АСТАНА, 16 янв — Sputnik, Данияр Дауталиев. Шестнадцатого января отмечается всемирный день The Beatles – "ливерпульской четверки", изменившей представление о музыке во всем мире. В этот день в 1957 году открылся клуб Cavern, где дебютировала группа.
"Битлз" признана одной из самых успешных групп XX века. Журнал Rolling Stone поставил ее на первое место в списке величайших исполнителей всех времен. Своим творчеством группа породила глобальное явление — битломанию. О том, как слушали и доставали пластинки "Битлз" в советском Казахстане в интервью Sputnik Казахстан рассказал генеральный продюсер "Радио NS", битломан Ноэль Шаяхметов.
- Ноэль Равильевич, когда в Алматы начали слушать "Битлз"? Когда вы впервые услышали их песни?
- При Союзе некоторая музыка была под запретом, как власти относились к "Битлз"? Было ли некой формой протеста увлечение творчеством "ливерпульской четверки"?
— Официального запрета не было, но западная культура не приветствовалась, идеология в стране была не такая, как сейчас. Запретный плод всегда сладок, и, естественно, люди хотели слушать другую музыку. Если брать 1963-1970 годы, когда "Битлз" правили музыкой в мире, и сравнить этот период с советской музыкой, то, конечно, музыка сильно отличается. У нас много было народной музыки, эстрадная была очень красивая, но очень простая и достаточно примитивная. У "Битлз" к концу 60-х появилась очень сложная музыка, задействован был оркестр. Одним словом, музыка усложнилась благодаря им.
- Битломания была массовым явлением?
- Как битломаны доставали их пластинки, брюки-клеш, атрибуты того времени?
— Клеша при битлах не было, при "Битлз" были узенькие брючки, ботинки-лодочки или сапожки, коротенькие пиджаки, как сейчас. Кстати, мода 60-х возвращается, если посмотреть даже по женским прическам, девушки сейчас похожи как раз на девушек 60-70-х годов. Мода возвращается, и здорово, что "Битлз", как и пятьдесят с лишним лет назад, звучит из приемников, всю жизнь присутствуя в наших сердцах. Пластинки, конечно же, появлялись благодаря людям, у которых была возможность ездить за границу. Такими людьми были артисты, военные, служившие в странах Варшавского договора, моряки, которые имели возможность путешествовать по всему миру. Благодаря им появлялись эти пластинки.
- А можно было переписать запись или просто брали послушать?
— Раньше технология была очень простая. У всех были бобинные магнитофоны. На такие магнитофоны мы ночами переписывали пластинку. Обычно делалась одна копия, потом уже с бобины на бобину переписывалось, потому что пластинки очень ценились. Пластинка была валютой. Я сам ходил на эти барахолки или "толчки", как мы их называли, и менялся пластинками. Они стоили от 25 до 120 рублей, а 120 рублей — это зарплата советского инженера. У меня в 70-х годах появилось достаточно много пластинок благодаря старшему брату, он дипломат, работал в ООН в Нью-Йорке. Он, можно сказать, привез мой первый задел в коллекции, но он недолго существовал, подростками мы нуждались в деньгах и приходилось эти пластинки продавать или менять, выторговывая на что-то. Это была настоящая валюта: если требовались деньги, ты шел, продавал и мог себе позволить приобрести другую вещь.
- У вас, как у битломана, есть свое любимое произведение "Битлз"?
— Трудно выделить, но любимая песня "Michelle" 1965 года из альбома Rubber Soul. Мой любимый альбом из того многообразия, которое записали "Битлз", — Abbey Road 1969 года.
- Ваши ощущения от первой услышанной их песни?
- Играть вы продолжили и в армии. Какую музыку исполняли?
— Я служил в группе советских войск в Германии, в военно-воздушных силах. В свободное от службы время играл в местном доме офицеров, в вокально-инструментальном ансамбле, который назвал "Крылья", как группа Wings Пола Маккартни. У меня название было обосновано, потому что служил в ВВС и это могли быть "самолетные крылья" или "крылья Родины", как угодно. Репертуар наш, конечно, состоял из битловских песен, в то время невероятно популярны были группа "Машина времени", Юрий Антонов, но "Битлз" у нас был номером один.
- Когда вы узнали о гибели Джона Леннона? Что чувствовали?
— Я, наверное, может быть, был одним из первых, кто узнал о гибели Джона Леннона. Я как раз 9 декабря 1980 года находился в наряде. У нас в лесу была точка, называлась она "дальний привод", и эта точка наводила самолеты на аэродром. Мы охраняли радар. Я в карауле, в тулупе, валенках, с автоматом Калашникова, у меня стоял маленький приемник "Альпинист". На нем я слушал всегда одну радиостанцию — это радио "Люксембург", ее не глушили. Кстати, эту радиостанцию в 50-х годах слушали сами "Битлз", и они оттуда услышали Элвиса Пресли и других рок-н-рольщиков того времени.
- Вы продолжаете следить за творчеством Пола Маккартни?
— Конечно, я очень жду его альбомы. Послушал его ливерпульскую ораторию, классическую музыку, которую он написал. Он показал, что, помимо поп-исполнителя, может писать и классические произведения. Джазовый альбом, вышедший несколько лет назад, тоже говорит о том, что у него потенциал огромный, но я всегда жду альбома, который бы вернул в 70-е, когда он ушел из "Битлз".
С группой "Wings" он выпускал знаменитые альбомы "Band on the Run", "Red Rose Speedway", хочется, чтобы такой альбом вышел, но к сожалению, пока он не выпускал такого уровня альбомы. Мы все ждем от Маккартни мелодичную песню, также, как в свое время от Queen.
Когда Queen выпускали альбом, все ждали "медляки", потому что Фредди был мастером хороших баллад, как и Пол Макартни. Я жду, когда Пол напишет красивую песню, подобную "Yesterday". У него огромное количество красивых песен, это и позволяет надеяться и ждать, что еще что-то будет впереди.
- В интернете часто можно увидеть, как песни "Битлз" исполняют на домбре. Это, по вашему мнению, популяризирует их для нашего общества сейчас?
- Как вы на своем радио отмечаете это день?
— В этом году мы в преддверии Дня "Битлз" посвятили им двухчасовую передачу. Послушали самые знаменитые каверы, а второй час посвятили синглам "Битлз", то есть песням, которые не выходили на больших пластинках и потому редко звучали на радиостанциях.