Как изменится Иран после гибели президента Раиси - мнение казахстанского политолога

© POOL / Перейти в фотобанкПрезидент Ирана Раиси, архивное фото
Президент Ирана Раиси, архивное фото - Sputnik Казахстан, 1920, 22.05.2024
Подписаться
Как политическая система Ирана справится с неожиданными вызовами, рассказал политолог
АЛМАТЫ, 22 мая — Sputnik. Казахстанский политолог Эдуард Полетаев в беседе с корреспондентом Sputnik Казахстан рассказал, что означает гибель первых лиц для государства и как смерть президента Ирана повлияет на политику страны.
Эдуард Полетаев считает, что любая гибель главы государства является стрессовой ситуацией для политической системы страны.
"Противники всегда могут воспользоваться ситуацией для продвижения своих целей, а для этого, как правило, наносится урон системе управления", – поясняет эксперт.
Политолог отмечает, что у Ирана недружественные отношения с западным миром, а также есть противники на Ближнем Востоке, основным из которых является Израиль. Взаимоотношения с Саудовской Аравией также не самые лучшие: их дипломатические отношения были восстановлены только в прошлом году.
Иран – теократическое государство, которое уже 45 лет живет по своим законам и не пропало, справляясь со многими внешними вызовами, такими как ирано-иракская война и другие. По мнению политолога, исламская революция в Иране – также результат пересмотра отношения к власти, переворот.
"Это не первый переворот. В 1953 году премьер-министра Мохаммеда Мосаддык убрали спецслужбы США и Великобритании за то, что он проводил политику национализации нефтяного сектора. Сами эти спецслужбы потом признались в этом, это ни для кого не секрет. Всего-то миллион долларов ушел по тем временам на этот переворот. То есть страна, можно сказать, в определенной степени находится в кольце врагов", – говорит политолог.
После гибели политика, объясняет эксперт, всегда возникают разного рода предположения, что это могут быть внешние силы.
"Хотя иранские власти сказали, что основной причиной катастрофы стала техническая неисправность, тем не менее такие пересуды будут идти еще долгое время, потому что это громкое событие", – говорит политолог.
Он напоминает, что в Иране это не первая гибель высокопоставленного лица, несколько лет назад идеолог внешней политики Ирана генерал Касем Сулеймани был убит в результате авиаудара США. В январе этого года на годовщине со дня гибели Сулеймани у его кладбища от взрыва погибло около 100 человек. Тогда ответственность на себя взяло ИГ*.
"Поэтому в такой нестабильной обстановке могут случиться террористические акты, такая угроза тоже существует", – думает политолог.
Он добавляет, что возникают "параноидальные" предположения на фоне последних событий: только недавно ранили премьер-министра Словакии Роберта Фицо, в 2022 году убили бывшего премьер-министра Японии Синдзо Абэ.
"У любого главы государства, как бы его ни называли – премьером, президентом – всегда есть много врагов и недоброжелателей, даже если за него голосует более 90% населения. Если такое случилось даже в такой спокойной, стабильной европейской стране, как Словакия, которая ни с кем не воюет и ведет доброжелательную политику, всегда нужно смотреть, кому это выгодно, в чьих интересах произошло убийство либо катастрофа. В случае с Ираном таких интересантов достаточно много. Поэтому версии трагической катастрофы будут гулять еще долго", – подчеркивает Эдуард Полетаев.
Чиновник раскрыл подробности о крушении вертолета Раиси

