ЕАЭС унифицирует правила маркировки БАДов: что это значит для потребителей

© Sputnik / Абзал КалиевМужчина в маске приобретает лекарства в аптеке
Мужчина в маске приобретает лекарства в аптеке - Sputnik Казахстан, 1920, 30.09.2024
Подписаться
Главная цель нововведения в том, чтобы потребитель с использованием системы цифровой маркировки смог убедиться в подлинности БАД
АЛМАТЫ, 30 сен — Sputnik. Совет Евразийской экономической комиссии принял решение о введении единых правил маркировки биологически активных добавок (БАД) на территории стран Евразийского экономического союза. Теперь продукция, зарегистрированная как БАД, должна быть четко промаркирована. Это позволит потребителям легко идентифицировать добавки на полках магазинов, а также обеспечить их качество и безопасность.
Рассказываем, что такое биологически активные добавки (БАД) и зачем их маркировать.

Зачем маркировать биологически активные добавки

Биологически активные добавки или БАДы – это вещества натурального или идентичного происхождения, которые обогащают рацион витаминами, минералами, кислотами, микроорганизмами, пищевыми волокнами и другими полезными компонентами. Они предназначены для улучшения состояния здоровья за счет обогащения ими рациона питания человека.
Они не являются лекарственными средствами и служат для поддержания здоровья при регулярном употреблении.
Однако, как и в любом другом секторе, рынок БАД подвержен рискам подделок и некачественной продукции. Введение маркировки призвано защитить потребителей, гарантировать безопасность добавок и помочь контролировать их подлинность.
Мировой лидер по приему биодобавок – Япония, там их употребляет 90% граждан, на 2-м месте – Индия с 75% населения.
По оценке Роспотребнадзора, биодобавки в прошлом году принимали 8-20% россиян.
По словам Айгерим Садубаевой, представителя Комитета санитарно-эпидемиологического контроля Минздрава, ежегодно в Казахстане продается свыше 90 миллионов упаковок БАД.
По ее данным, на казахстанском рынке сегодня представлены биологически активные добавки от более чем 400 производителей. 45% продукции на рынке производства США, на втором месте – европейские производители, такие как Германия, Франция и Нидерланды, которые занимают 32%. Япония расположилась на третьем месте с 18% рынка, оставшаяся часть за БАД привозят в Казахстан из России, Турции и других стран.
Согласно анализу, проведенному в июле 2021 года Национальным исследовательским университетом Высшей школы экономики России совместно с агентством, занимающимся изучением фармацевтического рынка, только 42% БАДов в России выпускаются легальными производителями. В 2020 году из 322 миллионов проданных упаковок БАД на сумму 74 миллиарда рублей только 135 миллионов были произведены официально. Остальные – это продукция теневого рынка, произведенная подпольно или нелегально импортированная.
В попытке решить такую проблему Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) приняла решение об обязательной маркировке биологически активных добавок в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Теперь продукция, имеющая действующее свидетельство о государственной регистрации, выданное на БАД, подлежит обязательной маркировке средствами идентификации. Государства-члены ЕАЭС смогут сами определять даты и этапы внедрения этой маркировки, но при этом обязаны уведомлять Евразийскую комиссию за шесть месяцев до ее введения.
Главная цель этого нововведения – борьба с контрфактной и фальсифицированной продукцией на рынке.
Цифровые коды, нанесенные на упаковки БАД, позволят отслеживать путь продукции от производителя до конечного потребителя, что значительно снизит объемы нелегальной торговли. Маркировка служит гарантией того, что они приобретают сертифицированный и безопасный продукт, который отвечает всем требованиям безопасности и качества.

