https://ru.sputnik.kz/20231213/sokratit-pryamye-byudzhetnye-traty-na-krupnye-proekty-prizval-deputat-40881528.html
Сократить прямые бюджетные траты на крупные проекты призвал депутат
Сократить прямые бюджетные траты на крупные проекты призвал депутат
Sputnik Казахстан
По его мнению, помочь в этом могут новые модели государственно-частного партнерства 13.12.2023, Sputnik Казахстан
2023-12-13T13:41+0500
2023-12-13T13:41+0500
2023-12-13T16:58+0500
гчп
правительство
инфраструктура
бюджет
https://sputnik.kz/img/1198/96/11989617_0:0:2886:1623_1920x0_80_0_0_61ade1160c344b189dad903cdb0e4c50.jpg
АСТАНА, 13 дек – Sputnik. Правительство должно пересмотреть принципы финансирования крупных проектов из госказны, заявил депутат мажилиса Магеррам Мегаррамов. Он полагает, что следует чаще разделять ответственность между государством и частным инвестором и разработать несколько моделей ГЧП.Правительство, по его мнению, плохо обучило чиновников расчётам эффективности применения ГЧП.“По обращениям местных и иностранных инвесторов наблюдаются случаи отказа или пересмотра в одностороннем порядке условий ГЧП со стороны государственных органов. Такая бессистемная работа влечёт за собой снижение инвестиционной привлекательности Казахстана в целом", - утверждает депутат.Среднее время разработки и согласования проектов ГЧП составляет полтора-два года, поэтому инвестиции стало проще осуществлять через прямые расходы бюджета, пояснил Магеррамов."Хотя во всём мире инфраструктурные проекты в основном осуществляются через ГЧП, так как позволяют передать риски инвестиционной стадии на частного партнёра и защищают государство от удорожания в процессе строительства", - продолжил депутат.К примеру, в автодорожной отрасли ежегодно осуществляется около 10 тысяч государственных закупок. При этом Азиатский банк развития с 2018 года предлагает перейти на долгосрочные контракты ГЧП эффективного (бездефектного) содержания дорог – контракты, нацеленные на результат. "Такие контракты позволят решить вопросы с качеством дорог, с дефицитом битума в строительный сезон, со снижением стоимости затрат на ремонт и содержание дорог", - поделился мажилисмен.По его словам, такая же ситуация сложилась с национальным проектом "Комфортная школа" на 2,3 трлн тенге, где из трех предусмотренных механизмов выбрано только строительство школ "под ключ", а другие механизмы, например ГЧП, не используются.“Не предусмотрена реновация устаревших школ по механизму ГЧП с частичным софинансированием из республиканского и местного бюджета, из которых более половины построены в советское время и 57 находятся в аварийном состоянии", - отметил Магеррамов.Необходимо разработать нескольких программных ГЧП, сказал депутат и привел примеры:“Необходимые средства для этих программных ГЧП уже имеются в республиканском бюджете – нужно перераспределение", - подчеркнул он.В сферах ТБО, транспорта, КОС, ТЭЦ, сети госорганы не используют ГЧП, что сказывается на отсутствии инвесторов.“Именно в этих секторах уже имеется законодательная база, порядок формирования тарифов и цен, да и все признаки указывают на безальтернативность ГЧП, но барьеры и нежелание чиновников приводят к отсутствию проектов ГЧП", - заключил Магеррамов.В связи с этим Кабмин должен перейти на новую модель государственно-частного партнерства, отметил он.
Sputnik Казахстан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2023
Sputnik Казахстан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_KK
Sputnik Казахстан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://sputnik.kz/img/1198/96/11989617_268:0:2432:1623_1920x0_80_0_0_d898cf0cd5586efd7ec33416cdd22df7.jpgSputnik Казахстан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
гчп, правительство, инфраструктура, бюджет
гчп, правительство, инфраструктура, бюджет
Сократить прямые бюджетные траты на крупные проекты призвал депутат
13:41 13.12.2023 (обновлено: 16:58 13.12.2023) По его мнению, помочь в этом могут новые модели государственно-частного партнерства
АСТАНА, 13 дек – Sputnik. Правительство должно пересмотреть принципы финансирования крупных проектов из госказны, заявил депутат мажилиса Магеррам Мегаррамов. Он полагает, что следует чаще разделять ответственность между государством и частным инвестором и разработать несколько моделей ГЧП.
"За 2023 год стремительно упало количество проектов государственно-частного партнерства (ГЧП) и объем инвестиций по ГЧП-контрактам. Деньги в инфраструктуру почти не привлекаются по причине боязни чиновников привлечения к ответственности из-за прошедших проверок контролирующих органов", - обратился он с депутатским запросом к главе правительства.
Правительство, по его мнению, плохо обучило чиновников расчётам эффективности применения ГЧП.
“По обращениям местных и иностранных инвесторов наблюдаются случаи отказа или пересмотра в одностороннем порядке условий ГЧП со стороны государственных органов. Такая бессистемная работа влечёт за собой снижение инвестиционной привлекательности Казахстана в целом", - утверждает депутат.
Среднее время разработки и согласования проектов ГЧП составляет полтора-два года, поэтому инвестиции стало проще осуществлять через прямые расходы бюджета, пояснил Магеррамов.
"Хотя во всём мире инфраструктурные проекты в основном осуществляются через ГЧП, так как позволяют передать риски инвестиционной стадии на частного партнёра и защищают государство от удорожания в процессе строительства", - продолжил депутат.
К примеру, в автодорожной отрасли ежегодно осуществляется около 10 тысяч государственных закупок. При этом Азиатский банк развития с 2018 года предлагает перейти на долгосрочные контракты ГЧП эффективного (бездефектного) содержания дорог – контракты, нацеленные на результат.
"Такие контракты позволят решить вопросы с качеством дорог, с дефицитом битума в строительный сезон, со снижением стоимости затрат на ремонт и содержание дорог", - поделился мажилисмен.
По его словам, такая же ситуация сложилась с национальным проектом "Комфортная школа" на 2,3 трлн тенге, где из трех предусмотренных механизмов выбрано только строительство школ "под ключ", а другие механизмы, например ГЧП, не используются.
“Не предусмотрена реновация устаревших школ по механизму ГЧП с частичным софинансированием из республиканского и местного бюджета, из которых более половины построены в советское время и 57 находятся в аварийном состоянии", - отметил Магеррамов.
Необходимо разработать нескольких программных ГЧП, сказал депутат и привел примеры:
по ремонту автомобильных дорог,
по строительству школ и общежитий,
по строительству социального жилья и другой инфраструктуре.
“Необходимые средства для этих программных ГЧП уже имеются в республиканском бюджете – нужно перераспределение", - подчеркнул он.
В сферах ТБО, транспорта, КОС, ТЭЦ, сети госорганы не используют ГЧП, что сказывается на отсутствии инвесторов.
“Именно в этих секторах уже имеется законодательная база, порядок формирования тарифов и цен, да и все признаки указывают на безальтернативность ГЧП, но барьеры и нежелание чиновников приводят к отсутствию проектов ГЧП", - заключил Магеррамов.
В связи с этим Кабмин должен перейти на новую модель государственно-частного партнерства, отметил он.