Портрет Сталина на церковной службе: неизвестные факты о Никольском соборе в Алматы
07:29 29.11.2023 (обновлено: 10:59 29.11.2023)
© Photo : Kanat OspanovНикольский храм в Алматы
© Photo : Kanat Ospanov
Подписаться
АСТАНА, 29 ноя - Sputnik, Александра Гузева, АПН. История одного из старейших храмов Алматы обросла немалым количеством мифов: одни гласят, что в подвалах Никольского собора расстреливали заключенных, другие – что в храме базировалась штрафная рота. Где правда, а где домыслы, рассказал настоятель собора протоиерей Валерий Захаров.
© Photo : Александра Гузева, АПНОтец Валерий
Отец Валерий
© Photo : Александра Гузева, АПН
Портрет Сталина
К середине 1930-х годов храм был закрыт, рассказал отец Валерий. Его вернули верующим лишь в конце 1945 года. Первое богослужение в Никольском соборе состоялось 7 апреля 1946 года.
"Службу совершал святитель Николай (Могилевский). Собор готовился наскоро, во время войны здесь находились складские помещения и конюшня, по деревянным настилам каждое утро спускали лошадей на поля (они тогда были в черте города), а вечером снова загоняли обратно в храм. Внизу находилось овощехранилище", - поделился священник.
Когда собор передали назад, наскоро пытались что можно сделать своими силами. На стены повесили простыни и иконы, которые принесли прихожане.
© Photo : Александра Гузева, АПННиколай Могилевский
Николай Могилевский
© Photo : Александра Гузева, АПН
"Во время богослужения отец-святитель Николай совершает хождение по храму, хор торжественно поет. Владыка подходит к стене, поднимает взгляд, а там висит портрет Иосифа Виссарионовича", - рассказывает отец Валерий.
По его словам, владыку это не смутило, уже после хождения он подозвал к себе настоятеля и сказал, чтобы они постарались к завтрашнему богослужению портрет снять.
"Естественно, убирали изображение при закрытом храме под покровом ночи, просто представьте: 46-й год, в то время это было крайне опасно", - поделился священник.
Расстрелы в подвале
Отец Валерий признает: легенды о том, что в подвале собора происходили такие вещи, существуют. Но документального подтверждения тому нет.
"Единственное, на что я могу сослаться - когда мы проводили ремонтные работы в нижних помещениях, на неоштукатуренных стенах и кирпичной кладке мы видели углубления. Но это не стопроцентное подтверждение", - считает он.
Возможно, они были от пуль или другого происхождения, но подтверждения того, что здесь осуществлялись расстрелы, мы не имеем и вряд ли что-то найдем даже в архивах, признает священник.
Нужно не забывать, добавил он, что это были годы военные, человек мог просто исчезнуть или пропасть в никуда, и никто его даже не разыскивал. Тем более это относилось к людям ссыльным, которые погибали тысячами во время транспортировки и переправки с одного места в другое.
"В Алматы находился пересылочный пункт, и сюда прибывало большое количество людей, которые потом перенаправлялись по лагерям и поселениям", - напомнил священник.
Храм для студентов
"До середины прошлого века Никольский храм стоял на отшибе города, здесь была окраина. Помню свое детство: на месте, где сейчас находится Центральный стадион, были поля и ничего кроме", - рассказал отец Валерий.
© Photo : Предоставлено Никольским храмом Никольский храм, XX век
Никольский храм, XX век
© Photo : Предоставлено Никольским храмом
С развитием города по улице Байтурсынова стали появляться университеты, общежития, и сегодня храм находится в эпицентре студенческой жизни.
"Особенно много к нам заглядывают студенты из Индии и Пакистана, в большинстве своем они католики и протестанты, однако с большим интересом приходят, садятся и наблюдают за богослужением, как-то по-своему молятся. Это одна из характерных деталей нашей современной жизни", - поделился священник.
Красная звезда вместо креста
В советские годы, рассказал отец Валерий, было достаточно модно на месте храмов открывать клубы атеистов. Как правило, в закрытых церквях размещали музеи атеизма.
