Национальная палата "Атамекен" уполномочена заявить о своем несогласии
© Photo : Палата предпринимателей АстаныФлаг национальной палаты предпринимателей

© Photo : Палата предпринимателей Астаны
Подписаться
Национальная палата предпринимателей официально заявила свою позицию по новому Реестру казахстанских производителей
АСТАНА, 16 мар — Sputnik. Ряд нормативных правовых актов, принятых парламентом Казахстана и направленных на подпись президента, рассматривались без учета мнения казахстанских предпринимателей.
Об этом сообщила пресс-служба Национальной палаты предпринимателей Казахстана (НПП) "Атамекен".
В сообщении, разосланном в редакции казахстанских СМИ, отмечено, что одобренный депутатами мажилиса (нижняя палата казахстанского парламента) во втором чтении законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам определения страны происхождения товаров" был принят без консультаций с бизнес-сообществом.
"Законопроект, в числе прочего, предполагает создание нового Реестра казахстанских производителей. Обсуждения о необходимости пересмотра действующих механизмов определения ОТП (отечественных товаропроизводителей – прим. Sputnik) ведутся Национальной палатой предпринимателей в течение последних двух лет. Инициаторами реформ выступает уполномоченный орган в области развития промышленности. При этом позиция бизнеса в большинстве случаев не учитывается", - отмечают эксперты НПП.
Основное отличие предложенного законопроекта от действующей системы – внедрение цифровой верификации. Национальная палата поддерживает эти подходы. Однако, готовность к верификации вызывает сомнения.
"На данный момент бизнесу не продемонстрирован сам процесс, а также неясно по каким критериям будет оцениваться предприятие. Несмотря на поддержку идеи цифровизации, полное исключение "лжепроизводителей" с помощью только цифровой верификации невозможно", - акцентирует внимание Управляющий директор – директор департамента сертификации и происхождения товара НПП Аман Малгаждаров.
Важно понимать, что простым внесением субъекта предпринимательства в Реестр для получения мер господдержки недостаточно для того, чтобы стимулировать производителей к повышению локализации и использованию местного сырья. Неясным остается и то, как уполномоченной орган будет стимулировать предпринимателей.
Также, по мнению эксперта, необходимо установить приоритет в получении мер господдержки для предприятий, имеющих больший уровень локализации и применения местного сырья.
В целом, НПП "Атамекен" поддерживает совершенствование системы, однако законопроект подготовлен формально, не проработаны основные подходы и критерии по определению казахстанского товаропроизводителя, отсутствует стратегический анализ применения нового Реестра в регулируемых закупках, который охватывает ряд текущих проблем, и в оказании мер государственной поддержки.
Бизнес нуждается в четких и справедливых правилах игры.
Национальная палата предлагает объединить две основные цели, которые были поставлены Главой государства путем разработки новой методологии по расчету доля внутристрановой ценности (ДВЦ).
В основе указанной методологии будут применяться технологические операции и использование местного сырья для производства продукции.
По словам Малгаждарова, в регулируемых закупах имеется проблема с градацией предпринимателей с учетом их возможностей и инвестиционного вклада в производство. "Атамекен" предлагает внедрить категорирование товаропроизводителей (товаров). В зависимости от категории товара, отечественный товаропроизводитель будет иметь возможность участвовать в регулируемых закупках и получать меры государственной поддержки и (или) преференции в регулируемых закупках.
Эта мера необходима, потому что на текущий момент производители с разной степенью переработки и мощностями конкурируют на равных условиях в регулируемых закупках. В результате, часто производители с меньшими мощностями и технологическим уровнем выигрывают тендеры за счет демпинга.
"Если сегодня не будет введена практика категоризации, то проблема в регулируемых закупках так и будет оставаться вечным спором среди предпринимателей. Нужно понимать, что государство должно поддерживать как производителей с глубоким уровнем передела, так и давать возможность стимулировать начинающие предприятия, готовых к дальнейшему развитию", - призывает спикер.
Категоризация товара это не нововедение, это необходимость, которая построит системную инфраструктуру предоставления справедливых преференций для добросовестных отечественных производителей, акцентирует внимание Нацпалата предпринимателей "Атамекен".
Вместе с тем отметим утверждение депутата парламента Мукаша Искандирова о наличии большого числа сертификатов СТ-KZ у лжепредпринимателей и лжепроизводителей. С данным утверждением Национальная палата не может согласиться. В данном вопросе требуется определение кто такой на сегодня "лжепроизводитель", и существует ли официальное правовое определение данного термина?
На данный момент требования к потенциальному производителю при выдаче сертификата СT-KZ регулируются правилами министерства торговли и интеграции Казахстана. Нужно признать их несовершенство, что может создавать лазейки для недобросовестных предпринимателей. На протяжении нескольких лет Нацпалата "Атамекен" направляла предложения по улучшению и уточнению этих требований, однако многие из них не были рассмотрены.
"Важно отметить, в ноябре 2023 года территориальные департаменты Комитета технического регулирования и метрологии Минторговли и интеграции провели масштабные внеплановые проверки в двадцати региональных палатах предпринимателей. Инициированные Генеральной прокуратурой проверки касались законности выдачи сертификатов о происхождении товара в период с 2020 по 2023 годы. В рамках проверок было проанализировано 39 146 сертификатов СТ-KZ и 297 603 экспортных сертификата. Нарушения были выявлены по 121 сертификату, что составляет менее 1% от общего числа выданных документов. Однако эти нарушения касались только технических аспектов, таких как несоответствие сроков, отсутствие подписей или неполный пакет документов. Они не влияли на статус отечественного производителя", - отмечено в заявлении НПП "Атамекен".
В этом контексте можно отметить индустриальный сертификат, отличительной чертой которого является оценка производства отраслевыми экспертами, подтверждающими возможности производства с определением производственной мощности для выпуска товаров.
На основании этого подхода Национальная палата полагает, что экспертная оценка производства должна стать обязательной частью реформы по определению казахстанского товаропроизводителя.
В целом, с 2019 по 2024 год в Казахстане было выдано 69 367 сертификатов СТ-KZ и 1 528 Индустриальных сертификатов. Индустриальный сертификат действует три года с возможностью продления, в то время как СТ-KZ выдается на каждую партию товара или серийное производство, что объясняет его более высокое количество. Этот сертификат обязателен для подтверждения происхождения товаров в регулируемых закупках, что зависит от частоты поставок.