Где в Казахстане самые некачественные дороги и что с этим делать, рассказал министр
12:42 28.11.2023 (обновлено: 12:54 28.11.2023)
© Photo : акимат АстаныРемонт дорог, пробивка улиц и строительство моста ведутся в Астане
© Photo : акимат Астаны
Подписаться
В Казахстане ремонтируют 4,2 тысячи километров местных дорог, на которые жалуются жители
АСТАНА, 28 ноя- Sputnik. Казахстан должен стать полноценным транспортно-логистическим хабом, но сегодня не в состоянии даже нормально содержать и ремонтировать местные дороги, возмутился на заседании правительства премьер Алихан Смаилов.
Министр транспорта Марат Карабаев назвал регионы с самыми плохими дорогами и назвал основные причины плачевной ситуации.
Акиматы "зажимают" финансирование
По данным главы Минтранспорта, на ремонтные работы по 3,6 тысячи километров дорог, которые должны завершить в этом году, выделено 384 миллиарда тенге, из них всего
81 миллиард тенге, или 21%, выделяются из местного бюджета.
81 миллиард тенге, или 21%, выделяются из местного бюджета.
"При этом отдельными регионами при низких показателях состояния дорог средства из местного бюджета вовсе не выделяются. Это касается Западно-Казахстанской, Костанайской, Абайской, Восточно-Казахстанской, Мангистауской, Атырауской областей", - заявил Карабаев.
Акиматам, считает министр, нужно предусмотреть дополнительное финансирование из местного бюджета для своевременного ремонта и поддержания качества дорог.
Между тем премьер Смаилов подчеркнул, что устал слушать постоянную критику в отношении плохого состояния дорог.
"Особое недовольство общественности вызывает некачественный ремонт. Только за текущий год поступило в госорганы свыше 19 тысяч официальных обращений и жалоб на автомобильные дороги", - возмутился он.
По словам Смаилова, жители Костанайской области написали коллективное обращение по поводу разрушенной дороги от станции Узунколь до села Троебратское.
Дорога связывает регион с соседней Северо-Казахстанской областью и является транзитной в Россию, а находится в плачевном состоянии.
Другой пример Смаилова касался дороги между станцией Джурун и поселком Оркаш в Актюбинской области - глава правительства подчеркнул, что она некачественная, поскольку построили ее без щебня.
Жители Тараза требуют завершить ремонт дороги в микрорайоне Карасу, который длится уже более года, добавил он, заключив, что таких примеров множество во всех регионах.
"Региональные трассы – это полная ответственность местных исполнительных органов. Необходимо на постоянной основе вести мониторинг состояния дорог и принимать оперативные меры по их ремонту", - подчеркнул премьер.
Тяп-ляп экспертиза?
Министр признал, что только 85% местных дорог в Казахстане охвачены экспертизой качества.
Низкий охват экспертизой качества отмечается по Карагандинской (51%), Акмолинской (73%) и Костанайской (79%) областям, заявил он.
"При необходимости контроля качества работ на объектах минимум 4 раза в месяц, на некоторых регионах имеются факты выезда на объект один раз за строительный сезон", - заявил Карабаев.
Он назвал области, в которых этим злоупотребляют:
Жамбылская (263 объекта),
Туркестанская (194 объекта),
Кызылординская (113 объектов).
На сегодня, подчеркнул министр, отобрано и испытано 27 тысяч проб дорожно-строительных материалов, из которых выявлено несоответствие нормам – 2,9 тысячи проб, по ним проводятся меры по устранению, констатировал министр.
По его словам, подрядчикам пришлось устранять дефекты за свой счет на 2 миллиарда тенге.
Чтобы исправить ситуацию, акиматам нужно заключить договора на полный охват экспертизой качества работ и материалов в течение строительного сезона, считают министр и премьер.
Крупные проекты начнут в 2024 году
Со следующего года, по мере завершения строительства местных дорог, дорожных строителей будут переориентировать на реализацию приоритетных проектов общей протяженностью 4,7 тысячи километров, заявил Карабаев.
Вместе с тем министр сразу же отметил "узкие места". Начало крупных проектов, напомнил он, потребует увеличения производства дорожно-строительных материалов, а также строительного оборудования и дополнительного инженерного персонала.
"Для предотвращения дефицита дорожного битума принимаются меры по переходу на цементобетонные дороги и импорту битума", - констатировал он.
Главу правительства не устраивает такая позиция. По его мнению, более эффективным будет развитие инфраструктуры для хранения отечественного битума, а также дорожные работы с соблюдением технологии использования битума.
"Одной из злободневных проблем дорожной отрасли на протяжении многих лет является дефицит битума, который закрывали за счет импорта. Следует отметить, что не соблюдаются технологии использования битума, что также снижает качество дорожного полотна", - заявил Смаилов.
Он поручил министерству транспорта и компании "КазАвтоЖол" принять меры по созданию инфраструктуры хранения битума, а акиматам вместе с Национальным центром качества дорожных проектов обеспечить контроль за соблюдением технологии хранения и использования битума.
Почему в Казахстане "хромает" придорожный сервис
Одним из важных вопросов при реализации новых проектов является обеспечение земельными ресурсами, считает Марат Карабаев.
На сегодняшний день в процессе землеустройства проектов возникает ряд трудностей.
"Процедуры возврата земли из частной собственности продолжаются от 1 до 3 лет. По действующему механизму срок оформления карьеров составляет до 1 года, что негативно сказывается на своевременной реализации проектов", - констатировал министр.
Акиматы затягивают предоставление земельных участков для проектов строительства и расширения объектов придорожного сервиса, заявил премьер-министр.
"Все эти факторы сказываются на развитии отрасли. Поэтому необходимо менять отношение к подходам в дорожном строительстве", - констатировал он.
Алихан Смаилов потребовал от министерств сельского хозяйства и экологии совместно с акиматами проработать вопросы упрощения порядка выдачи земельных участков под строительство и расширение объектов придорожного сервиса.