Требования к БАД-ам для регистрации

Участниками маркировки БАД являются производитель, импортер, дистрибьютор и розничный магазин.
По закону "О безопасности пищевой продукции" все БАДы подлежат обязательной государственной регистрации в Казахстане. Она осуществляется Комитетом санэпидконтроля на основании экспертного заключения Казахской Академии питания и других научных организаций государств-членов ЕАЭС.
Процесс регистрации биологически активных добавок в Казахстане регулируется приказом министра национальной экономики с 2016 года, и он предполагает строгие требования к упаковке и информации о продукте.
По данным Комитета санитарно-эпидемиологического контроля Минздрава, в 2023 году было проверено около ста тысяч объектов. С 2020 года было выдано более 1870 регистраций БАД.
Каждый БАД, подлежащий регистрации, должен иметь этикетку и инструкцию, которые содержат полную информацию для потребителей. Во-первых, необходимо указать наименование продукции и ее форму выпуска, а также товарный знак производителя, если он имеется. Этикетка должна раскрывать точный состав добавки, включая количество каждого ингредиента, а также её пищевую ценность. Это включает указание калорийности, содержания белков, жиров, углеводов, витаминов и микроэлементов, с точной информацией о проценте от суточной нормы. Важно также описать свойства БАД, ее назначение и рекомендации по применению.
Также на упаковке обязательно указывается нормативный документ, которому соответствует продукт, и данные о производителе, фасовщике и упаковщике, если это разные компании. Информация должна включать точные данные о количестве доз, номинальном объеме или массе упаковки, а также номер партии, дату изготовления и срок годности. Важным элементом является предупреждение, что БАД не является лекарственным средством, а также информация о государственной регистрации, с номером и датой свидетельства.
Кроме того, добавка должна содержать сведения о противопоказаниях, особенно при наличии заболеваний, для которых ее применение может быть нежелательным. Все эти требования направлены на то, чтобы покупатель получал максимально точную и полную информацию о продукте, гарантируя его безопасность и соответствие стандартам качества.

Как узнать - зарегистрирован ли БАД в ЕАЭС

В Евразийской экономической комиссии подчеркнули, что приняли принципиальное решение, направленное на обеспечение законности оборота биологически активных добавок на территории стран Союза.
В рамках этой инициативы будет введена цифровая маркировка, позволяющая потребителям удостовериться в подлинности продукции и получить достоверные сведения о ее составе и свойствах.
Как отметил директор департамента таможенно-тарифного и нетарифного регулирования ЕЭК Ваагн Казарян, этот шаг поможет защитить рынок чувствительных товаров, таких как БАД, и минимизировать вероятность контрафакта.
Одним из ключевых аспектов новой системы является взаимное признание средств идентификации всех стран ЕАЭС.
Минздравом Казахстана разрешена реализация БАДов только через специализированные магазины по продаже диетических продуктов, продовольственные магазины и аптеки.
Найти информацию о зарегистрированных БАД можно в Едином реестре свидетельств на сайте Евразийской экономической комиссии или через информационную систему "Единое окно по экспортно-импортным операциям" в разделе "Реестр свидетельств о государственной регистрации".
В России проверка подлинности БАД также доступна каждому гражданину. Мобильное приложение "Честный ЗНАК" позволяет проверить соответствие продукта заявленным характеристикам. Если код маркировки не соответствует действительности, пользователь может сообщить о нарушении через приложение, и информация поступит в Роспотребнадзор, который затем проводит расследование и штрафует нарушителей.
Добровольная маркировка БАД была введена в России 1 мая 2021 года, но осенью 2023 года она стала обязательной, и с этого момента данные о всех БАД должны вноситься в государственную информационную систему мониторинга оборота товаров "Честный знак". По итогам внедрения обязательной маркировки было отмечено, что число зарегистрированных импортеров возросло с 200 до 1500, а более 700 российских производителей легализовали свою продукцию.

Наказание за производство и торговлю БАДов без маркировки

Нарушения в сфере оборота биологически активных добавок (БАД) могут привести к серьезным последствиям.
В Казахстане действуют строгие правила для реализации БАД. Продукция не может продаваться, если она не прошла государственную регистрацию или имеет истекший срок годности.
Также обязательным условием является наличие надлежащих условий хранения и реализации.
БАДы без этикетки или с несоответствующей этикеткой, информация на которой отличается от той, что была согласована при государственной регистрации, не допускаются к продаже.
Главным документом, подтверждающим безопасность биологически активной добавки, является свидетельство о государственной регистрации. Этот документ выдается в соответствии с нормами, установленными уполномоченными органами в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В России накажут, если отсутствует специальный код, который обязателен для маркировки. Ошибки в нанесении этого кода, например, неточное или полное его отсутствие в кассовом чеке, где должен быть указан код идентификации проданного товара, также считаются нарушением.
Если информация в обязательном коде маркировки неполная или нарушен разрешительный режим, это также будет поводом для наказания.
заседание Совета Евразийской экономической комиссии  - Sputnik Казахстан, 1920, 25.09.2024
В ЕАЭС определили единые правила цифровой маркировки пива и БАДов
Лента новостей
0