Однажды в те временя он направился в Кызылорду - местный храм был переоборудованным домом с подстроенным алтарем и убранными, насколько это возможно, стенами. В таких условиях совершались службы. Хоть его и называли храмом, на самом деле это был молитвенный дом, вспоминает священник.
Они попросили настоятеля показать нам закрытый властями храм, уцелевший во времена гонений. Зайдя, увидели сначала паперть, затем стены, купола, барабаны, уже стало просвечивать небо.
"Взгляд поднимается выше в надежде увидеть крест… И если на многих храмах просто снимали кресты с куполами, то кызылординские атеисты водрузили на главный шпиль храма красную звезду. К сожалению, в те годы все это имело место быть", - поделился воспоминаниями священник.
В Никольском храме также не сохранилось куполов и колокольни, их снесли, была обычная скатная крыша. То же самое было и с Софийским собором, бывшим кинотеатром "Ударник", рассказал он.
"В детстве мы не знали историю этого места, крыша тоже была обычная, скатанная. Ходили туда в кино, а родители ничего не говорили, боялись просто. Ведь если кто-то попадался или был засвечен как-то в религиозной теме, то он подвергался прямым и косвенным репрессиям и давлению в обществе", - вспоминает отец Валерий.
Штрафная рота
Разговоры и предположения об этом были, признает священник, однако никаких прямых доказательств, что на территории Никольского храма располагалась штрафная рота, не нашли.
"По моему мнению, ну не могла здесь находиться штрафная рота, для этого нужно было бы делать соответствующие ограждения, ставить забор и так далее", - поделился отец Валерий.
Людей в штрафной роте приравнивали к заключенным. Да, какие-то военнопленные оставались в храме для пересылки, но не в таких масштабах, говорит он.
Небо на Земле и рисунки на стенах
Никольский собор, рассказал отец Валерий, расписывался относительно недавно, в конце девяностых и начале нулевых годов клириком, протоиреем Андреем Бурдиным. Отец Андрей имел наклонность к живописи, на его счету более десятка расписанных церквей, в основном на Алтае и в Сибири.
© Photo : Александра Гузева, АПНОтец Андрей
Отец Андрей
© Photo : Александра Гузева, АПН
Перед отцом Андреем стояла огромная работа. Работая клириком нашего собора, по благословению тогдашнего владыки Алексея Кутепова, он приступил к делу. Одно из редких изображений на стенах храмов Алматы – царская семья, Романовы, которые в начале 2000-х уже были причислены к лику святых.
"Мне не встречалось описание внутреннего интерьера Никольского храма в период с открытия до середины прошлого века", - рассказал он.
По мнению священника, едва ли во времена до революции могли расписать храм, и на это есть несколько причин.
Первое – освящение храма состоялось в 1908 году, естественно, после строительства сразу о росписи никто не задумывался. По всем параметрам храм должен дать осадку, а на это нужно было как минимум пару лет.
"Прибавляем к 1908 году пару лет – начало Первой мировой войны, военное положение, затем 1917 год, и это уже все", - констатирует он.
Он предположил, что храм был заполнен образами, но росписи на стенах не было. В послевоенные годы достаточно сложно было получить разрешение, страна и люди находились в тяжелом положении.
В советский период, добавил отец Валерий, гвоздя нельзя было забить без "благословения" уполномоченного по делам религии. Ситуация немного изменилась лишь в девяностые. Храмы активно возвращались верующим по всей стране, но и тогда найти иконописную бригаду было непросто.
© Photo : Kanat OspanovПример необычной росписи Никольского собора
Пример необычной росписи Никольского собора
© Photo : Kanat Ospanov
"Мы не стали ломать голову, и отец Андрей расписал храм по всем канонам, придерживаясь спокойных цветовой гаммы. Ведь главная задача церковной живописи – напоминать человеку, входящему в храм, что он становится частицей неба, потому что всякий храм есть небо на Земле", - подчеркнул он.