Эксперты рассказали, почему крепнет тенге в Казахстане и как долго это продлится
17:28 04.12.2025 (обновлено: 12:05 05.12.2025)

Доллары и тенге, иллюстративное фото
© Sputnik / Владислав Воднев
Подписаться
Укрепление тенге к иностранным валютам в течение последнего месяца примерно на 10% тренд, скорее краткосрочный и вряд ли продлится долго
АЛМАТЫ, 4 дек — Sputnik. Казахстанские экономисты, комментируя заметное падение курса доллара в течение последнего месяца, слабо верят в то, что такая ситуация продлится долго. В первую очередь потому, что укрепление тенге, скорее результат валютных спекуляций на рынке и не имеет под собой прочной основы.
Прощай, доллар?
По словам казахстанского финансового аналитика Расула Рысмамбетова, ослабевающий в последний месяц курс доллара в Казахстане рано считать крахом "вечно-зеленого", о чем некоторые публичные эксперты говорят в последние 15-20 лет. Сложившуюся ситуацию с укреплением тенге, считает он, можно вполне логично объяснить тремя факторами.

Расул Рысмамбетов - экономист
© Sputnik / Александр Мироглов
"Первая и вторая причины в том, что, борясь с инфляцией, Нацбанк поднял базовую ставку, из-за чего вложения в тенговые инструменты стали интереснее, прибыльнее для инвесторов. Казахстан, будучи частью глобальной экономики и рынка капитала, открыт для иностранных игроков, которые заходят к нам на рынок, при этом имея доступ к дешевым долларам и евро. Заносит эти деньги, переводят их в тенге и уже тенге вкладывают в тенговые инструменты", - объясняет Рысмамбетов.
Третий фактор, по словам аналитика, заключается в том, что госбюджет еще не исчерпал гарантированный трансферт из Нацфонда, а он, в основном, находится в долларах и другой иностранной валюте.
"Поэтому еще и государство одновременно с этим начинает "переворачивать" собственные накопления - долларовые и евро - в тенге. То есть избыток доллара, он прямо превысил нормальные режимы", - отмечает Рысмамбетов.
Аналогичного мнения придерживается и другой казахстанский экономист Айдархан Кусаинов. Он также обращает внимание на высокую базовую ставку Нацбанка в 18% годовых, что очень привлекательно для инвесторов, которые попросту намереваются снять сливки в сложившейся ситуации.

