Что мешает Казахстану и России использовать весь потенциал судоходства по Иртышу

© Александр Мироглов Набережная реки Иртыш в Ханты-Мансийске
 Набережная реки Иртыш в Ханты-Мансийске - Sputnik Казахстан, 1920, 02.12.2025
Подписаться
АЛМАТЫ, 2 дек — Sputnik. Генеральный директор акционерного общества "Северречфлот" Сергей Сандулов считает, что потенциал развития судоходства по Иртышу между Россией, Казахстаном и Китаем сильно недооценен, а в случае углубления сотрудничества в этой сфере принесет всем странам-участницам массу преимуществ.
© Александр МирогловГенеральный директор акционерного общества “Северречфлот” Сергей Сандулов
Генеральный директор акционерного общества “Северречфлот” Сергей Сандулов - Sputnik Казахстан, 1920, 02.12.2025
Генеральный директор акционерного общества “Северречфлот” Сергей Сандулов

Сила речного флота

По словам главы АО "Северречфлот" Сергея Сандулова, после распада Советского Союза северному речному флоту России удалось сохранить, а в последние два десятилетия и увеличить свой потенциал. Благодаря госпрограмме развития появились новые речные порты, в том числе и в Ханты-Мансийске, была расширена география маршрутов, из года в год модернизируется и обновляется парк речных судов.
"Недавно правительство Ханты-Мансийского автономного округа закупило четыре новых "Метеора", два новых "Валдая". Сегодня есть программа закупки новых теплоходов на замену старым, вышедших из строя судам типа "Заря". Также построено почти 20 единиц стоечного флота (вспомогательные суда, постоянно эксплуатирующиеся у берега: причальные понтоны, плавучие ремонтные мастерские, суда для специальных работ на рейдах и т. д. - Sputnik)", - рассказывает Сергей Сандулов.
По его словам, такое внимание к речному судоходству связано с тем, что во многие местные населенные пункты, особенно в межсезонье, добраться кроме как по воде попросту невозможно.
"Здесь, в Ханты-Мансийском и Белоярском районах используем суда на воздушной подушке, которые могут работать как по воде и по льду, так и по отмели. То есть там, где совсем нет судоходства. Могут работать, когда уже лед на реке. Таким образом мы доставляем более дешевым видом транспорта людей до места проживания", - объясняет Сандулов.
Несмотря на то, что "Северречфлот" единственное предприятие в Западно-Сибирском регионе, которое занимается пассажирскими перевозками, сегодня оно обслуживает более 40 маршрутов.
© Александр МирогловРечной порт города Ханты-Мансийска
Речной порт города Ханты-Мансийска - Sputnik Казахстан, 1920, 02.12.2025
Речной порт города Ханты-Мансийска
"Мы обслуживаем все населенные пункты вдоль реки по Ханты-Мансийскому округу и по Ямало-Ненецкому. Это начиная от Тобольска и до самой северной губы за Салехард. Наши суда ходят даже по Обской губе до нового порта. Мы перевезли в эту навигацию 358 000 пассажиров на 39 миллионов пассажиро-километров. То есть, в среднем, мы перевозим каждого пассажира на 100 километров. Это довольно-таки много. И тенденция каждый год увеличивается", - говорит глава "Северречфлота".

Великая река великих народов

По словам Сергея Сандулова, он еще помнит времена, когда сухогрузы и скоростные речные суда спокойно ходили от Омска до Павлодара, Семипалатинска и даже Усть-Каменогорска.
"В советское время река Иртыш работала. Флот Омского речного порта добывал ПГС (песчано-гравийная смесь - Sputnik) в районе как раз Семея и возил на север Западной Сибири, когда развивался нефтегазовый комплекс. Скоростные суда ходили до Семипалатинска и выше. Если говорить про Усть-Каменогорск, там я видел красивые места, шикарные, где, конечно, надо развивать, как и пассажирские перевозки, так и туристические. Всем этим надо заниматься"- вспоминает Сандулов.
Сегодня же крайняя точка в Казахстане, куда могут добраться суда "Северречфлота" по Иртышу – Павлодар.
По словам Сергея Сандулова, на данный момент для полноценного совместного использования Иртыша двумя странами есть несколько препятствий.
В первую очередь сложность заключается в том, что в районе Семипалатинска Иртыш на сегодняшний день недостаточно глубок для прохождения большинства судов.
"Проблема в перекатах в районе Семея. Если мы говорим, что Республика Казахстан дает гарантированно глубину 1,6 метра на всем протяжении, но то в районе Семея она всего 1,04 метра. Поэтому это как раз то горлышко, которое мешает нам полностью использовать потенциал реки Иртыш. Как исправить? Знаю, что правительство Казахстана эту проблему знает, занимается, там ведут определенные инженерные работы для того, чтобы глубина все-таки соответствовала", - объясняет Сергей Сандулов.
Другая проблема, по его словам, заключается в том, что, если в России после распада Союза что-то осталось, а что-то было построено уже после, то в Казахстане практически нет речного флота.

Чтоб Иртыша хватало всем

По словам Сергея Сандулова, он уже многие годы выступает инициатором организации полноценного сообщения речного флота не только с участием России и Казахстана, но и Китая, где Иртыш берет свой исток.
О том, что эта инициатива может быть полезна в экономическом плане всем трем странам, неоднократно заявляли и специалисты Евразийского банка развития. Они не раз обращали свое внимание на проблемные вопросы этой крупной водной артерии. В том числе на тот момент, что до сих пор не существует четкого, совместно утвержденного на межгосударственном уровне плана действий по использованию бассейна Иртыша между Китаем, Казахстаном и Россией.
"Здесь вопрос больше касается Китая, который не подписал ни одной из международных конвенций по управлению водными трансграничными ресурсами. И здесь вопрос, как до этого дойти. Или другое, что мы считаем оптимальным форматом – трехстороннее соглашение по Иртышу. К этому мы стремимся, но Китай избегает именно такого формата", - рассказывал ранее в интервью Sputnik Казахстан руководитель Центра отраслевого анализа дирекции по аналитической работе ЕАБР Арман Ахунбаев.
По его словам, будущее Иртыша вызывает серьезные опасения у Казахстана и России, в первую очередь, в связи с бурным развитием в последние три десятилетия Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая. Стремительный рост населения, а значит промышленности, энергетики и народного хозяйства будут требовать все больше воды из Иртыша. По словам экспертов ЕАБР, если в ближайшее время развитие здесь продолжится теми же темпами, это может в разы уменьшить сток, что скажется на Казахстане и России.
"Вы совершенно правильно говорите, что сброс воды, конечно, на глубину влияет, но не только это. В любом случае есть соглашения об экологических попусках. И даже при том, что сегодня они где-то ограничится и Казахстаном, и Китаем, мы все равно мы на этом участке работаем. Плюс, год на год не приходится. У нас по последним годам с объемом (воды в Иртыше - Sputnik) нет никаких ограничений", - отмечает Сергей Сандулов.
Как бы то ни было, глава "Северречфлота" убежден, что решать вопросы по совместному использованию Иртыша уже сейчас необходимо более активно. Устранение всех имеющихся препятствий непременно даст положительный эффект всем странам, через которые протекает эта большая и значимая река Евразийского континента.
Лента новостей
0