https://ru.sputnik.kz/20241204/kazakhskaya-obschina-omska-49039308.html
Можно позавидовать: как казахская община Омска сохраняет культуру, традиции, язык
Можно позавидовать: как казахская община Омска сохраняет культуру, традиции, язык
Sputnik Казахстан
Казахи в Омской области вторая по численности национальность, а потому ведут здесь активную общественную деятельность и представлены в различных властных... 04.12.2024, Sputnik Казахстан
2024-12-04T19:30+0500
2024-12-04T19:30+0500
2024-12-04T19:30+0500
омск
казахи
этнические казахи
россия
культура
https://sputnik.kz/img/07e8/0c/04/49038822_0:21:1200:696_1920x0_80_0_0_bca8ea25c16b4512ed842f7e0e4bfa6f.jpg
АЛМАТЫ, 4 дек — Sputnik. Сохранять традиции, культуру и язык народа для казахской общины Омска приоритет из разряда важнейших. Благо, проблем с этим в регионе нет: местные власти не только не мешают сохранению самобытности этноса, но и всячески поддерживают эти начинания и не только добрым словом, но и материально.Века вместе - сближаютДелегацию казахстанских журналистов, прибывшую в Омскую область по приглашению Россотрудничества в Казахстане и правительства региона, Омск встретил снежком и легким морозцем. Однако капризы сибирской погоды не помешали прочувствовать глубокую теплоту как принимающей стороны, так и рядовых омичей. Но особенно журналистский десант из Казахстана ждали в казахской общине областного центра, чтобы поделиться не только своими достижениями, но и переживаниями.О том, как чувствуют себя этнические казахи, проживающие в регионе, стало понятно уже из знакомства с председателем правления общественного объединения "Казахи Омска". Куаныш Елеутаев сразу же попросил не называть их диаспорой, предложив остановиться на определении "община". Оно и понятно: казахи в этих местах живут веками, а потому чужими себя не чувствуют.По его словам, для властей региона, все национально-культурные объединения являются не иначе, как друзьями, а плотное взаимодействие с ними позволяет избегать возникновения конфликтов на этнической и религиозной почвах."Нельзя не учитывать тот факт, что в Омской области проживают 135 национальностей и зарегистрированы 325 религиозных организаций. Отношения, которые выстраиваются с общинами, особенно через лидеров, имеют ключевую роль в регионе не только во внутриполитических, но и во внешнеполитических вопросах", - добавляет Герасимчук.Омские казахи: в России мы домаОбщественная организация "Казахи Омска" существует уже 15 лет. Сегодня здесь обучают всему, что помогает этносу сохранить культурное своеобразие: игре на домбре, вокалу, традиционным казахским играм. Ни один праздник не проходит без масштабных концертов и шествий, в которых принимают участие национальные танцевальные и музыкальные коллективы.Настоящая гордость омских казахов - хореографический коллектив "Ажар". Без малого десять лет назад его основала уроженка области Айгерим Ауганова. На данный момент в нем, в 20 группах, занимаются уже более 350 детей – этнических казахов."Национальные культурные объединения у нас очень хорошо поддерживает государство. В России созданы все условия для того, чтобы народы, и казахи в их числе, имели возможность изучать свои историю, культуру, традиции", - говорит Куаныш Елеутаев.Сегодня, благодаря этой поддержке, казахи Омской области имеют даже свой собственный печатный орган – газету "Омбы қазақтары", которая выходит на двух языках вот уже в течение 10 лет. Кстати, в этом году она стала победителем в номинации "Лучшее казахоязычное СМИ за рубежом" Национальной премии "ҮРКЕР" области печатной, радио и интернет – журналистики. А миллион тенге, полученный в качестве приза, по словам Елеутаева, пустили на развитие газеты.Господдержка национальных культурных центров в Омской области, особенно в последние годы, находится на высоком уровне.Не ощущают представители казахской общины каких-либо притеснений и в социально-трудовых отношениях. Здесь все просто: обладаешь необходимыми знаниями – получи заслуженную должность. Национальная принадлежность роли не играет.Все хорошо и с религией."Вопросов по межнациональным, межконфессиональным отношениям у нас нет. Только в городе Омске десять мечетей и девять из них - казахские. В составе нашего духовного управления по всему региону около 50 мечетей в аулах, в деревнях, в районах. Мы каждый год открываем по одной-две мечети. И как мы можем сказать, что нас тут притесняют?", - говорит муфтий духовного управления мусульман Омска и Омской области, член региональной общественной палаты Бота Бакулин.Сохранение языка – задача первостепеннаяПри всем активном развитии движения по сохранению традиций и культурных ценностей, омские казахи отмечают серьезные сложности в сохранении казахского языка. И дело здесь совершенно не в том, что кто-то ставит палки в колеса или мешает его изучению: государство, наоборот, всячески это поддерживает. Проблема заключается в том, что, со сменой поколений, все меньшее число этнических казахов используют родной язык в повседневной жизни.