Оснастить казахстанский авиапарк дирижаблями-беспилотниками предложил изобретатель

Дирижабль Сабита Жанболгана
Дирижабль Сабита Жанболгана - Sputnik Казахстан, 1920, 04.11.2023
Подписаться
В проекте изобретатель видит сплошные выгоды
Изобретатель из Байконыра Сабит Жанболган уверен, что этот именно за этими видами летательных аппаратов может стоять экономически развитое и безопасное будущее страны. Свое видение он изложил корреспонденту Sputnik Казахстан.
- Сабит Торебекович, почему именно дирижабли, зачем они Казахстану нужны?
- К общему сожалению, предсказания футурологов и политиков по дефициту питьевой воды, торговля водой, конфликты из-за поливной воды между государствами и многое другое уже реалии сегодняшнего дня. По данным ООН, к 2050 году дефицит питьевой воды может затронуть более 5 миллиардов человек. Смена климатических зон, частые засухи в земледельческих регионах, интенсивное использование грунтовых вод - все это негативно сказывается на продовольственной безопасности многих стран.
Реалии и то, что техногенные катастрофы, лесные и степные пожары вблизи населенных пунктов создают угрозу для людей. По официальным данным, только в Казахстане ежегодно возникает более 800 лесостепных пожаров, также в летнее время природные пожары, засухи, обмеления рек регистрируются и в других странах мира. Для решения "водных" проблем и проблем пожарной безопасности, а также для развития агропромышленного сектора и современных технологий, Казахстану и нужны дирижабли.
- Понятно, что вы предлагаете что-то готовое, уже обдуманное вами…
- Да, к примеру, уже запатентованный мною как изобретение дирижабль для конденсации воды. Этот проект позволит создать высокорентабельный беспилотный автономный дирижабль, который, используя только солнечную энергию, при движении конденсирует воду из атмосферы, где содержится около одного процента всей влаги и доставляет к месту потребления, при этом попутно проведя мониторинг земной поверхности и атмосферы.
К примеру, в настоящее время доставку воды для тушения лесостепных пожаров воздушным путем, случается, ведет затратная авиационная техника, а поливное земледелие обеспечивается объемными мелиоративными работами и малоэффективными громоздкими дождевальными установками.
Роботизированные, полностью автономные не требующие топлива и экипажа, беспилотные дирижабли могут длительное время, не приземляясь, получать и доставлять воду для тушения и предотвращения пожаров, орошения и удобрения сельхозугодий.А попутно проводить мониторинг атмосферы и зондирование подконтрольных территорий, обеспечивать повсеместный полномасштабный противопожарный контроль значительных территорий, включая труднодоступные регионы и немедленно реагируя на очаги возгорания.
- Такой дирижабль – это дорого?
- Расчетная себестоимость дирижабля для конденсации воды грузоподъемностью от 5 до 15 тонн ожидается, как у легковых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания разных мощностей. При этом количество комплектующих узлов здесь меньше, чем у электромобилей и минимум эксплуатационных расходов. Дирижабль с бортовым компактным газогенератором для автоматической подпитки водородом рассчитан на непрерывную эксплуатацию в воздушном пространстве без приземления в течении трех лет. Он должен быть спроектирован и изготовлен с гарантией на весь непрерывный срок эксплуатации без промежуточного технического обслуживания и ремонта.
То есть, мой дирижабль не имеет тех недостатков прежних и нынешних дирижаблей, только один взлет и одна посадка на утилизацию.
- Читала в новостях и то, что вы с помощью дирижабля предлагаете упростить многое в агропромышленном комплексе.
- Это другой проект - гибридный беспилотный дирижабль, тоже уже запатентованный. Он направлен на массовую роботизированную посадку саженцев деревьев, рассады овощей и риса с высоты, удобрение полей и садов при минимальных затратах, включая самые труднодоступные регионы, развитие перспективного точного земледелия, не поверите, но с воздуха можно даже пасти овец.
- Что собой представляет ваш гибридный дирижабль?
- Простой в изготовлении и эксплуатации гибридный дирижабль представляет собой гибрид дисковидного дирижабля с солнечными батареями и квадрокоптера. Отмечу, что это универсальный летательный аппарат, кроме функций в секторе АПК, о которых я уже говорил, дирижабль при чрезвычайных ситуациях позволит оперативно доставлять все необходимое пострадавшим, производить поиск людей.
- Если бы было все так просто, мир бы уже повсеместно использовал "цеппелины" в различных целях…
- Их и надо использовать, внедряя модификации, новые проекты, гибридность. Мы же с вами говорим о дирижаблях-беспилотниках, сделаем на этом акцент, ведь пока широкому развитию дирижаблестроения в мире препятствуют малая их скорость из-за большой парусности, высокая финансовая расходность по содержанию экипажа, ангаров, причальных устройств.
Для наших дирижаблей малая скорость для орошения и пожаротушения как раз не проблема. И для беспилотных дирижаблей не надо экипажа, такому дирижаблю не надо приземляться. Не будет затрат на обслуживающий персонал, не надо причальных сооружений, швартовой команды, больших эллингов для хранения и обслуживания, складских помещений для горюче-смазочных материалов, так как дирижабль не потребляет горючего, а также прочей наземной инфраструктуры - дирижабль весь эксплуатационный период постоянно находится в воздухе, как космический аппарат на орбите Земли.
- Итого, какую выгоду получит Казахстан в случае реализации проектов по использованию дирижаблей-беспилотников?
- Первое – повышение технологического имиджа страны перед мировым сообществом, создание собственной аэростатической промышленности своими силами, собственного воздушного флота цифровых аэроботов из своего алюминия и своих деталей на своих производствах.
Второе – экономической эффект, не будет проблем с дефицитом воды в сельском хозяйстве, не будет степных и лесных пожаров, внезапной засухи. На экспорт будет реализовываться высокотехнологическая продукция с полным цифровым сервисом. Будут созданы десятки тысяч новых рабочих мест в разных регионах страны.
Третье – реальная индустриализация страны, все комплектующие узлы и материалы производятся в Казахстане, и это будет не "отверточное" производство чужих устаревших технологий. Развивающееся аэростатическая промышленность неизменно потянет за собой усовершенствование и создание новых материалов.
Четвертая – вывод на новый цифровой уровень агропромышленного комплекса, масштабное применение точного земледелия с использованием цифровых агроботов, выращивание влагоемких культур в жарких регионах, где дефицит пресной воды.
Пятое – будут востребованы инженеры по специальности "Испытание летательных аппаратов" Байконурского филиала Московского авиационного института, где большинство выпускников после пяти с половиной лет обучения по казахстанским грантам работают не по специальности.
Будут востребованы пока еще дееспособные специалисты и инженеры с "советским" опытом работы в промышленном производстве. Будут привлечены школьники старших классов, студенческие конструкторские бюро для создания более совершенных, более востребованных аэроботов. Будут созданы новые высокотехнологические рабочие места, где в большинстве традиционно требуется аккуратный женский труд, особенно при изготовлении оболочек дирижаблей, при изготовлении и монтаже электронных устройств.
Если собрать в аэростатической отрасли все малоэффективные инновационные структуры, распыленные по министерствам, ведомствам, квазигосударственным учреждениям, то польза для государства очень большая.
Шестое – у климатологов Казахстана появится действенный инструмент, для локального нивелирования негативных последствий изменения климата.
Восьмое – это привлечение внутренних инвестиций, выпуск акций IPO "Народный Дирижабль".
Лента новостей
0