Когда появилась профессия, в честь которой 28 лет назад был учрежден общемировой праздник, факт неизвестный, но то, что экскурсоводы все еще востребованы, удостоверился корреспондент Sputnik Казахстан.
– Галина Николаевна, расскажите, как вы пришли в профессию экскурсовода, почему выбор свой остановили именно на этой профессии?
– Я родилась в Казахстане, выросла Целинограде. Высшее образование получила в Ленинграде. Свою трудовую деятельность начала в 1981 году в бюро путешествий и экскурсий и с этого времени я тружусь в этой сфере. А если говорить о выборе, то его у меня не было. За меня решила сестра, которая на тот момент была старшим методистом-экскурсоводом Целинограда.
После учебы в Ленинграде Целиноград для меня казался маленьким, и я думала, что здесь можно показывать? Но после того, как я окунулась в это дело, я поняла, что показывать есть что, а когда ты берешь в руки микрофон и вещаешь на аудиторию, то понимаешь всю ответственность, которая ложится на твои плечи.
Нас учили, что ты в ответе за каждое слово, которое произносишь. И если кому-то кажется, что экскурсоводом может быть каждый, то могу заверить – это не так, далеко не каждый.
– Почти 37 лет — это довольно продолжительный срок… Было ли за эти годы желание сменить сферу деятельности?
– В этом плане наша профессия столь многообразна, что если ты попал в то, что предназначено для тебя, то и надоесть оно не может. Я всегда удивлялась тому, что я не только получаю удовольствие от проведения экскурсий, но мне за это еще и платят деньги. В первую очередь, это знания. Если ты не зациклен на какой-то одной экскурсии и готовишь экскурсии по разным направлениям, постоянно их обновляешь, дополняешь, углубляешь и творчески подходишь к созданию экскурсий, то скучно тебе точно не станет.
– Помимо багажа знаний, необходимого для проведения экскурсии, ваша профессия связана работой с людьми. С какими туристами чаще всего вы сталкиваетесь?
– Совершенно верно. Все люди разные, и, в зависимости от региона, из которого он приехал, возраста и многих других факторов подача экскурсионного материала меняется. Чаще всего я работаю с туристами из СНГ.
– Галина Николаевна, работа с людьми не только интересна, но и сложна. Встречались ли на вашем пути вредные туристы, которые, начитавшись интернета, задавали каверзные вопросы?
Часто нам задают каверзные вопросы относительно того, что мы часто употребляем, особенно в обзорной экскурсии, имя нашего президента. Но наш город такой специфический. Астана — идея президента. Очень многие вещи, реализованные в городе, были выдвинуты им. Они интересны и нравятся людям, и мы не можем умалчивать об этом. Ну, а для некоторых это — повод нас поддеть.
Однако такого рода вопросы или замечания лично меня никак не задевают. Потому что они не знают нашего уклада, менталитета. И если бы не настойчивость нашего президента, мы бы, может, сейчас не сидели здесь и не беседовали об экскурсиях для иностранцев.
Или, к примеру, многие европейцы, которые и так пресыщены всем новым и передовым, начинают просить показать им старину. Тогда им объясняешь, что у нас цивилизация номадов, у нас предания, мелодии и простор. Тогда у них и восприятие меняется.
– В этом году Астана отмечает свой 20-летний юбилей. Как за этот промежуток времени изменилась подача материала о городе, бывшем Целинограде и нынешней столице?
– Свои экскурсии, что тогда, при Целинограде, что сейчас всегда стараюсь подавать с историей. Начинаем с правого берега реки Ишим, говорим о крепости. Раньше более подробно говорили об этом, сейчас кратко говорим и переводим на хана Кенесары, борьбу за независимость и, отталкиваясь от этого, показываем историческую часть города и переходим уже к столице, говорим о переносе и о том, что мы имели и видим сейчас.
У меня очень ярко в памяти запечатлелась картинка того, что мы, поднимаясь на Байтерек в 2002 году, видели лишь огороженные участки земли и два прорабских домика. И все. А сейчас все макеты и картинки оживают, сейчас, поднимаясь на Байтерек, мы видим прекрасный озелененный участок с аллеями для отдыха и все великолепные архитектурные ансамбли, которые являются неотъемлемой частью нового центра. Не каждому экскурсоводу выпадает честь наблюдать за рождением целого города.
– Сколько стоит экскурсия, какое количество времени занимает и на каком виде транспорта она проходит? Вы предлагаете транспортные услуги или же туристы выбирают что-то свое?
