Как власти Алматы собираются разгрузить дороги города от ежедневных пробок

© Sputnik / Тимур БатыршинАвтомобили на дорогах Алматы
Автомобили на дорогах Алматы - Sputnik Казахстан, 1920, 20.02.2024
Подписаться
Корреспондент Sputnik Казахстан узнал подробности планов по созданию эффективной транспортной сети Алматы
АЛМАТЫ, 20 фев — Sputnik. В Алматы хотят создать условия для перехода жителей с личного транспорта на общественный. Сегодня доля поездок на личном автомобиле составляет 68%. В акимате намерены увеличить количество поездок в общественном транспорте на 64%, то есть до 2,3 млн к 2030 году.
Такие цели включены в мастер-план транспортного каркаса города до 2030 года, который презентовали в декабре прошлого года.
Транспортный каркас – это система коридоров для скоростного транспорта, в которую входят BRT (скоростные автобусные маршруты), LRT (легкорельсовый транспорт), метро и строительство трех транспортно-пересадочных узлов на границе города.

Больше выделенных полос

Создание инфраструктуры транспортного каркаса потребует от 5 до 7 лет: необходима частичная пробивка улиц, расширение коридоров, связанность участков. В центральной части города работы запланированы на 19 км дорог, в периферийной – на 54 км.
Внедрение транспортного каркаса начнется в этом году с создания линии BRT по проспекту Райымбека. По данным акимата, вдоль проспекта Райымбека не развита пешеходная инфраструктура, как итог — низкая доступность, пробки, переходы в неположенных местах, опасные маневры и ДТП.
"Проспект Райымбека – это городская дорога, соответственно мы будем реализовывать проект BRT, потому что необходимо развивать город. Наш приоритет – общественный транспорт, на сегодня на Райымбека он неэффективен", – сказал аким Алматы Ерболат Досаев на встрече с жителями.
Общая протяженность BRT составит 17 км, проект также включает в себя создание транспортно-пересадочного узла "Алтын Орда".
Строительство выделенных полос планируется в 2 этапа:
на центральном участке проспекта Райымбека от улицы Ахрименко до улицы Пушкина – во втором полугодие 2024 года;
от улицы Ахрименко до рынка "Барлық", кроме того, запланирована пробивка проспекта Райымбека от улицы Пушкина до транспортно-пересадочного узла "Восточный" – в 2025–2026 годах.

Когда появятся скоростные трамваи LRT

К 2027 году в Алматы появятся первый участок системы скоростного трамвая LRT.
Согласно мастер-плану, она пройдет по улицам Момыш-улы, Толе би, проспекту Абылай хана, вдоль станции "Алматы-2" и проспекту Райымбека до восточной границы города.
В районах севернее проспекта Райымбека нет прямого доступа к метро или другим видам выделенного транспорта. Поэтому также планируется продление линии метро до западной границы города.
По результатам исследования, проведенного авторами мастер-плана, выяснилось, что только 39% населения Алматы проживает в радиусе 500 метрах от остановки общественного транспорта, в то время как в Москве этот показатель достигает 86%, в Париже – 98%. Отдаленность остановок снижает привлекательность автобусных маршрутов.
Общественному транспорту выделят две полосы, по одной с каждой стороны, установят специальные светофоры и регулируемые пешеходные переходы. Таким образом, средний интервал движения в час пик составит около пяти минут.
По оценкам, парк колесного транспорта BRT – автобусы, электробусы, троллейбусы составит 3,9 тысяч единиц. Предполагается увеличение пассажирской инфраструктуры с действующих 1208 до 1245 остановок.

