Космический календарь на 2024 год: в небе произойдет настоящая сенсация!

© Photo : ESA/Hubble & NASA, R. Fedriani, J. TanОчаг звездообразования высокой массы под названием G35.2-0.7N
Очаг звездообразования высокой массы под названием G35.2-0.7N - Sputnik Казахстан, 1920, 25.12.2023
В новом году к Земле приблизится огромная "комета века", которую прежде могли видеть только кроманьонцы с неандертальцами 26 тысяч лет назад
ПЕТРОПАВЛОВСК, 25 дек — Sputnik. Смогут ли увидеть затмения казахстанцы и какие еще космические явления ожидаются в новом году, Sputnik Казахстан рассказал профессор Северо-Казахстанского университета имени Манаша Козыбаева Андрей Солодовник.

Затмения "не на нашей улице"

"Всех особенно интересуют затмения Солнца и Луны. Увы, но эпических событий такого рода не предвидится вовсе. Который год уже длится "антракт". На шаре земном нечто знаменательное предстоит, но нас эти явления будут обходить дальней стороной. Поэтому в этой части повествования невольно придется ограничиться сухим перечислением фактов", - отмечает ученый.
Итак… Первым 25 марта наступит полутеневое затмение Луны. Уже то, что затмение будет полутеневым, ограничивает интерес к нему почти до нуля. Да и видно оно будет только в Америке.
А вот вторым 8 апреля станет полное затмение Солнца. Полоса полной фазы пройдет по территории трех стран: Мексики, США и Канады. Насладиться зрелищем будет возможно и с водной глади Тихого и Атлантического океанов, а также с поверхности нескольких курортных (в Тихом океане) и суровых (в северной Атлантике) островов. Длительность полной фазы близ экватора достигнет 4,5 минуты – это очень даже немало, отмечает астроном.
© AFP 2024 / Luis AcostaСолнечное затмение в Панаме
Солнечное затмение в Панаме  - Sputnik Казахстан, 1920, 25.12.2023
Солнечное затмение в Панаме
"Третье затмение случится 18 сентября и будет частным лунным. Слабоватое явление во всех отношениях – его максимальная фаза не достигнет и 0,1, а в наших долготах и вовсе видимым будет под утро только полутеневая часть явления. Сказать, что повезет бразильцам, как-то неловко – уж очень незначительно само по себе это явление", - говорит Андрей Солодовник.
Четвертое затмение года состоится 2 октября и будет кольцеобразным солнечным. Это будет очень красиво. Но увидят его только жители Патагонии и Огненной Земли: крайний юг Чили и Аргентины.

Увидеть планеты и… поразиться

"Среди всех "членов планетной семьи" наиболее трудно свести знакомство с Меркурием – он всегда "прячется" от взглядов землян в лучах Солнца. Имейте в виду, что в 2024 году Меркурий дважды можно будет уловить на небе. В лучах вечерней зари в конце марта – начале апреля. А на утреннем небе он станет доступен в начале сентября", - рассказал Андрей Солодовник.
Утренняя видимость Венеры достанется нам как наследство ушедшего года, говорит астроном.
© Photo : ESA/MPS/DLR-PF/IDAПланета Венера
Планета Венера - Sputnik Казахстан, 1920, 25.12.2023
Планета Венера
"Она продолжит блистать на небе перед восходом Солнца всю зиму и большую часть весны", - подчеркнул Солодовник.
Что любопытно, Венера благодаря большой яркости вполне уверенно будет видна зимой и весной и на дневном небе.
"Попробуйте сделать снимок на память – это редкость! Утреннее небо Рождества также украсит Венера подобно Вифлеемской звезде. А вечерней звездой Венера предстанет на небе в конце лета и будет подниматься на небе все выше и выше осенью и особенно зимой", - рассказал Андрей Солодовник.
© Photo : ESA/DLR/Freie Universitat Berlin (G. Neukum) Вид на кратер на Великой Северной равнине планеты Марс
Вид на кратер на Великой Северной равнине планеты Марс - Sputnik Казахстан, 1920, 25.12.2023
Вид на кратер на Великой Северной равнине планеты Марс
Марс станет хорошо заметным на небе во второй половине года и постепенно засияет во всю силу в декабре, поднимаясь ночью высоко над горизонтом. Конечно, по яркости он даже и не приблизится к Венере. Но все же вид его будет впечатлять.
© Photo : NASA / JPL-Caltech / SwRI / MSSS / Kevin M. GillВид на северное полушарие Юпитера
Вид на северное полушарие Юпитера - Sputnik Казахстан, 1920, 25.12.2023
Вид на северное полушарие Юпитера
"Сейчас вечерами за окном на юго-востоке ясно горит Юпитер. Столь же ярким Юпитер перейдет в 2024 год, украшая вечернее небо зимы и весны. На утреннем небе он появится короткими июльскими ночами. Видимость его будет только улучшаться к концу лета – осени-зиме", - поделился ученый.
© Photo : NASA, ESA, A. Simon (Goddard Space Flight Center), and M.H. Wong (University of California, Berkeley)Снимок Сатурна, сделанный при помощи телескопа Хаббл
Снимок Сатурна, сделанный при помощи телескопа Хаббл - Sputnik Казахстан, 1920, 25.12.2023
Снимок Сатурна, сделанный при помощи телескопа Хаббл
Наилучшая видимость Сатурна придется на начало осени близ периода его противостояния (8 сентября) с Солнцем, а до того весной он будет доступен взгляду под утро, а летом во второй половине ночи.

