Без чего невозможно построить Справедливый Казахстан - мнение политологов и экономистов
© Sputnik / Владислав ВодневВиды Астаны с высоты птичьего полета
© Sputnik / Владислав Воднев
Подписаться
О значимости социального спокойствия и основных сферах ответственных за него в Справедливом Казахстане рассуждали на площадке ЦАИ “Евразийский мониторинг”
АСТАНА, 29 фев - Sputnik. Центр Аналитических исследований "Евразийский мониторинг" провел 28 февраля экспертное заседание на тему "Без права на ошибку: реализация концепции Справедливого Казахстана".
Как показывает мониторинг общественной ситуации, такие вопросы, как цены на продукты питания, возможность безопасно работать на промышленных предприятиях, качество предоставления медицинских услуг особенно волнуют казахстанцев.
В ходе мозгового штурма экономисты, эксперты в области государственного управления, политологи, аналитики от общественного здравоохранения говорили об острых проблемах, без решения которых будет сложно воплотить идею "Справедливого Казахстана" в реальную жизнь.
Директор ЦАИ “Евразийский Мониторинг” Алибек Тажибаев обратил внимание на установленную по итогам исследований аналитиков центра взаимосвязь между вопросами общественного здравоохранения, состояния продовольственной безопасности и инновационно-технологического развития промышленности и сохранением стабильной социальной ситуации.
Экономист Ануар Нуртазин указал, что горизонтальные экономические связи - реальный фактор для сплочения общества. Приводя данные о 13%-ном падении экономики Казахстана в с 2011 по 2022 годы (по данным Всемирного банка), эксперт связал это с пределами развития модели "Старого Казахстана", обратив внимание, что пока никто не смог предложить реально работающей системной модели экономики нового типа.
В контексте оценки текущей ситуации обращает на себя внимание, что в управлении многое строится по "консервативному" принципу, двигаясь за ситуационными решениями и сиюминутной выгодой.
Первоочередными проблемами, которые стоит решать, на макро-уровне являются:
потеря контроля над бюджетом - это видно на примере деятельности ОСМС, ГФСС и других структур, где слабо контролируется расходная часть, идет лавинообразный рост затрат;
экономическая несправедливость, общая нагрузка при платежах в тот же ОСМС, где "богатые" платят гораздо меньше в процентом сотношении, чем обычные граждане;
общая нагрузка на фонды оплаты труда - достигает до 70 единиц различных платежей, налогов, пошлин и прочих обременений. До сих пор не завершена работа по Налоговому кодексу, которая была дана в качестве поручения Правительству, по итогам январских событий;
отсутствует единая "цифровая карта" физического и юридического лица, администрирование налогов выполняется частично в ручном режиме.
Как поднимать аграрный сектор Казахстана
Участники мероприятия единодушно согласились с тем, что внимание к АПК должно стать одним из ключевых векторов деятельности правительства. От того, насколько слаженно и бесперебойно работает сфера сельского хозяйства, зависит продовольственная безопасность страны в целом.
Политолог Талгат Калиев обратил внимание на потенциальные риски, связанные с идеей о введении платы за пользование пастбищами. Подкрепив свою позицию историческим экскурсом, эксперт напомнил о существовавшем в казахской степи институте общинного землепользования, который даже в момент установления советской власти и формирования колхозов большевики предпочли не менять.
Эту модель, ввиду ее работоспособности, в итоге распространили на весь СССР. Изменения приведут к большому социальному недовольству, а ведь сельчане составляют 38% от населения Казахстана. Учитывая огромный потенциал, нужно серьезное реформирование аграрного сектора, который может стать локомотивом развития экономики. Достаточно вспомнить, что в дореволюционный период еще ученые царской России подсчитали количество скота в степи, и это было порядка 500 млн голов скота. В независимом Казахстане поголовье составляет порядка 4 млн, т.е. в 100 раз меньше. Никто не отменял этническую специализацию, и ресурс развития налицо.
Логичным, по мнению эксперта, будет в будущем трансформировать Минсельхоз в министерство аграрной промышленности. Это позволит придать больший импульс работе ведомства, которое вместо поиска путей интенсификации работы аграриев сосредоточено на распределении субсидий.
Продовольственная безопасность: сколько казахстанцы тратят на продукты питания
Профессор Академии Госуправления при президенте Казахстана, доктор экономических наук Раушан Дуламбаева указала на отсутствие целого ряда показателей, которые позволят ставить достижимые цели - как на примере сельского хозяйства, так и при масштабировании проблемы в экономике в целом. Есть рабочие модели взаимодействия государства и сельхозпроизводителя, которые успешно работают, в том числе в соседней России.
Коэффициент Энгеля, который измеряет удельный вес расходов населения на продукты питания в общих потребительских расходах, в развитых странах не превышает 20-30%. При этом исследования, проведенные в рамках Академии, показывают, что в Туркестанской, Жамбылской областях он превышает 63%. Следует использовать этот коэффициент как один из показателей KPI по обеспечению продбезопасности для акиматов областей и районов. Это в перспективе станет решительным шагом по обеспечению прозрачности процессов субсидирования местных сельхозпроизводителей.
Декан Высшей школы экономики, Международного университета “Астана”, PhD Зубираш Смагулова обратила внимание собравшихся на необходимость пересмотреть роль и функционал Министерства сельского хозяйства. У фермеров есть множество "болей", решение которых быстро и без бюрократических проволочек необходимо. Одна из серьезных проблем это – высокие процентные ставки, вторая – сроки кредитования, третья – наличие образовательной платформы. Эксперт обратила внимание, что фермерство – такая отрасль, где нельзя ждать "быстрой" отдачи. В условиях неблагоприятных погодных условий, отсутствия отечественного семенного фонда, проблем с племенным поголовьем скота нужен системный механизм поддержки сельхозпроизводителя.
Что нужно решать со здравоохранением в Справедливом Казахстане: врачи общей практики не нужны?
Редактор делового медицинского журнала “Улагатты медицина” Марат Каирленов обратил внимание на то, что на протяжении трех-четырех кварталов растет кредиторская задолженность государственных медучреждений. По статистике из 120 млн посещений 40% приходится на врачей общей практики, 60% – на узких специалистов. Врачей общей практики превратили, по сути, в администраторов, идет перенагрузка персонала и неправильное направление денежных потоков. При привидении к стандартам ОЭСР мы можем получить ситуацию, что у нас 40% расходов не нужны.
Завершая мероприятие, директор ЦАИ “Евразийский Мониторинг” Алибек Тажибаев предложил собравшимся объединить все высказанные идеи, подготовить аналитический доклад, предложив его для ознакомления тем госорганам, деятельность которых анализировали в рамках заседания.
Участники пришли к выводу, что у правительства больше нет возможности ошибаться, пробовать, исправлять и начинать снова.