Семь сокровищ казахского народа: философская концепция и практичность в быту

© Sputnik / Владислав ВодневЛюди обнимаются и приветствуют друг друга в праздник Наурыз
Люди обнимаются и приветствуют друг друга в праздник Наурыз - Sputnik Казахстан, 1920, 16.11.2023
Подписаться
Философское понятие "Жеті қазына" (в переводе с казахского - семь сокровищ) является неотъемлемой частью традиционного казахского мировоззрения. Что входит в этот сакральный список и какова их роль - читайте в материале Sputnik Казахстан.
АСТАНА, 16 ноя — Sputnik. "Жеті қазына" в культуре казахского народа занимает особое положение, представляя из себя символ семи богатств кочевника. Концепция сложилась в непрерывной связи с повседневной жизнью кочевого народа, уходит корнями в древнетюркские времена и тесно связана с числом семь. В течение многих веков эти священные атрибуты формировали уникальный образ кочевых племен, придавая им особую высоту, ценность и философию жизни.
Эти семь благ формируют уникальный мировоззренческий код, который прослеживается через многие поколения и придает кочевникам особый характер и стойкость в жизни.

Храбрый джигит

Первое место в "жеті қазына" отведено мужчине. Это связано с тем, что мужчина – добытчик, кормильщик, защитник и продолжение рода.
Казахи по сей день знают своих предков до седьмого колена, дети с малых лет наизусть перечисляют своих "жеті ата" (в переводе с казахского - семь прадедов). Это неписанный закон действует испокон веков. Чтобы иметь здоровое потомство и избежать генетических заболеваний, необходимо избегать родственных браков. Научно доказано, что дети, рожденные в таких семьях, имеют повышенный риск различных заболеваний. И казахи знали это, что подтверждает мудрость действий наших предков.

Мудрая женщина

Женщины занимают особое место в казахском обществе. Роль женщины в казахском быту не ограничивалась только уходом за домашним очагом. На жену также была возложена ответственность за правильное распределение добычи мужа, чтобы у семьи хватило пропитания на каждый день. От женщины требовалось не только физическая выносливость, но и умение принимать разумные решения. Ведь женщина была мудрым советником для своего мужа.
Казахские женщины - основа семейного общества, оплот воспитания. В народе говорят: "Женщина качает одной рукой колыбель, другой - весь мир".
Вся казахская культура пропитана уважением к женщине как к матери, жене, сестре, дочери. Для казахов важно, чтобы красота женщины не ограничивалась только ее внешностью, но также отражала чистоту ее души и ее здравомыслие.

Резвый скакун

Лошадь обладает особым статусом и считается священным животным у казахов. Резвый конь был неотъемлемым спутником и гордостью джигита. "Тот не джигит, кто хоть раз не сидел на коне", - гласит пословица.
Центральная Азия, в частности Казахстан, считается наиболее вероятным местом приручения лошади. Степные скакуны остаются неотъемлемой частью культурного наследия страны, особенно популярной является местная казахская порода лошадей. Одной из ключевых их характеристик является выносливость, это неотъемлемое качество для проживания в степных просторах, где перепады температур могут быть значительными.
Лошадь стала важным транспортным средством во время кочевки, а мясо и молоко животного были важными источниками питания. Их использовали для охоты, что увеличивало их роль в повседневной жизни.
Лошадь служит не только важным атрибутом мужества, также является воплощением казахского духа. Народ сравнивал свой характер с характером лошади, и описывал себя "жылқы мінезді халықпыз".

Хваткий беркут

Эта птица также священна для казахов.
Традиционно считалось, что дом, в котором присутствует беркут, защищен от нечисти. Поэтому перья, крылья и лапы этой птицы вывешивали на почетное место или над кроватью, считая, что священная птица является защитником от сглаза и порчи.
Беркут способен ловить даже крупных животных и был большим подспорьем на охоте. Хорошо обученный беркут ожидает своего хозяина и не ест добычу. За один сезон с помощью беркута можно было поймать несколько волков и лис, с ними охотились и на тигров.
Для охоты с беркутом требуется определенное снаряжение. Охотник, держащий беркута на руке, использовал варежку из толстой кожи, чтобы защититься от сильных когтей птицы. Перед седлом устанавливался постамент, на котором размещалась птица. Беркуту закрывали глаза, и когда появлялся зверь, хозяин открывал ему глаза и направлял его. Этот навык был доведен до искусства, и казахи восхищались умением охоты с беркутом.

Быстроногий тазы

Еще одно из семи сокровищ – борзая (тазы). Порода собак, предназначенная для охоты на равнинах.
Пес породы тазы также был верным спутником на охоте. Считался символом изобилия, богатства и счастья. Заботясь о щенке с самого рождения, его дрессировали и тренировали, а когда он был готов, выпускали на дичь. Первая удачная охота считалась настоящим праздником, и тазы вместе с беркутом и лошадью приводились на крупные торжества, становясь источником гордости для мужчины.
Хорошо обученные борзые способны ловить и убивать зверя, однако они не потребляют его мясо и не портят шкуру. В случае отсутствия хозяина они лаем указывали на местонахождение дичи.
Эти особенности свидетельствуют о том, что борзая – умное и преданное животное.

Меткое ружье

Важными элементами "жеті қазына" являются хорошее оружие: сабля, лук и стрелы, а также острый клинок, спрятанный в рукояти плети, ружье.
Среди них выделяется ружье, верное оружие, не подводившее в бою. Растущая торговля привела к увеличению экспорта ружей в казахском ханстве. Изготавливали несколько видов винтовок, но в список семи сокровищ вошло именно "берен мылтық". Термин "берен" обозначает длинное ружье с легким и точным касанием, с которым удобно ездить на лошади. Его изготовляли из высококачественной стали.

Острый ум и знания

Всесторонние знания, острый ум помогали правильно идти по жизни и принимать мудрые решения. Согласно преданию, если у джигита есть все эти сокровища, то его жизнь будет полна счастья и удачи.
Лента новостей
0