Татаро-башкирский культурный центр не намерен отступать в борьбе за свое здание в Алматы
© Sputnik/Александр Мирогловпредприниматель Рашид Гизатулин
© Sputnik/Александр Мироглов
Подписаться
Нарушения со стороны прокуратуры и суда нашли юристы в деле о возврате в госсобственность здания, в котором расположен татаро-башкирский общественно-культурный центр "Идел"
АЛМАТЫ, 27 авг — Sputnik. Целый ряд нарушений фундаментальных законов со стороны районной прокуратуры и судов Алматы нашли юристы в деле о возврате в госсобственность здания, в котором много лет размещается татаро-башкирский общественно-культурный центр "Идел".
Верните на место!
Здание в Алматы по адресу Валиханова, 63 предприниматель Рашид Гизатулин приобрел в 2015 году у АО "НурБанк", которому оно досталось после банкротства прежнего владельца. По факту аварийное здание Гизатулин восстановил в кратчайшие сроки: взял кредит, который на сегодня полностью выплатил, сделал ремонт и разместил в нем офис своей компании.
© Sputnik / Александр МирогловВ_Алматы Татаро-башкирский культурный центр рискует оказаться на улице
В_Алматы Татаро-башкирский культурный центр рискует оказаться на улице
© Sputnik / Александр Мироглов
Помимо этого, часть помещений, безвозмездно, не взымая даже коммунальных платежей, он предоставил татаро-башкирскому общественно-культурному центру "Идел" и объединению инвалидов по зрению "Asar union". Так продолжалось до весны 2023 года, пока прокурор Медеуского района Алматы не подал иск на всех бывших владельцев здания: КазНПУ имени Абая, ТОО "Фирма "Зураб", ТОО "Ideal Construction Company", АО "НурБанк", и нынешнего собственника.
© Sputnik/Александр Мирогловфрагменты проекта детальной планировки города Алматы
фрагменты проекта детальной планировки города Алматы
© Sputnik/Александр Мироглов
Основанием для требований о признании всех сделок недействительными послужило то, что в 2003 году, в момент продажи КазНПУ своего здания компании "Фирма "Зураб", якобы не были получены соответствующие решения органов управления Университетом, а сама сделка была заключена в интересах в то время ректора Садыкова и его семьи.
© Sputnik/Александр Мирогловздание, принадлежащее Рашиду Гизатулину намерены снести
здание, принадлежащее Рашиду Гизатулину намерены снести
© Sputnik/Александр Мироглов
При этом важно, что, прежде чем оказаться в собственности у предпринимателя Рашида Гизатулина, здание было продано еще несколько раз, а затем оказалось в залоге по обеспечению кредита у АО "НурБанк". Именно у этого фининститута бизнесмен и выкупил строение за 285 миллионов тенге. Сделка прошла согласно всем существующим нормам законодательства и была соответственно оформлена, а значит Гизатулин стал добросовестным приобретателем.
Все по закону?
С самого первого дня подачи прокуратурой иска, а затем и в судах, Рашид Гизатулин и его юристы требовали применить две нормы действующего закона: о добросовестности приобретателя и о сроке исковой давности.
"На суде добросовестность приобретателя никак не рассматривалась. А между тем, признать сделку недействительной, не доказав того, что приобретатель является недобросовестным, невозможно. Но фактически, оказалось можно. Второе и, самое основное, это исковая давность, которая прописана в отношении приватизации государственного имущества. Она составляет три года с момента первой сделки", - объясняет представитель Рашида Гизатулина, юрист Анатолий Усманов.
© Sputnik/Александр Мирогловпредставитель Рашида Гизатулина, юрист Анатолий Усманов
представитель Рашида Гизатулина, юрист Анатолий Усманов
© Sputnik/Александр Мироглов
По его словам, уже этой нормы закона достаточно для того, чтобы суд прокурорский иск оставил без удовлетворения. "Эта норма в три года является императивной. Императивной – значит: "Только так, а не иначе". То есть, по истечению трех лет с момента первой сделки все остальные сделки, проведенные после, должны быть признаны добросовестными, если в них не усматривается состава преступления", - подчеркнул Усманов. Тем не менее, по словам как юриста, так и самого Рашида Гизатулина, в судах на эти нормы не обратили никакого внимания и вынесли решение в пользу истца.