Айдархан Кусаинов - экономист
© Sputnik / Александр Мироглов
"Отконвертировать, разместить деньги в тенге и потом вернуться. Это первое. Второе, я думаю, то, что в октябре, начале ноября было большое размещение Минфина. Полтора миллиарда (долларов - Sputnik). Они начали тоже продаваться на бирже. То есть ситуативно сложилось, что всего много: и зеркалирование, и обязательные продажи, выручки и трансферт. Еще внешний долг отконвертировали и тенге начал укрепляться", - считает Айдархан Кусаинов.
Зеркалирование
Зеркалирование Нацбанка при валютных операциях — это механизм, при котором Национальный банк проводит симметричные (зеркальные) сделки на внутреннем валютном рынке, чтобы нейтрализовать влияние внешних факторов на курс или ликвидность. Проще говоря, если происходит крупная покупка или продажа валюты (часто связанная с государственными структурами, квазигоскорпорациями или внешними контрактами), Нацбанк может провести обратную операцию — "зеркальную".
Сейчас, по его словам, для инвесторов, которые имеют валюту, картина складывается по-настоящему "шоколадная".
"То есть вы заходите, продаете по 520 доллар, размещаетесь под 18% годовых в тенге, а потом видите курс 500 тенге за доллар. И вы ловите и курсовую разницу, и процентную ставку", - уточняет эксперт.
Чем опасны hot money
При этом, по словам обоих экспертов, и Рысмамбетова и Кусаинова, ситуация может в один миг измениться в другую сторону и тогда тенге резко упадет, причем, возможно к более низким значениям, чем до начала укрепления.
"Когда вся эта толпа "бизонов" будет ломиться через одну "калитку", так сказать, выкупать обратно доллары и выходить, они могут, конечно, "поцарапать", так сказать, курс тенге и ослабить его", - говорит Расул Рысмамбетов.
В любой экономике hot money или горячие деньги (поток средств из одной страны в другую с целью получения краткосрочной прибыли за счет разницы процентных ставок или ожидаемых изменений обменного курса – Sputnik) явление довольно опасное, с которым стараются бороться, говорит экономист Айдархан Кусаинов.
"Их пытаются изолировать, потому что они быстро приходят и быстро уходят. Когда большой объем этих горячих денег начинает заходить, курс начинает придавливаться, а это вызывает еще больший соблазн у инвесторов. И эти горячие деньги еще сильнее туда приходят. И чем больше они приходят, чем сильнее укрепляют, тем больше соблазн. Почему вообще то во всем мире с горячими деньгами воюют? Потому, что, когда они начинают также быстро уходить, возникает совершенно обратный эффект. Они начинают уходить, валюта начинает слабеть. Чем быстрее она слабеет, тем быстрее эти деньги уходят", - отмечает он.
Что делать регулятору?
Когда и по какой причине инвесторы могут принять решение выводить свои средства из тенге и вновь обращать их в валюту, сказать сложно.
"Я, как финансист, скажу: "Любое счастье имеет свой конец". Но пока… Конец от нас далеко, я надеюсь. Ставка высока. Деньги в Нацфонде есть. Главное, чтобы не пошатнулась уверенность инвесторов. Если сейчас инвесторы скажут, что Казахстан тот самый фронтирный рынок, на котором можно хорошо зарабатывать, то у нас эти доллары и евро будут бегать, конечно по рынку", - говорит Расул Рысмамбетов.
При этом, он отмечает, что такая ситуация заметно навредит казахстанским экспортерам, которые продают не только нефть, и невыгодна Нацфонду.
"Потому что Нацфонд меняет валюту в тенге, а курс сейчас достаточно низкий, я бы сказал, не побоюсь этого слова, ниже рыночных значений. Некоторые эксперты говорят, конечно, что курс рыночный и все нормально, что это новая реальность… Я, как финансист, этого не вижу. Я думаю, это временно", - отмечает Рысмамбетов.
По словам экономиста Айдархана Кусаинова, в сложившейся ситуации государству, как регулятору, важно вмешаться в происходящие процессы, чтобы не допустить резкого ослабления тенге в последующем. Для этого нужно, как минимум, отменить обязательную продажу валютной выручки.
"И второе – есть покупки (валюты - Sputnik) в ЕНПФ, которые Нацбанк не делает. А нужно активно покупать. То есть, проблема нивелирования вот этих горячих денег решается разными регуляторными инструментами и в том числе, активностью центробанков", - говорит он.
Чего ждать в 2026-м?
Какова будет ситуация с долларом в наступающем 2026 году, эксперты утверждать не берутся.
"Технически у Национального банка хватит ресурсов, скажем так, удержать стабильность тенге. Но дело в том, что это будет накапливать проблемы в экономике, душить экономику. И, я бы так сказал, что это откладывание, что ли, кризиса. То есть, технически, это, как крышку на кипящем котле удержать. Сил хватит. Но проблема в том, что давление в котле, оно растет и растет. Рано или поздно крышку сорвет", - предупреждает Айдархан Кусаинов.
По мнению финансового аналитика Расула Рысмамбетова, для того, чтобы избежать проблем в будущем, уже сейчас необходимо, в первую очередь, сосредоточиться на развитии реального сектора экономики.
"Мы видим, государство готово к этому, и оно не жалеет денег, чтобы развить местную переработку, что металлургическую, что сельскохозяйственную. Но, чем меньше экономика, тем легче ее раскачать, вывести из баланса", - констатирует Рысмамбетов.
При этом, он настаивает на том, что именно развитие производственной базы и реального сектора экономики, а также укрепление бизнеса – единственный способ обрести независимость от посторонних игроков.

