Великий Черчилль. Великий Олдмен

В казахстанский прокат вышли "Темные времена" – картина о начале премьерства сэра Уинстона Черчилля, которая, скорее всего, принесет выдающемуся актеру Гэри Олдмену долгожданный первый "Оскар"
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

"Темные времена" — фильм одновременно типичный и нетривиальный. Его можно назвать классическим байопиком, но при этом действие умещено в два десятка дней одного месяца 1940 года. Это фильм о войне, причем без единой батальной сцены. Происходящее на экране держит в напряжении все два с лишним часа, хотя ты заранее знаешь исход. Оторваться от происходящего практически невозможно, несмотря на то, что большую часть хронометража составляют диалоги. В "Темных временах" отличный актерский ансамбль, но солист, держащий на себе всю эту кинематографическую махину один – блистательный Гэри Олдмен. Режиссер Джо Райт не превзошел сам себя, но постарался на славу.

Первую известность Райт приобрел после своего кинопрочтения "Гордости и предубеждения" Джейн Остин, но по-настоящему прославился после драмы "Искупление", чье действие происходит на фоне Второй мировой войны. И вот, новое обращение к теме – на этот раз больше историческое, нежели художественное. Написанное вовсе не значит, что "Темные времена" — документалка. Но эффект погружения, благодаря работам Гэри Олдмена, художественно-постановочной части и самого Райта достигается потрясающий. Ты как будто на самом деле находишься в знаменитых военных комнатах Черчилля, где сейчас устроен музей, и наблюдаешь за заседаниями военного совета в исполнении прекрасных актеров.

"Скиф": бред в багровых тонах
Дополнительный эффект создается благодаря свету. "Темные времена" (в оригинале Darkest Hour – "Самый темный час") это не только название. Райт искусственно нагнетает обстановку – цветов в фильме практически нет, они появляются только в окрасе лондонского автобуса-даблдекера или на орденских планках на кителе короля Георга VI. В остальном – чуть ли не сепия. Много коричневого, серого, черного, а свет врывается в кадр пару раз за весь фильм – когда распахиваются шторы.

Но главное в "Темных временах", конечно же, не антураж. Создай какую угодно атмосферу, без качественного актерского состава это будет не более, чем декорации. У Райта все на своих местах – от эпизодников до исполнителей ролей второго плана, включая Бена Мендельсона (король Георг VI), Кристин Скотт Томас (жена Черчилля Клементина), Лили Джеймс (секретарь Черчилля Элизабет Лейтон). И, конечно, Гэри Олдмена.

"Последний портрет": глоток свежего воздуха
Олдмен – без сомнения, выдающийся актер современности. Его роли в "Леоне", "Бессмертной возлюбленной", "JFK: выстрелы в Далласе" давно должны были принести ему массу наград, включая "Оскар". Но Олдмен так и остается одним из эталонов профессии с единственной "оскаровской" номинацией в карьере – за картину "Шпион, выйди вон!". С вероятностью в сто процентов скоро будет новая – за роль Черчилля. Насчет ста процентов я не шучу – можете хоть сейчас поставить на это. Исполнение Олдменом роли знаменитого политика и величайшего британца в истории (по опросу Би-Би-Си) уже принесло Олдмену "Золотой глобус", принесет номинацию на "Оскар" и вполне вероятно саму статуэтку. Главным соперником Олдмена в мужской актерской номинации будет Джеймс Франко за роль другого реального персонажа – неудачливого кинематографиста Томми Вайсо в фильме "Горе-творец".

Негр Адам Емес, или "Бизнес по-казахски в Америке"
Над образом Черчилля трудился не только сам Гэри Олдмен, но и мастер по гриму – за время съемок Олдмен потратил около 200 часов на то, чтобы ему придали фактурное и портретное сходство с Черчиллем. Суммарно вся эта работа позволила максимально точно воссоздать образ британского премьера. Причем − без особых прикрас. Так уж устроены западные демократии с их менталитетом, что судить историческую личность там привыкли по делам реальным, а не приписываемым. Черчилль в "Темных временах", как и в жизни, пьет виски утром, шампанское в обед, коньяк по вечерам и постоянно пыхтит сигарой (по словам Олдмена, "курительный бюджет" фильма составил около 30 тысяч долларов). И сохраняет при этом трезвость мысли.

Черчилль в исполнении Олдмена – это внешне непробиваемый железный человек, остающийся человеком сомневающимся и даже ранимым. Олдмен находит баланс, чтобы не показать своего героя смешным, когда он ластится к жене, или когда та называет его Поросенком, и одновременно не превратить Черчилля исключительно в машину по производству жестких политических решений. Изумительно сняты все сцены с легендарными выступлениями Черчилля в парламенте и, конечно, сцена в вагоне метро, когда не знающий, какой путь выбрать – воевать или идти на перемирие с Германией? – премьер спускается в подземку. Сцена эта выдумана (пусть Черчилль действительно регулярно ходил в народ), но она очень органично вплетена в общее повествование. "Темные времена" — это еще и урок нашим кинематографистам. Урок того, как надо снимать фильмы о ключевых личностях страны, не вызывая результатом оторопь или смех.