Прилетит к нам комета-сенсация

Из метеорных потоков наиболее благоприятные условия сложатся для наблюдения Персеид (середина августа) и Драконид (начало октября). Первый из этих потоков наиболее известен своей высокой активностью и неописуемо красивой зрелищностью, второй время от времени отмечается "метеорными дождями".
"Но, как известно, метеоры порождают кометы. Вот в этой-то части нас ожидает настоящая сенсация! Своим рождением обязана она комете С/2023 А3 (Цзыцзиньшань-ATLAS)!" - предвкушает профессор.
В названии кометы (буква С) читается, что это либо объект непериодический, либо период его обращения более 200 лет.
"В нашем случае период кометы оценивается в 26 тысяч лет. И прежде нас ее могли видеть разве что кроманьонцы с неандертальцами", - подчеркнул он.
Далее идет год открытия (2023) и указание на то, что оно состоялось в первой половине января (буква А) и это был третий объект за полмесяца.
"Обнаружено было новое небесное тело в китайской обсерватории Цзыцзиньшань и на пункте наблюдения системы ATLAS в Южной Африке", - объяснил Солодовник.
Вскоре после открытия кометы стало ясно, что она имеет огромного размера ядро и, приближаясь к Солнцу и Земле, может стать "кометой века". На минимальное расстояние к Солнцу (перигелий) комета придет к 27 сентября, когда она пролетит мимо нашей звезды примерно на том же расстоянии, как Меркурий.
CC BY 2.0 / Northern Lights Graffiti / Comet C/2020 F3 (NEOWISE)Комета NEOWISE в небе над Канадой
Комета NEOWISE в небе над Канадой - Sputnik Казахстан, 1920, 25.12.2023
Комета NEOWISE в небе над Канадой
"Вполне возможно, что в это время ее можно будет видеть даже днем. Затем она на некоторое время станет невидима, но в начале октября вновь появится на вечернем небе северного полушария. Полный триумф ожидается 12 октября, когда комета максимально сблизится с Землей", - отмечает ученый.
Пока что оценки максимальной яркости кометы сильно разнятся: от блеска самых ярких звезд до блеска большего, чем у Венеры. В любом случае, подчеркивает Андрей Солодовник, это будет нечто невиданное со времен 1996 (комета Хиякутаки) и 1997 годов (комета Хейла-Боппа).
"Комета, имея яркую голову, вероятно, раскинет на небе огромный хвост (поскольку будет не так далеко от Земли), и вся эта красота будет доступна невооруженному глазу. Постепенно комета начнет терять яркость, и к середине ноября провожать ее можно будет только с помощью биноклей и телескопов", - рассказал Андрей Солодовник.
Кстати, потренироваться в наблюдении комет казахстанцам можно будет уже в марте-апреле, когда с Землей сблизится комета Понса-Брукса, блеск которой, как полагают, в максимуме также позволит видеть эту комету невооруженным глазом.
"Хочется еще попросить обойтись без паники – никаких столкновений или "дурных влияний" от комет не предвидится. Все происходит в пределах строгих астрономических правил", - подчеркнул Андрей Солодовник.

Сезоны года

Астрономические сезоны года должны в силу естественных причин привязываться к датам равноденствий и солнцестояний. Вот эти даты на 2024 год (время Астаны):
Весеннее равноденствие – 20 марта, 09:07 часов
Летнее солнцестояние – 21 июня, 02:51 часов
Осеннее равноденствие – 22 сентября, 18:44 часов
Зимнее солнцестояние – 21 декабря, 15:20 часов
"Когда-то давно в нашем университете мы разработали концепцию астро-фенологического календаря. В основу его положена идея, что указанные даты есть середины соответственно сезонов весны, лета, осени, зимы. Описание смены сезонов года с помощью такого подхода удивительно точно совпадают с приметами народного календаря", - отмечает Андрей Солодовник.
Он поделился, что, согласно астро-фенологическому календарю, весна у нас начинается 18 февраля (огородникам нужно начинать сеять рассаду), а заканчивается 20 апреля (стоит начинать копать грядки). Лето длится с 20 апреля до 22 августа. Осень наступает 22 августа и заканчивается 24 октября. А далее идет зима.

Солнце и солнечная активность

И тут опять впору говорить о сенсации!
"Текущий "юбилейный" - 25 по счету - цикл солнечной активности, начавшийся в декабре 2019 года, преподнес сюрприз", - отметил Солодовник.
Улыбающееся Солнце - Sputnik Казахстан, 1920, 25.12.2023
"Улыбающееся" Солнце
Если годом раннее ученые полагали, что Солнце как бы успокоилось (чуть ли не уснуло) и его циклическая активность пошла на спад, то на деле все вышло не так, но с точностью до наоборот.
"Активность Солнца в ушедшем году вдруг так резко "пошла в гору", что максимум ее ожидают уже на следующий год, и скорее всего он наступит летом. И считается, что максимум этот будет очень высок", - говорит астроном.
Чем-то он может напомнить 1989 год с его огромными пятнами на диске Солнца, которые были видимы глазом, потрясающими магнитными бурями, полярными сияниями и так далее.
"Вспоминаются и аварии в энергосистемах того года. Но тот, кто предупрежден, тот вооружен! Будем и мы крайне внимательны к "погоде на Солнце". Ученые обещают составлять ежемесячные прогнозы активности Солнца в 2024 году. Опасна ли активность Солнца для землян? Нет смысла закрывать глаза на правду – да, опасна! Каждый из нас обязан позаботиться если не об энергосистемах, то о здоровье своем и близких людей", - подчеркнул Андрей Солодовник.
Он посоветовал, что особенно внимательно следует дозировать физические и иные нагрузки на организм во время геомагнитных бурь