Причем такие процессы происходят не только в казахской общине Омска. С аналогичной ситуацией сталкиваются и другие этносы – немцы, татары и прочие.Именно по этой причине сегодня в регионе казахской общиной повсеместно внедряются курсы по изучению казахского языка, а в десятках школ региона на постоянной основе проводятся факультативы, которые, кстати, пользуются большим спросом.По этой же причине, с особым воодушевлением в Омской области восприняли новость о том, что в трех областях России – Омской, Астраханской и Оренбургской будут открыты казахские школы.Как отметили в отделе по делам национальностей и взаимодействию с религиозными организациями министерства внутренней политики Омской области, такое решение вполне логично. Хотя бы потому, что у населения региона есть запрос на изучение казахского языка, о чем говорит заметный в последнее время рост числа кружков и факультативов."Мы, со своей стороны, делаем все возможное в поддержке этого направления. И надо отдать должное общественным организациям, которые уделяют этому много внимания. Эти инициативы, как социально ориентированные и значимые проекты, нами всегда и всецело поддерживаются", - отметил Рустам Герасимчук.Вместе и в беде, и в радостиСохраняя язык и культурные традиции своего народа, казахи Омска никак не отделяют себя от России, хоть и признаются, что очень внимательно следят за событиями на исторической Родине и переживают за нее.О том, сколько недоброжелателей есть у России и Казахстана – стран, которые связывает многовековой союз и одна история, в казахской общине Омска осведомлены хорошо. Здесь очень болезненно реагируют на все выпады тех, кто пытается вбить клин в дружбу народов.Ярким примером этого стала информация, запущенная в ряде казахстанских СМИ, о том, что во время проведения мобилизации на специальную военную операцию в России сознательно, в первую очередь и в массовом порядке, призывали именно россиян - этнических казахов."Во-первых, такую статистику очень сложно вести, потому что у нас в документах нет национальности. Мы все граждане России. Во-вторых, так повелось, что многие этнические казахи служат в правоохранительных органах и в армии. Допустим, в Старом Кировске военная часть, где из 2 000 человек 60% примерно – этнические казахи. Подписал контракт – служи. Это обязанность. Поэтому не могу сказать, что как-то по национальному признаку выбирали", - объясняет Куаныш Елеутаев.Аналогично, никто не сможет назвать точное число казахов-добровольцев, которых, по словам Елеутаева, было тоже не мало."Допустим, вы в военкомат напишите: "Cколько добровольцев-казахов ушло на СВО?". Они вам ответят: "Мы не ведем статистику, кто: казах, цыган, русский. У нас есть граждане". А вообще, да, скажу, что казахов воюет много. И добровольцев среди них тоже много", - говорит он.А вот своими героями СВО в казахской общине очень гордятся. Многие из них были награждены медалями и орденами за храбрость и мужество. Есть и Герои России. Один из них - Жумагельды Нурахметов."Награжден в прошлом году. Хороший парень из хорошей семьи. Живет в небольшом поселке. Мы туда ездили родителей его поздравить. Его младший брат тоже участвовал в СВО. Был ранен, его комиссовали. Сейчас учится на офицера", - рассказывает Куаныш Елеутаев.По его словам, Герой России Жумагельды Нурахметов достойный потомок своего деда, который прошел всю Великую Отечественную.По его словам, сейчас все население региона понимает, почему и с кем российские солдаты сражаются в рамках СВО, а потому стараются всем миром оказывать поддержку военным: кто маскировочные сети плетет, а кто амулеты делает."Мы увидели, что много разных христианских оберегов делают. А у наших ребят - мусульман это не приветствуется. И тогда возникла идея. Мы пошли к одной из мечетей и говорим: "Давайте ребятам сделаем какую-то штуку, чтобы они могли молитвы читать. И тогда возникла идея молитвенников. Вот, скоро передадим ребятам, потому что мы всех их ждем домой", - говорит Елеутаев."Вопросам взаимодействия с национально-культурными объединениями в Омской области правительством уделяется очень большое внимание. И те самые лидеры национально-культурных общин, национально-культурных объединений, они действительно являются нашими друзьями, потому что мы единый народ и не разделяем людей по национальному признаку", - заключил Рустам Герасимчук.Также казахская община Омска прилагает все усилия для того, чтобы поддерживать семьи, которые не дождались с СВО своих родных и близких и власти региона всячески их в этом поддерживают.
