О том, что приближается Прощеное воскресенье, современному человеку неутомимо благовествуют безвестные труженики Большого Спама, неугомонные насельники WhatsApp и прочих мобильных приложений. Малознакомые, а то и вовсе незнакомые люди, случайные френды по соцсетям почему-то почитают за долг обрадовать ближнего дежурной открыткой с текстом примерно следующего содержания: "Я прошу прощения у всех своих родных, у всех друзей и близких и даже у чужих".
В Прощеное воскресенье вообще страшновато заходить в соцсети. Там — эйфория публичных покаяний за всё и перед всеми. Оно и понятно: ничего не стоит попросить прощенья у дальних, никогда в твою реальность не вторгающихся людей, и получить в ответ такое же пустое, ни к чему не обязывающее: "И ты меня прости!". После с чувством исполненного нравственного долга поехать к теще на блины. Против блинов ничего не имею. Об ином грущу. Таинство стало балаганом.
Другие статьи Веры Гаврилко читайте здесь >>
Мы словно забыли о том, что дар прощения, если относиться к нему именно как к дару, может озарить и изменить всю человеческую жизнь. Помните, есть такой гениальный фильм — "Влюблен по собственному желанию"? Два очень одиноких человека – потрепанный жизнью красавец-неудачник и святая дурнушка — заключают договор о том, что могут влюбиться друг в друга. И, конечно, сами себе не верят. Красавцу скучно, его терзает перманентный абстинентный синдром. Дурнушка много читала о высшем предназначении человека, но ее собственный жизненный опыт принес ей лишь боль и разочарования.
Мужчина и женщина еще стоят, разделенные стеной, в разных комнатах и смотрят каждый в свое окно. Но они уже вместе навсегда. Не зная, как прокомментировать пролившуюся благодать, начитанная библиотекарша говорит: "Один писатель сказал, что люди – это стадо дикобразов, бредущих по ледяной пустыне жизни. Им холодно, они жмутся друг к дружке и ранят себя своими иглами"…
Цитата про дикобразов принадлежит философу Артуру Шопенгауэру. Он бродил как-то по зоопарку (было очень холодно) и увидел в вольере дикобразов, которые пытались согреться, сбиваясь в кучку. Но длинные иглы ранили их, и животные вынуждены были отодвигаться друг от друга, вновь замерзнув, снова жались друг к дружке.
С легкой руки Шопенгауэра в психологии возникло образное понятие "дилемма дикобразов". Суть ее в том, что в межличностных отношениях люди интуитивно выискивают оптимальное расстояние боли, которую они могут терпеть от недостатков своего ближнего. Слишком близко придвинуться не дают "иголки" любимого и родного человека, а совсем отодвинуться и бежать от людей мы не можем. Мы, люди, нуждаемся друг в друге. Мы, люди, спасаемся людьми.
— Значит, будет больно ему, лысому, — ответила я.
Приятельница помолчала, задумавшись, и призналась:
— Что ж, пусть тогда и я буду лысой. Если, конечно, между нами любовь.
Прощение и любовь делают нас "лысыми дикобразами". С одной стороны, таким не выжить в "ледяной пустыне жизни". С другой, именно с такими людьми чаще всего происходят всякие чудеса. Нам, обыкновенным, игольчатым, часто не понять этого, как не понять, какой огромный внутренний труд за этим стоит.
Прощение – это освобождение себя от мучительного страха, этого извечного спутника человека. Прощение – это всегда о Боге. Всегда, даже когда тебе кажется, что это очень человеческое. Потому что именно с прощением приходит осознание, что нет у тебя, по большому счету, других врагов, кроме самого себя. И это есть первая, но самая важная ступенька небесной лестницы.