"Центральная Азия + Япония": почему в мире растет интерес к региону
19:00 09.08.2024 (обновлено: 21:26 09.08.2024)
© Photo : Официальный сайт президента КазахстанаГлава государства Касым-Жомарт Токаев принял участие в первом Саммите "Центральная Азия – Китай"
© Photo : Официальный сайт президента Казахстана
Подписаться
Япония рассматривает Центральную Азию, как целостный регион с взаимодополняющими возможностями, уверены эксперты
АЛМАТЫ, 9 авг — Sputnik. Сегодня в Астане должен был состояться первый саммит глав государств Диалога "Центральная Азия + Япония". Премьер-министр Японии Фумио Кисида планировал посетить Казахстан, Узбекистан и Монголию с 9 по 12 августа. В частности, на 10 августа были назначены переговоры между Токаевым и Кисидой.
Однако японский лидер отложил свой визит из-за угрозы сильного землетрясения в Японии.
Корреспондент Sputnik Казахстан поговорила с политологами, экспертами, чтобы узнать, каковы причины растущего интереса Японии к Центральной Азии, особенно к Казахстану, и какие перспективы это сотрудничество открывает для обеих сторон.
Пионер встреч диалога "Центральная Азия +"
Япония была первой, кто предложил формат "C5+", который сегодня является популярным среди других партнеров региона, напоминает политолог Айдар Амребаев. Первая встреча в рамках диалога "Центральная Азия + Япония" состоялась в Астане в 2004 году.
По словам Амребаева, Япония рассматривает Центральную Азию, как целостный регион с взаимодополняющими возможностями, особенно в сфере производства как сырья, так и продукции с высокой добавленной стоимостью.
Казахстанский политолог Эдуард Полетаев также подчеркивает, что Япония была первой, кто стал воспринимать Центральную Азию как единый регион. Она не выделяет среди пяти стран региона какое-то приоритетное государство, активно взаимодействуя с каждой из них. С 2015 года японская внешняя политика начала проявлять активность в Центральной Азии, особенно после турне бывшего премьер-министра Японии Синдзо Абэ, которое стало его первой поездкой после вступления в должность.
© Photo : Официальная страница Эдуарда Полетаева в соцсетяхЭдуард Полетаев
Эдуард Полетаев
© Photo : Официальная страница Эдуарда Полетаева в соцсетях
"С тех пор внешняя политика Японии начала более активно проявляться в странах Центральной Азии, хотя в концепции внешней политики Казахстана Япония, как отдельное государство, в отличие от США, Китая и России не упомянуто", – сказал Эдуард Полетаев.
Перспективными направлениями внешней политики Казахстана в том числе являются:
восстановление земель ядерного полигона в Семее,
расширение международного сотрудничества в сфере охраны окружающей среды,
предотвращение последствий чрезвычайных ситуаций,
реабилитация территории полигона, сотрудничество в сфере здравоохранения.
Это все сферы, где страна может взаимодействовать с Японией, считает политолог.
По мнению Полетаева, при этом Япония не является приоритетным государством во внешней политике стран Центральной Азии по ряду причин, таких как отсутствие общих границ и значительное расстояние.
"Но нельзя сказать, что Япония не присутствует в повседневной жизни казахстанцев и жителей стран Центральной Азии, поскольку она давно использует так называемую мягкую силу. В свое время Япония была довольно закрытым государством, и попадать на эти острова доводилось не каждому. В ХХ веке она участвовала в блоке с Гитлером и Муссолини, а после поражения во Второй мировой войне японцы очень осторожно выстраивали свою внешнюю политику, используя в основном мягкую силу", – объясняет он.
Она проявляется через гуманитарные проекты и техническую помощь, антияпонских настроений в регионе нет, а японские товары всегда считались эталоном качества со времен советского союза. После распада СССР Япония одной из первых признала независимость новых государств. В повседневной жизни сегодня можно увидеть следы японской помощи: единственный подвесной мост в СНГ в Семее построен за счет японских средств, японский сад в Ташкенте, реконструкция моста в Бишкеке.
,Эдуард Полетаев добавляет, что первые шаги Японии во взаимоотношениях с Казахстаном проявляются в антиядерных инициативах. Япония была одним из активных участников резолюции Генассамблеи ООН по Семипалатинскому ядерному полигону. Сотрудничество между Семеем и японскими городами Хиросима и Нагасаки тоже серьезные.