Если заказ идет через фирму, то фирма делает определенную надбавку, зарплата экскурсовода варьируется от 12 тысяч тенге и выше. Что касается транспорта, то мы работаем на любом виде, кроме лошадей, если это, конечно, не загородная экскурсия. На автобусах, автомобилях, и на катере по Есилю — все зависит от предпочтений гостей.
– Вы наблюдали за многими туристами и можете сказать наверняка, какие объекты нашей столицы не оставляют равнодушными даже самых скептически настроенных, повидавших виды и страны туристов?
– Знаете, сейчас таких объектов очень много. Наша соборная мечеть Хазрет Султан, спроектирована нашим архитектором, никого не оставляет равнодушным. Торговый центр "Хан Шатыр", театр "Астана Опера", "Нур Алем", обзорный вид с Байтерека, вечерняя Астана очаровывает практически всех гостей.
– За вашу насыщенную экскурсионную карьеру была ли группа туристов, которая особенно запомнилась? Часты ли курьезные ситуации?
– Как правило, экскурсии состоят из моего рассказа, а гости задают вопросы. Бывают начитавшиеся, немного замороченные гости, но таких крайне мало. Бывают и курьезные моменты. Очень часто к нам приезжают туристы из промышленных регионов России и, поднимаясь на Байтерек, они спрашивают, где трубы? Они искренне удивляются тому, что в нашей столице нет промышленного производства. Как-то была интересная делегация из Франции. Гости приехали к нам зимой и, когда мы остановились на набережной, они не сразу поняли, что подо льдом у нас река. И увидев рыбаков подледного лова, они испытали очень сильные эмоции.
– Ранее вы сказали, что чаще работаете с гостями из СНГ… А насколько экскурсии востребованы среди местных жителей. К примеру, среди своих знакомых я знаю нескольких, которые ни разу не были в знаковых местах Астаны, даже на Байтереке. Много ли знают о городе, в котором сами живут столичные граждане?
– Думаю, что большинство астанчан так или иначе осведомлены о городе. Но многие не знают историю Астаны, Целинограда. Люди знают те объекты, которые сейчас существуют, а что было на их месте, знают немногие. И это большая задача представителей нашей профессии показывать не только туристам город, но и самим жителям столичным.
– Также интересно узнать о казахстанцах, которые приезжают в Астану впервые. Какие эмоции вызывает у них наш город? Ведь Астане уже 20 лет, а, к примеру, алматинцы до сих пор умудряются что-то сравнивать, сопоставлять…
– С казахстанцами я очень люблю работать. Большинство понимают все с полуслова, чего не происходит, к примеру с россиянами, с которыми, казалось бы, мы говорим на одном языке. Но у нас разный менталитет, им нужно все разъяснять. В то же время, с казахстанцами работа более ответственна, потому что все же есть определенная ревность и сопоставление, а моя задача как экскурсовода — сделать так, чтобы после увиденного у каждого было чувство гордости за нашу общую столицу.
Что касается алматинцев, то поначалу они, конечно, смакуют какие-то недостатки. Особенно если приезжают зимой, то тема погоды в Астане для них благодатна. Тему смога они смакуют отдельно. Горы и природа Алматы, безусловно, красивы, но и простор степи стоит отдельного восхищения. Нигде нет такой тишины, как в степи. И, естественно, построенные объекты не оставляют равнодушными даже алматинцев.
– Галина Николаевна, в преддверии ЭКСПО, наверняка на экскурсоводов был высокий спрос. А как обстоят дела сейчас? Насколько эта профессия сейчас востребована в Астане?
– Вы правильно отметили, что в преддверии международной выставки работы было очень много, а в этом году количество заказов уменьшилось. Помимо ведения экскурсий я провожу также мастер-классы. И нередки случаи, когда новобранцы сдаются на половине пути.
Это фундаментальный труд, касающийся политики, религии, архитектуры, экологии, истории и много чего другого.
Важно помнить, что экскурсия – это не просто показ города, это культурное просвещение народа. Важным аспектом является практическая сторона нашей профессии, и те, кто готовят будущих экскурсоводов, должны понимать это. Проблема еще состоит и в том, что у нас нет единого координационного центра.
По сути, профессия экскурсовода – вечна. Если есть, что и кому показывать, то и экскурсоводы будут нужны. Но если мы будем плыть по течению, брать в руки микрофон и говорить все, что ни попадя, то есть опасность, что от услуг экскурсоводов будут отказываться.
Если же наша работа будет хорошо скоординирована, работать будут настоящие профессионалы, ответственно подходящие к своим обязанностям, то и за профессию не будет стыдно.