Повлияет ли смерть Раиси на политику Ирана

Политолог считает, что смерть Раиси существенно не отразится на политической системе Ирана, поскольку это специфическое государство с многочисленными сдержками и противовесами. В Иране президент выполняет расширенные полномочия премьер-министра. Например, Мосаддык был премьер-министром при шахе. Сегодня вместо шаха – рахбар (верховный правитель), а вместо премьер-министра – президент.
"В Иране существуют различные коллективные структуры, которые удерживают систему "на плаву". Поэтому, даже если высокопоставленный чиновник "выбивается" из этой системы, она продолжает функционировать", – утверждает Эдуард Полетаев.
Иран за 40-45 лет своего существования как исламская теократическая республика продемонстрировал прочность, пережив войны, политические чистки и разнообразные санкции.
Политолог добавляет, что ни одна страна, даже самая благополучная и миролюбивая, не застрахована от действий просто душевнобольных людей, которые могут винить в своих бедах главу государства или правительство и пытаться совершить теракт.
"Таких случаев было много. Чаще всего спецслужбы предотвращают их, но бывали нападения. К примеру, в свое время было совершено покушение на Брежнева на Красной площади. Поэтому существует служба охраны президента. Высокопоставленные лица находятся под круглосуточной охраной – это просто необходимая защита", – говорит политолог.
Траур по президенту Ибрахиму Раиси в Иране  - Sputnik Казахстан, 1920, 22.05.2024
Спикер мажилиса Кошанов представляет Казахстан на похоронах президента Ирана Раиси
Он поясняет, что при неожиданной смерти главы государства система приходит в движение, и необходимо найти временно исполняющего обязанности. В Иране это предусмотрено: в течение 50 дней должны быть проведены новые выборы.
"Политики не были готовы к внеочередным выборам. Меньше двух месяцев – недостаточный срок, чтобы провести хорошую предвыборную программу, раскрутить своего кандидата, – продолжает Полетаев. – Когда Раиси пришел к власти в 2021 году, явка избирателей на выборах была очень низкой (48,8%). Это немного для президентских выборов, даже если он не самый первый глава государства, не духовный лидер".
По его словам, любые выборы – это момент истины для политических игроков, когда они должны подтвердить свою легитимность и вес в политической системе. Поэтому все политики серьезно относятся к электоральным процедурам. Поскольку в Иране выборы пройдут неожиданно, им придется учитывать множество факторов.
"Думаю, серьезных изменений в стране не произойдет, поскольку у руля духовный лидер. Но ему 85 лет. Если он уйдет с политического небосклона, то политическую систему страны ждут определенные испытания. Это может быть более серьезный вызов для страны, чем неожиданная гибель президента", – считает он.
Практика показывает, что политические элиты в целом быстро берут ситуацию под контроль после неожиданной смерти лидера и продолжают вести страну по прежнему курсу.
По мнению Эдуарда Полетаева, эксцессы в виде гражданской войны или череды переворотов случаются редко. Такое происходило, например, в африканских государствах в 60-70-е годы.
"Самое главное не то, как умер глава государства или в каком возрасте он ушел, а какую систему он оставил после себя", – подчеркивает Полетаев.
Если система работает не в режиме ручного управления, а все процессы выстроены, то глава государства может спокойно отправляться за рубеж, зная, что военного переворота не случится. Такие перевороты происходили в свое время в той же Африке. Если глава государства выстроил такую систему, он может быть уверен в ее стабильности, и появится приемник.
"Как правило, фамилию приемника никогда не озвучивают, чтобы действующий лидер не оказался в положении "хромой утки", когда все ждут его ухода", – объясняет он.
Политолог отмечает: если система налажена и все знают, как действовать в случае форс-мажора, она справляется с ситуацией.
"Далеко за примером ходить не надо. Вспомним два неожиданных ухода: Сапармурат Ниязов в Туркменистане и Ислам Каримов в Узбекистане. Власть в обоих случаях перешла без кровавых событий к Бердымухамедову и Мирзиёеву", – заключает он.
Цветы в память о президенте Ирана Эбрахиме Раиси - Sputnik Казахстан, 1920, 20.05.2024
Кому выгодна гибель президента Ирана

Гибель президента Ирана Раиси

В воскресенье, 19 мая, вертолет, в котором находился президент Ирана Ибрахим Раиси, потерпел крушение на северо-западе страны. Он возвращался после церемонии открытия гидроузлов на реке Аракс, в которой участвовал и президент Азербайджана Ильхам Алиев.
В тот день стоял сильный туман, связь с экипажем была потеряна, поиски вертолета длились больше 12 часов.
Утром понедельника вице-президент Ирана Мохсен Мансури подтвердил сообщения о гибели президента и его делегации при крушении вертолета.
На борту также находились министр иностранных дел Хосейн Амир Абдоллахиян, имам Джума-Тебриза, губернатор провинции Восточный Азербайджан Малек Рахмати и пятничный имам города Тебриз Мохаммад Али Але Хашем, начальник президентской охраны генерал Корпуса стражей исламской революции Мехди Мусави, а также два пилота и один технический работник.
*ИГ - запрещенная в России и ряде стран террористическая организация
Касым-Жомарт Токаев в посольстве Ирана в Казахстане - Sputnik Казахстан, 1920, 21.05.2024
Касым-Жомарт Токаев посетил посольство Ирана и расписался в книге соболезнований
Лента новостей
0