Это ли справедливость?
Тем временем в районной прокуратуре считают, что суд принял абсолютно законное решение, когда постановил вернуть здание бывшей столовой КазНПУ имени Абая в госсобственность. На встрече, прошедшей в начале июля, заместитель прокурора Медеуского района Алматы Бауыржан Тулендинов предложил предпринимателю Гизатулину обратиться в суд с иском к АО "НурБанк" и таким образом вернуть средства, потраченные на приобретение здания. Но это, по словам бизнесмена, проблему не решает.
"Здание у банка я приобрел за 285 миллионов тенге. Еще 180 миллионов вложил в ремонт. Плюс проценты по кредиту. Всего, по курсу на тот момент, я вложил в здание около трех миллионов долларов. С банка в судебном порядке можно получить 285 миллионов тенге. На сегодня это чуть меньше 600 тысяч долларов", - объясняет Рашид Гизатулин.
Кто выплатит бизнесмену деньги, потраченные на ремонт аварийного здания, в прокуратуре Медеуского района не объясняют. Как, в принципе, и то, почему в течение 20 лет никто в надзорном органе не замечал, что объект, когда-то находившийся в госсобственности, продали и перепродали большое количество раз. И это при том, что, как говорят юристы Гизатулина, проверкой было установлено, что именно первая сделка была совершена с нарушениями. Также, без ответа остается вопрос, почему до сих пор не возбуждено уголовное дело по факту хищения госсобственности.
"С самого начала было понятно, что люди, которые продавали это имущество, они, фактически, его похитили путем злоупотребления доверием. Но, тем не менее, прокуратура до сих пор в отношении виновных лиц не возбудила никакого уголовного дела и, судя по всему, не пытается этого сделать. И, получается, что самые главные выгодоприобретатели, они остаются безнаказанными", - говорит юрист Анатолий Усманов.
При этом, он отмечает, что схема незаконного вывода здания из госсобственности в 2003 году, а также ее участники, прокуратуре известны. "Я считаю, у нас есть все основания обратиться в соответствующие правоохранительные органы о том, чтобы признать действия и прокуратуры и суда направленными на покушение на основы государственного управления", - отмечает Усманов.
Значит кому-то нужно?
Принципиальность госорганов в попытках вернуть некогда проданное здание, изначально принадлежавшее КазНПУ имени Абая, было сложно объяснить до последнего времени. Ситуация прояснилась, когда в распоряжении Рашида Гизатулина появились фрагменты проекта детальной планировки города Алматы, утвержденного Постановлением акимата в конце декабря 2023 года. В документах указано, что здание, в котором располагается татаро-башкирский общественно-культурный центр "Идел" в перспективе намерены снести. На его месте, так и на месте других объектов, расположенных рядом, планируется возведение других, высотой от 6 до 12 этажей. Однако, что это будут за объекты, доподлинно неизвестно.
"Появившаяся в настоящий момент информация о планах по застройке этого района может свидетельствовать о том, что все это судебное разбирательство было начато не случайно и имеет вполне очевидный интерес третьих лиц в том, чтобы забрать это здание, снести его и на его месте построить более выгодные объекты", - считает предприниматель Рашид Гизатулин.
Сегодня, несмотря на наличие решений судов первой и апелляционной инстанций, предприниматель Рашид Гизатулин и татаро-башкирская диаспора, чей центр расположен в здании, вокруг принадлежности которого разгорелись споры, намерены продолжать бороться за справедливость всеми законными способами.
Также они намерены обратиться с письмами на имя президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева, главы Татарстана Рустама Минниханова, в правления Казахстанского Конгресса татар и башкир и Всемирного конгресса татар, а также в ряд государственных органов, которые, возможно, досконально разберутся в происходящем.