Появятся три новых транспортно-пересадочных узла

Проект предусматривает строительство трех транспортно-пересадочных узлов на границе города: "Восточный", "Север" и "Барлык".
Директор по проектам ТОО "НИИ "Алматыгенплан" Таир Сарыбаев объясняет, что это место, где пассажиры могут пересесть на другой транспорт.
© Photo : представлено пресс-службой "Алматыгенплан"Директор по проектам ТОО "НИИ "Алматыгенплан" Таир Сарыбаев
Директор по проектам ТОО НИИ Алматыгенплан Таир Сарыбаев  - Sputnik Казахстан, 1920, 20.02.2024
Директор по проектам ТОО "НИИ "Алматыгенплан" Таир Сарыбаев
"Транспортно-пересадочные узлы – это не парковка, это место, куда будут стекаться все виды общественного транспорта. В них будет предусмотрена парковка, чтобы пассажиры, прибывающие из алматинской агломерации, могли оставить свои автомобили и выбрать интересующий их общественный транспорт и доехать из точки А до точки Б. Город стремится создать условия, способствующие увеличению скорости, повышению безопасности и комфорта, чтобы люди постепенно и добровольно пересаживались из своего личного транспорта в общественный транспорт", – говорит Таир Сарыбаев.
Он подчеркивает, что ТПУ необходимы, чтобы различные виды транспорта не находились на значительном расстоянии друг от друга. Такие узлы позволят пассажирам быстро и удобно пересаживаться с одного вида транспорта на другой.
По словам Таира Сарыбаева, сегодня пассажиры, чтобы добраться до места, находящегося всего в 2 километрах от них, вынуждены садиться на автобусы, который делает круг в 15 километров. Поэтому будут ездить маршруты короткой дальности, чтобы жители близлежащих районов могли добраться до узлов. Сами транспортно-пересадочные узлы будут представлять из себя многоэтажное здание, где пассажиры смогут легко пересесть на автобусы, электробусы или метро.
Он отмечает, что крупные мегаполисы, такие как Париж и Вена, уже прошли этот путь развития общественного транспорта. Сегодня в этих городах доля людей, пользующихся личным транспортом, составляет всего 15-20%, в то время как в Алматы этот показатель достигает 68%.
"Планируется полностью пересмотреть все маршруты. Сейчас общественный транспорт в городе развивается не системно. При помощи мастер-плана транспортного каркаса города хотят внедрить системность по маршрутам, по билетам, по коридорам, по интервалам движения. Для этого необходимы транспортные коридоры. Многие приводят в пример улицу Тимирязева, но там коридор разработан только фрагментарно, от одного участка до другого, нет цикличности. Когда сформируется единый цикл, тогда это даст эффект", – говорит Таир Сарыбаев.
Ранее в акимате Алматы заявили, что первые результаты можно ожидать к концу 2026 года: ожидается запуск первой линии LRT, открытие станции метро "Калкаман" и строительство трех транспортно-пересадочных узлов на западном, северном и восточном направлениях.
К 2030 году в городе будут созданы 42 транспортных коридора протяженностью 296 км, которые позволят охватить 75% жилых территорий, 81% рабочих мест города.

Построят третий железнодорожный вокзал

К 2027 году в городе появится третий железнодорожный вокзал Алматы-3, который будет располагаться в Алатауском районе. Платформу построит "Қазақстан темiр жолы". Участок для строительства платформы находится на магистральной сети КТЖ.
Строительство вокзала Алматы-3 входит в комплекс проектов по развитию агломерации. Он позволит переориентировать часть грузовых и пассажирских потоков, а также ввести в эксплуатацию дополнительные пассажирские поезда, что поможет снизить транспортную нагрузку на городскую автодорожную инфраструктуру.
Стоимость проекта пока неизвестна, сейчас разрабатывается технико-экономическое обоснование, рассказали в акимате.

Оградительные меры и стимулирование перехода от личного транспорта к общественному