омск
россия
Sputnik Казахстан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2024
Александр Мироглов
https://sputnik.kz/img/647/87/6478755_150:0:1050:900_100x100_80_0_0_5d74d52f5c7ebe6a2ca9041208f27bc4.jpg
Александр Мироглов
https://sputnik.kz/img/647/87/6478755_150:0:1050:900_100x100_80_0_0_5d74d52f5c7ebe6a2ca9041208f27bc4.jpg
Новости
ru_KK
Sputnik Казахстан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://sputnik.kz/img/07e8/0c/04/49038822_123:0:1078:716_1920x0_80_0_0_0b05e165d8d6840212055a9511a44057.jpgSputnik Казахстан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Александр Мироглов
https://sputnik.kz/img/647/87/6478755_150:0:1050:900_100x100_80_0_0_5d74d52f5c7ebe6a2ca9041208f27bc4.jpg
омск, казахи, этнические казахи, россия, культура
омск, казахи, этнические казахи, россия, культура
АЛМАТЫ, 4 дек — Sputnik. Сохранять традиции, культуру и язык народа для казахской общины Омска приоритет из разряда важнейших. Благо, проблем с этим в регионе нет: местные власти не только не мешают сохранению самобытности этноса, но и всячески поддерживают эти начинания и не только добрым словом, но и материально.
Делегацию казахстанских журналистов, прибывшую в Омскую область по приглашению Россотрудничества в Казахстане и правительства региона, Омск встретил снежком и легким морозцем. Однако капризы сибирской погоды не помешали прочувствовать глубокую теплоту как принимающей стороны, так и рядовых омичей. Но особенно журналистский десант из Казахстана ждали в казахской общине областного центра, чтобы поделиться не только своими достижениями, но и переживаниями.
О том, как чувствуют себя этнические казахи, проживающие в регионе, стало понятно уже из знакомства с председателем правления общественного объединения "Казахи Омска". Куаныш Елеутаев сразу же попросил не называть их диаспорой, предложив остановиться на определении "община". Оно и понятно: казахи в этих местах живут веками, а потому чужими себя не чувствуют.
"Тот факт, что казахи Омска обижаются на то, что их называют диаспорой, абсолютно верен. Потому, что они – одна из титульных национальностей, которые проживают в регионе, наряду с русскими, татарами, немцами. Казахи на территории омского Прииртышья проживали испокон веков, сформировали аулы.
То есть это - история нашего государства, одного из коренных народов нашего государства, с которым мы всегда считаемся", - объясняет начальник отдела по делам национальностей и взаимодействию с религиозными организациями министерства внутренней политики Омской области Рустам Герасимчук.
По его словам, для властей региона, все национально-культурные объединения являются не иначе, как друзьями, а плотное взаимодействие с ними позволяет избегать возникновения конфликтов на этнической и религиозной почвах.
"Нельзя не учитывать тот факт, что в Омской области проживают 135 национальностей и зарегистрированы 325 религиозных организаций. Отношения, которые выстраиваются с общинами, особенно через лидеров, имеют ключевую роль в регионе не только во внутриполитических, но и во внешнеполитических вопросах", - добавляет Герасимчук.
Омские казахи: в России мы дома
Общественная организация "Казахи Омска" существует уже 15 лет. Сегодня здесь обучают всему, что помогает этносу сохранить культурное своеобразие: игре на домбре, вокалу, традиционным казахским играм. Ни один праздник не проходит без масштабных концертов и шествий, в которых принимают участие национальные танцевальные и музыкальные коллективы.
