Человек-оркестр: житель Петропавловска собрал коллекцию из 200 редких инструментов

© Sputnik / Елена БережнаяПоющая чаша
Поющая чаша - Sputnik Казахстан, 1920, 24.09.2023
Подписаться
Сам Виталий Жуков превосходно играет на 35 видах музыкальных инструментов и учит этому других, а еще пишет музыку
ПЕТРОПАВЛОВСК, 24 сен – Sputnik. В Петропавловске художник и музыкант собрал уникальную коллекцию из порядка 200 редких музыкальных инструментов со всего мира, передает корреспондент Sputnik Казахстан.
© Sputnik / Елена БережнаяЖитель Петропавловска собрал коллекцию из 200 редких инструментов
Житель Петропавловска собрал коллекцию из 200 редких инструментов - Sputnik Казахстан, 1920, 24.09.2023
Житель Петропавловска собрал коллекцию из 200 редких инструментов
Виталию Жукову 35 лет. Он известный в регионе художник, работающий в необычных техниках, музыкант и спортсмен, занимается силовым экстримом и выступает с собственным силовым шоу. А еще Виталий превратил свою квартиру в настоящий музей музыкальных инструментов, собранных со всего мира. Причем экспонаты не пылятся на полках и стенах, а благодаря таланту своего владельца издают завораживающие мелодии.
© Sputnik / Елена БережнаяЖитель Петропавловска собрал коллекцию из 200 редких инструментов
Житель Петропавловска собрал коллекцию из 200 редких инструментов - Sputnik Казахстан, 1920, 24.09.2023
Житель Петропавловска собрал коллекцию из 200 редких инструментов
Музыка стала неотъемлемой составляющей жизни Виталия с раннего детства. Первые гитарные аккорды ему показал отец, который в молодости даже играл в ансамблях.
"Первый инструмент появился, когда я еще в школу не ходил, мне было лет пять. Это было советская маленькая гитара, и что-то на детском уровне я на ней брякал. И так получилось, что на гитаре я играю практически всю свою жизнь. А еще примерно в том же возрасте у меня была детская губная гармошка "Жар-птица". Наверное, у многих советских детей они были – пластиковые зеленые или розовые гармошки, на них был изображен Иван-Царевич, который ловит Жар-птицу. И вот я в нее дул, она играла", - вспоминает Виталий Жуков.
© Sputnik / Елена БережнаяКитайская волынка
Китайская волынка - Sputnik Казахстан, 1920, 24.09.2023
Китайская волынка
Музыкант отмечает, что это был некий знак судьбы, который остался в подсознании. Ведь спустя время, в 16 лет, у него появились именно гитара, а позже - губная гармошка, которая и стала его профильным инструментом в жизни. Причем первая гитара, которая появилась во взрослом возрасте, сейчас висит на стене в квартире Виталия и выполняет роль оригинального шкафа для губных гармоник.

Сыграй нам на гармошке

"Губная гармошка – это вообще особая история. Когда я подростком учился на ней играть, интернета еще не было. Это сейчас научиться играть на музыкальных инструментах относительно легко: выходишь в сеть, и у тебя масса обучающих роликов. У меня же было семь-восемь композиций с пленочных кассет, на которых звучала губная гармошка где-то там на заднем плане. Я еще тогда не понимал, почему у них разные тональности, но как-то подбирал мелодии", - рассказывает Виталий.
© Sputnik / Елена БережнаяГубная гармошка
Губная гармошка - Sputnik Казахстан, 1920, 24.09.2023
Губная гармошка
Достать гармошку в то время тоже было проблематично. Они продавались в музыкальных магазинах, но были всего двух видов. Первая гармоника у юного музыканта была совсем не та, о которой мечталось. Но на чем было, на том и учился.
Забавно, что Виталия в детстве не взяли в музыкальную школу, сказав, что у него… нет слуха. Сейчас человек "без слуха" играет на 35 видах инструментах и учит этому других, а еще за его спиной солидный список групп, в том числе известных, в которых он работал.
На вопрос о том, на каком инструменте ему было сложнее всего научиться играть, музыкант отмечает, что есть два уровня сложности.
"Первый - это порог вхождения в инструмент, то есть сколько нужно приложить усилий, чтобы хоть что-то на нем сыграть. И второй – это ломка мышления. Есть инструменты, которые непонятны с точки зрения нашего менталитета, мышления, построения композиции и звукоизвлечения. Но когда их в итоге осваиваешь, это позволяет значительно расширить свое музыкальное мировоззрение – ведь это целый пласт другой культуры, вложенный в инструмент. Так что это мега полезная вещь", - отмечает Виталий.
В плане "вхождения" в инструмент самым сложным для Виталия стала именно губная гармошка.
"Хотя я этого даже не понял… Раньше в еврейских и цыганских семьях традиционно начинали учить детей играть на скрипке в 4-5 лет, чтобы они просто не успели понять, что это сложно. К тому моменту, когда они это поймут, они уже будут играть. У меня с гармошкой произошло примерно так же. Сначала играть не получалось, для меня это было нормально, пытался играть снова и снова. И когда я понял, что играть на губной гармошке сложно, я уже, как те дети, на ней просто играл", - говорит Виталий Жуков.
Он объясняет, что сложность в освоении губной гармоники состоит в визуализации. Если, например, при игре на гитаре и фортепиано видны руки играющего, и даже неподготовленному можно что-то объяснить – нажми туда и туда, то в губной гармошке не видно вообще ничего. Кроме того, для игры на губной гармошке нужно владеть поставленным голосом, ведь чтобы гармошка выдала ноты, их нужно как бы пропеть, только без звука. Еще очень важно, чтобы и физически человек был готов играть на гармошке, чтобы это позволял объем и натренированность легких.
"Зато это инструмент уникальный, с просто безграничными возможностями. Целый оркестр, который умещается в кармане. С опытом я понял, что на гармошке можно как на полноценном фортепиано играть", - рассказывает Виталий и тут же демонстрирует игру на губной гармошке с имитацией ударных инструментов.
Стоит ли говорить, что гармошек в коллекции Жукова много. Чтобы играть свой репертуар, музыкант использует 20-25. А еще у него несколько десятков именно коллекционных гармоник. Периодически Виталий приобретает новые экземпляры, предпочитая немецкую фирму Hohner.