Какие интересы у Японии к Казахстану
Директор центра аналитических исследований "Евразийский мониторинг" Алибек Тажибаев подчеркивает, что визит премьер-министра Японии Фумио Кисиды и встреча с главами государств Центральной Азии имеют множество стратегических целей. В ходе встреч главы государств могли бы обсудить вопросы экономического сотрудничества, научных исследований, региональной безопасности и экологию.
© Sputnik / Санат ИмангалиевТажибаев Алибек Тимитаевич, директор центра аналитических исследований "Евразийский мониторинг"
Тажибаев Алибек Тимитаевич, директор центра аналитических исследований "Евразийский мониторинг"
© Sputnik / Санат Имангалиев
По его словам, Япония стремится укрепить свое дипломатическое влияние и экономических связей в Центральной Азии.
"Во-первых, у Японии серьезные сложности с природными ресурсами. Центральная Азия – тот регион, который обладает богатыми природными ресурсами и играет ключевую роль на мировой арене. Тут большое количество запасов урана, что очень актуально для Японии, особенно в силу развитой атомная энергетики", – объясняет Алибек Тажибаев.
Во-вторых, Япония, как одна из ведущих мировых экономик, заинтересована в обеспечении безопасности и стабильности, в том числе в Центральной Азии. Регион имеет важное значение для Японии не только из-за своего стратегического положения, но и в связи с соседством с нестабильными зонами, такими как Афганистан, а также из-за возникающих между Кыргызстаном и Таджикистаном конфликтом. Япония активно выступает против экстремизма и терроризма, учитывая, что их бывший премьер стал жертвой террористического нападения. Поэтому японцам очень важно сохранить баланс в Индо-Тихоокеанском регионе, говорит Тажибаев.
Третье важное направление связано с инвестиционными интересами Японии. Она стремится продвигать свои технологические инвестиции и расширять экономическое присутствие в Центральной Азии. К примеру, в Казахстане присутствует множество корейских и китайских автозаводов, но японских нет.
"Поэтому коммуникация может быть направлена на расширение сотрудничества в сферах инноваций, обмена энергетическими, транспортными, образовательными технологиями, что крайне важно для Центральной Азии, где средний возраст населения составляет около 28 лет", – заключил Алибек Тажибаев.
Точки сопряжения
Эдуард Полетаев отмечает, что достаточно давно существует сотрудничество между Казахстаном и Японией по парламентской линии. Имеется лига дружбы с Казахстаном в Японии, группа по развитию сотрудничества Японии в мажилисе.
До пандемии существовал прямой рейс между Астаной и Японией, организованный по инициативе первого президента Казахстана. Хотя рейс был приостановлен, он символизировал растущее сотрудничество, которое продолжает развиваться.
Культурно-гуманитарное сотрудничество между двумя странами развивается динамично. Японские институты развития и фонды активно поддерживают различные проекты и инициативы в Казахстане. Японская система Кайдзен успешно применяется на нескольких казахстанских предприятиях.
В области гуманитарной помощи и образования японское руководство проявляет практичный подход, учитывая свои возможности и ограничения в Центральной Азии. Япония сосредоточена на экономических и гуманитарных связях, которые хорошо воспринимаются как местными властями Центральной Азии, так и населением. Реконструкции аэропортов в Астане и Бишкеке также свидетельствует о значительном вкладе Японии в развитие инфраструктуры региона.
"Япония традиционно ориентируется на Азиатско-Тихоокеанский регион, острова, США и Восточную Азию. Однако до сих пор, почти 80 лет, последствия Второй мировой войны проявляются в довольно сложных взаимоотношениях с Северной Кореей и Китаем. Это как раз то ограничение, которое может повлиять на транспортировку японских товаров через Китай, хотя Япония активно участвует в инициативе Великого Шелкового Пути", – говорит Полетаев.
Японцы могут предложить уникальные подходы и технологии, что выгодно для региона. Для Японии, зависимой от импорта ресурсов, Центральная Азия представляет собой важного партнера, и эффективное сотрудничество с этим регионом принесет обоюдные выгоды.
По его мнению, также весьма перспективно атомное сотрудничество между Казахстаном и Японией, особенно в свете обсуждения строительства АЭС в Казахстане.