Настоящая гордость омских казахов - хореографический коллектив "Ажар". Без малого десять лет назад его основала уроженка области Айгерим Ауганова. На данный момент в нем, в 20 группах, занимаются уже более 350 детей – этнических казахов.
"Национальные культурные объединения у нас очень хорошо поддерживает государство. В России созданы все условия для того, чтобы народы, и казахи в их числе, имели возможность изучать свои историю, культуру, традиции", - говорит Куаныш Елеутаев.
Сегодня, благодаря этой поддержке, казахи Омской области имеют даже свой собственный печатный орган – газету "Омбы қазақтары", которая выходит на двух языках вот уже в течение 10 лет. Кстати, в этом году она стала победителем в номинации "Лучшее казахоязычное СМИ за рубежом" Национальной премии "ҮРКЕР" области печатной, радио и интернет – журналистики. А миллион тенге, полученный в качестве приза, по словам Елеутаева, пустили на развитие газеты.
Господдержка национальных культурных центров в Омской области, особенно в последние годы, находится на высоком уровне.
"На базе Омского Дома дружбы Минкультуры региона собрало этнические творческие коллективы, которые финансово поддерживаются из бюджета. Они участвуют во всех культурно-массовых мероприятиях, в том числе, в честь государственных праздников. Ни один из них не проходит в мононациональном формате", - рассказывает Рустам Герасимчук.
Не ощущают представители казахской общины каких-либо притеснений и в социально-трудовых отношениях. Здесь все просто: обладаешь необходимыми знаниями – получи заслуженную должность. Национальная принадлежность роли не играет.
"Вопросов по межнациональным, межконфессиональным отношениям у нас нет. Только в городе Омске десять мечетей и девять из них - казахские. В составе нашего духовного управления по всему региону около 50 мечетей в аулах, в деревнях, в районах. Мы каждый год открываем по одной-две мечети. И как мы можем сказать, что нас тут притесняют?", - говорит муфтий духовного управления мусульман Омска и Омской области, член региональной общественной палаты Бота Бакулин.
Сохранение языка – задача первостепенная
При всем активном развитии движения по сохранению традиций и культурных ценностей, омские казахи отмечают серьезные сложности в сохранении казахского языка. И дело здесь совершенно не в том, что кто-то ставит палки в колеса или мешает его изучению: государство, наоборот, всячески это поддерживает. Проблема заключается в том, что, со сменой поколений, все меньшее число этнических казахов используют родной язык в повседневной жизни.
"Происходит ассимиляция. Старшее поколение уходит от нас. Если не успели молодежь научить языку внутри семьи, то ее больше никто и нигде не научит родному языку. Плюс смешанные браки. Если где-то выбирается, допустим, родной язык данной территории, то другой язык забывается. И это - проблема", - объясняет Рустам Герасимчук.
Причем такие процессы происходят не только в казахской общине Омска. С аналогичной ситуацией сталкиваются и другие этносы – немцы, татары и прочие.
Именно по этой причине сегодня в регионе казахской общиной повсеместно внедряются курсы по изучению казахского языка, а в десятках школ региона на постоянной основе проводятся факультативы, которые, кстати, пользуются большим спросом.
По этой же причине, с особым воодушевлением в Омской области восприняли новость о том, что в трех областях России – Омской, Астраханской и Оренбургской будут открыты казахские школы.
"Мы в 2016 году в шести школах открыли центры по изучению казахского языка. Недавно мы услышали новость, что правительства России и Казахстана договорились открыть казахские школы в трех регионах Российской Федерации, в том числе в Омской области. Такое сохранение казахского языка тоже нас радует. Это была приятная новость, конечно", - отмечает Бота Бакулин.
Как отметили в отделе по делам национальностей и взаимодействию с религиозными организациями министерства внутренней политики Омской области, такое решение вполне логично. Хотя бы потому, что у населения региона есть запрос на изучение казахского языка, о чем говорит заметный в последнее время рост числа кружков и факультативов.
