеюсь, что получится интересная картина у Ермека Турсунова: я имею в виду фильм "Киномеханик", монтаж которого вроде бы уже закончен. Сейчас идет разговор, на какой из фестивалей категории "А" эту картину представить. Потому что у Ермека есть хорошая амбиция попасть в основную программу Каннского фестиваля, где Казахстан не был никогда. Мы были и побеждали в программе "Особый взгляд", а там — нет. Если это произойдет, безотносительно, получит ли картина что-то или нет, это будет уже событием. Мне интересно, что снял Адильхан Ержанов, потому что картина "Рассвет", я надеюсь, будет продолжать традиции "партизанского" кино, социального кино, в противовес "розовому", как называет мейнстрим Ержанов.
Карим Кадырбаев:
— Сложно выбрать. Мне интересно посмотреть "Бизнесменов" Ахана Сатаева. Еще фильмы Адильхана Ержанова − "Рассвет" и "Стрельба в 11-м микрорайоне". Критерий такого отбора — только имена режиссеров.
Гульнара Абикеева:
— На этот вопрос легче ответить: я жду "Ласковое безразличие мира" Адильхана Ержанова, "Талан" Болата Калымбетова, новые фильмы Эмира Байгазина и Фархада Шарипова, "Киномеханика" Ермека Турсунова, "Лифт" Нуртаса Адамбая, "Путешествие в Кашгар" Жасулана Пошанова. Надеюсь, что 2018 год в кинематографическом плане будет значимее.