Эдуард Полетаев добавляет, что Япония обладает определенными преимуществами в Центральной Азии. Все страны региона придерживаются концепции многовекторной дипломатии, а Япония отличается своим уважением к традициям, к старшим и либеральными ценностями. Кроме того географическая удаленность Японии сыграет ей на руку, потому что подкрепляет доверие стран друг к другу.
Казахстан может заинтересовать партнерство в области сейсмозащиты
Айдар Амребаев считает, что строительство сейсмостойких зданий является одним из наиболее перспективных направлений сотрудничества между Центральной Азией и Японией. По его мнению, Казахстан заинтересован в получении передовых технологий Японии в сфере транспорта и логистики, строительной индустрии и сейсмозащиты.
"Япония продолжает оставаться ведущей технологической державой, имеющей необходимые наработки в области сейсмозащиты, разработки сейсмоустойчивых строительных материалов, экономии энергии, в том числе водных ресурсов. Это актуально и для Казахстана", – сказал он.
Его взгляды разделяет и Алибек Тажибаев. Он подчеркивает, что Казахстан мог бы обменяться опытом в строительстве дорог, которые служат десятилетиями, а также высоко сейсмобезопасных зданий.
"Центральная Азия – это сейсмоопасный регион, и нам важно, чтобы японские ученые поделились своими достижениями в области повышения сейсмической безопасности с нашими специалистами. Это действительно для нас важно", – говорит Тажибаев.
В торговых отношениях есть куда расти
Айдар Амребаев подчеркивает, что отношения между Казахстаном и Японией развиваются довольно динамично, хотя и есть области, требующие внимания. На данный момент торговый оборот между двумя странами составляет около 2 миллиардов долларов. Эта цифра сравнительно невелика, особенно если сравнить ее с торговыми оборотами Казахстана с ближайшими соседями Японии, такими как Китай и Южная Корея, где суммы значительно выше. Поэтому есть потенциал для расширения экономических связей, считает эксперт.
Структура товарооборота между Казахстаном и Японией в значительной степени сохраняет сырьевую направленность.
"У японских предпринимателей интересы сосредоточены на редкоземельных металлах, энергетических ресурсах, тантале, ферросплавах. Есть традиционное участие японского капитала в урановой сфере. Поэтому это направление также будет актуализировано во встрече казахстанского президента с премьер-министром Японии", – думает Айдар Амребаев.
Смогут ли японцы встроиться в цепочку Россия-Китай-Центральная Азия
Алибек Тажибаев утверждает, что визит японского премьер-министра не окажет значительного влияния на роль России и Китая в Центральной Азии. Он объясняет, что Россия и Китай остаются главными экономическими партнерами стран Центральной Азии. Например, основным торговым партнером Узбекистана является Россия, за ней следуют Китай и Казахстан. Казахстан также традиционно ориентирован на Россию и Китай, и аналогичная картина наблюдается и в других странах региона.
"В разных экспертных кругах бытует мнение что "визит японского премьера направлен на снижение влияния России и Китая в регионе". С этим мнением никак не соглашусь. Япония конкурирует с Китаем и Россией, но не для того чтобы ухудшить их отношения с Центральной Азией. Япония стремится сформировать политические альянсы, чтобы усилить свое дипломатическое присутствие и экономического влияния в регионе", – говорит Тажибаев.
Это исключительно экономические интересы и стремление к взаимовыгодному сотрудничеству, думает он.
Кроме того, он акцентирует внимание на важности русского языка в Центральной Азии. Инициатива президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева по созданию международной организации для развития русского языка подчеркивает его роль как связующего звена в межгосударственном общении. При этом Казахстан активно внедряет идею трехъязычия, чтобы соответствовать современным требованиям.
"Токаев продвигает идею повышения экономической субъектности Центральной Азии. Отдельно, даже 37-миллионный Узбекистан не большая страна для прямых иностранных инвестиций. Но Казахстан и Узбекистан – это уже 57 миллионов человек, это другое дело, а если Казахстан плюс вся Центральная Азия, то это уже 80 миллионов", - говорит Тажибаев.
По его мнению, именно здесь точка роста, в этом случае Казахстан будет идеальным партнером как для России, так и для Китая, а также для всего мира.