"Мы, со своей стороны, делаем все возможное в поддержке этого направления. И надо отдать должное общественным организациям, которые уделяют этому много внимания. Эти инициативы, как социально ориентированные и значимые проекты, нами всегда и всецело поддерживаются", - отметил Рустам Герасимчук.
Вместе и в беде, и в радости
Сохраняя язык и культурные традиции своего народа, казахи Омска никак не отделяют себя от России, хоть и признаются, что очень внимательно следят за событиями на исторической Родине и переживают за нее.
"Живя за пределами Казахстана, радуемся каждому его достижению. Да, конечно, переживаем за те события, которые внутри Казахстана. За то, чтобы не расшаталось то единство, та стабильность, которая на сегодняшний день есть. Мы хотим, чтобы отношения между Россией и Казахстаном всегда были стабильными, хорошими", - говорит Бота Бакулин.
О том, сколько недоброжелателей есть у России и Казахстана – стран, которые связывает многовековой союз и одна история, в казахской общине Омска осведомлены хорошо. Здесь очень болезненно реагируют на все выпады тех, кто пытается вбить клин в дружбу народов.
Ярким примером этого стала информация, запущенная в ряде казахстанских СМИ, о том, что во время проведения мобилизации на специальную военную операцию в России сознательно, в первую очередь и в массовом порядке, призывали именно россиян - этнических казахов.
"Во-первых, такую статистику очень сложно вести, потому что у нас в документах нет национальности. Мы все граждане России. Во-вторых, так повелось, что многие этнические казахи служат в правоохранительных органах и в армии. Допустим, в Старом Кировске военная часть, где из 2 000 человек 60% примерно – этнические казахи. Подписал контракт – служи. Это обязанность. Поэтому не могу сказать, что как-то по национальному признаку выбирали", - объясняет Куаныш Елеутаев.
Аналогично, никто не сможет назвать точное число казахов-добровольцев, которых, по словам Елеутаева, было тоже не мало.
"Допустим, вы в военкомат напишите: "Cколько добровольцев-казахов ушло на СВО?". Они вам ответят: "Мы не ведем статистику, кто: казах, цыган, русский. У нас есть граждане". А вообще, да, скажу, что казахов воюет много. И добровольцев среди них тоже много", - говорит он.
А вот своими героями СВО в казахской общине очень гордятся. Многие из них были награждены медалями и орденами за храбрость и мужество. Есть и Герои России. Один из них - Жумагельды Нурахметов.
"Награжден в прошлом году. Хороший парень из хорошей семьи. Живет в небольшом поселке. Мы туда ездили родителей его поздравить. Его младший брат тоже участвовал в СВО. Был ранен, его комиссовали. Сейчас учится на офицера", - рассказывает Куаныш Елеутаев.
По его словам, Герой России Жумагельды Нурахметов достойный потомок своего деда, который прошел всю Великую Отечественную.
"Он тоже воевал с фашизмом, и он дошел до Берлина. Когда все ветераны уже вернулись, он, оказывается, подался на Дальний Восток, где с японцами повоевал. Потом он поехал на Украину и там с бандеровцами воевал и помогал разминировать поля. В итоге в 1948 году только вернулся", - делится историей семьи Героя России Куаныш Елеутаев.
По его словам, сейчас все население региона понимает, почему и с кем российские солдаты сражаются в рамках СВО, а потому стараются всем миром оказывать поддержку военным: кто маскировочные сети плетет, а кто амулеты делает.
"Мы увидели, что много разных христианских оберегов делают. А у наших ребят - мусульман это не приветствуется. И тогда возникла идея. Мы пошли к одной из мечетей и говорим: "Давайте ребятам сделаем какую-то штуку, чтобы они могли молитвы читать. И тогда возникла идея молитвенников. Вот, скоро передадим ребятам, потому что мы всех их ждем домой", - говорит Елеутаев.
"Вопросам взаимодействия с национально-культурными объединениями в Омской области правительством уделяется очень большое внимание. И те самые лидеры национально-культурных общин, национально-культурных объединений, они действительно являются нашими друзьями, потому что мы единый народ и не разделяем людей по национальному признаку", - заключил Рустам Герасимчук.
Также казахская община Омска прилагает все усилия для того, чтобы поддерживать семьи, которые не дождались с СВО своих родных и близких и власти региона всячески их в этом поддерживают.