Автоэксперт, президент Ассоциации безопасности дорожного движения "Общая дорога" Арсен Шакуов считает, что разгрузка городских дорог должна сопровождаться улучшением системы общественного транспорта и внедрением оградительных барьеров, как это делается в других странах.
© Photo : из личного архиваАвтоэксперт, президент Ассоциации безопасности дорожного движения "Общая дорога" Арсен Шакуов
Автоэксперт, президент Ассоциации безопасности дорожного движения Общая дорога Арсен Шакуов  - Sputnik Казахстан, 1920, 20.02.2024
Автоэксперт, президент Ассоциации безопасности дорожного движения "Общая дорога" Арсен Шакуов
"Создание транспортных каркасов в виде улучшения коридоров типа LRT, BRT даст импульс отказаться от использования личного автомобиля в угоду общественного транспорта и облегчит проезд от точки А до точки Б. Для этого необходимо развивать инфраструктуру, закупать больше транспортных средств, расширять маршруты, и самое главное, создавать этим маршрутом беспрепятственное передвижение по городу, чтобы на BRT не заезжали другие транспорты, как сейчас происходит по всему Казахстану", – говорит Арсен Шакуов.
По его мнению, введение оградительных мер, таких как платная парковка или платный въезд в город, является одним из способов стимулирования отказа от частного транспорта. Арсен Шакуов подчеркивает, что люди откажутся от личных автомобилей, когда общественный транспорт станет более удобным и доступным. Прежде чем ввести оградительные меры, необходимо убедиться, что существуют альтернативы и созданы условия. По его словам, сейчас на автобусах едут только те, у кого нет своего личного автомобиля, а автовладельцы не готовы отказаться от комфорта.
"Город должен предложить населению альтернативу. "Откажитесь от личного автомобиля, но при этом вы будете давиться в автобусе, ожидая маршрут два часа" – такого не должно быть. Если город предлагает сократить количество въезжающих автомобилей, то должен предоставить хорошую альтернативу. То есть, автобусы должны ходить с интервалом в 10 минут. К примеру, если вы приехали из Талгара на автовокзал Саяхат, а оттуда на другой конец города едете только на одном автобусе – это будет стимулом не использовать свой личный транспорт. Когда будет такая альтернатива, тогда можно закручивать гайки", – считает Шакуов.
На сегодня доля легкового транспорта, въезжающего в город, составляет примерно 90%. По мнению Арсена Шакуова, чтобы сократить их количество городским и районным властям нужно договориться о повышении качества общественного транспорта, увеличении частоты движения маршрутов, а также запуске электричек между Алматы и районными центрами.
Автоэксперт также предлагает создать транспортно-пересадочные узлы на окраинах города, где автовладельцы смогут оставить машины и пересесть на общественный транспорт. В акимате уже объявили о планах создания трех таких узлов.
"Такие пересадочные узлы не должны быть платными. Мы должны понимать, что люди не готовы отказываться от личного автомобиля и еще за это платить. Они и так идут на жертву. Однако такие парковки должны быть оборудованы камерами для поддержания порядка, даже если это будут не охраняемые территории", – подчеркивает Шакуов.
Эксперт отмечает, что только после того, как город будет готов предоставить подобные альтернативы, можно будет вводить оградительные барьеры. В качестве примера он приводит систему зонирования в Лондоне, где въезд в центральные районы платный – 20 фунтов стерлингов в день (около 10 тысяч тенге), а также существуют зоны бесплатного движения. Арсен Шакуов подчеркивает, что Алматы можно сравнивать с Лондоном – такой же старый город, который не предназначен для большого количества автомобилей, где также имеются узкие дороги.
Он подчеркивает, что решение этих проблем дорого и очень затратно, и займет несколько лет. По мнению Шакуова, перспектива создания транспортного каркаса до 2027 года достаточный срок для того, чтобы внедрить модель, направленную на стимулирование отказа от личного транспорта и улучшение системы общественного транспорта.

"Нужно больше вкусных программ"

Шакуов отмечает, что введение заградительных барьеров требует времени, это занимает несколько лет. Пока город не готов к этому, он предлагает начать с таких стимулирующих мер, как бесплатная пересадка в течение часа.
"Я предлагал внедрить проект "Один час пересадки без оплаты". То есть в течение часа, как и в Москве, можно пересесть с автобуса на другой маршрут, не платя второй раз. Вот тут-то идет геометрическое умножение. Если мне нужно проехать 3 квартала, потом пересесть на другой маршрут и снова заплатить, то мне, возможно, будет проще взять такси или поехать на своем авто", – объясняет президент ассоциации "Общая дорога".
По словам Шакуова, идея бесплатной пересадки в течение часа может стать одним из таких механизмов стимулирования перехода к использованию общественного транспорта, который уже применяется в других странах.
"Нет вкусных программ. Мы предлагаем, чтобы пассажиры смогли бесплатно поменять два-три маршрута в течение часа и доехать до нужной станции. Уверен, что акимат эту идею воспримет всерьез, потому что это один из наиболее удобных механизмов для того, чтобы люди отдавали больше предпочтений к общественному транспорту. Это – удобный функционал, который проще внедрить уже сегодня и практикуется во всем мире", – говорит он.
Автоэксперт подчеркивает, что необходимо начать с малого, пока город не будет готов к введению более радикальных мер, таких как заградительные барьеры.
Лента новостей
0