Возьми банджо, сыграй мне на прощанье

Что касается ломки музыкального мышления, то самыми сложными для Виталия, по его признанию, оказались американское банджо и индийский ситар.
"Мне просто непонятно было, как на них играть, как получить нужный звук. Но в итоге освоил. Вот видите банджо, оно досталось мне поломанным, отреставрировал его и воскресил. Такие инструменты я особенно люблю и ценю", - признается Виталий.
© Sputnik / Елена БережнаяЖитель Петропавловска собрал коллекцию из 200 редких инструментов
Житель Петропавловска собрал коллекцию из 200 редких инструментов - Sputnik Казахстан, 1920, 24.09.2023
Житель Петропавловска собрал коллекцию из 200 редких инструментов
Кстати, изначально цели коллекционировать инструменты у него не было, это получилось само собой.
"Это как по аналогии с красками. Вот, допустим, вам дали два цвета – синий и белый. Вы рисуете, а потом хотите рисовать еще и желтым, и зеленым, и красным – и ты это все добавляешь. Вот так у меня получилось и с музыкальными инструментами – освоил гармошку, потом варган. Работал в "средневековых" проектах, оттуда появились средневековые инструменты – мандалины, лютни, волынки, флейты. А дальше по нарастающей, одно за другим, новые звуки, новые инструменты… А потом понимаешь, что у тебя инструментов перевалило уже не за один десяток, и ты на всех играешь и, оказывается, коллекционируешь. Хотя я никогда не позиционировал, что я коллекционирую инструменты, я скорее коллекционирую навыки игры на них. Стараюсь уметь играть на всем, что у меня есть", - отмечает Виталий Жуков.

Арфы нет - возьмите бубен

К слову, в квартире Жукова поместилась лишь малая часть инструментов, многие хранятся в мастерской, что-то у родителей. Но и здесь есть что посмотреть. Горный аппалачский дюльцимер – дальний родственник русских гуслей, который "родился" в районе Аппалачских гор в Северной Америке, укулеле, редкая банджолеле, которая входит в топ-10 самых необычных музыкальных инструментов, многоствольные панфлейты, привезенная из Греции лира, на которой, по преданиям, играли еще греческие боги.
"Кстати, лира - это один из легких в освоении инструментов, но зато ее очень сложно настраивать, она капризная в этом плане, - рассказывает Виталий и демонстрирует крайне необычный инструмент в виде черепа. – Это одно из последних приобретений – реплика перуанской флейты смерти. По мнению перуанцев, ее звук похож на последний крик умирающего".
© Sputnik / Елена БережнаяПеруанская флейта смерти
Перуанская флейта смерти - Sputnik Казахстан, 1920, 24.09.2023
Перуанская флейта смерти
Особое место в коллекции Виталия занимает поющая чаша, ей 150 лет. Ее подарил музыканту тибетский монах.
© Sputnik / Елена БережнаяПоющая чаша
Поющая чаша - Sputnik Казахстан, 1920, 24.09.2023
Поющая чаша
"Познакомился с ним, когда учился в художественной академии в России. Он сопровождал монахов, которые приезжали для изучения русского языка. Мы играли с ним в китайские шахматы и подружились. А когда он уезжал, то в знак дружбы подарил мне тибетскую чашу, которая много лет находилась в храме. Теперь она хранится у меня", – показывает Виталий уникальный экспонат и, конечно же, демонстрирует завораживающий звук чаши.
Еще один интересный экземпляр - китайская бамбуковая флейта сяо. Ее Виталий купил в Китае у уличной торговки, которая очень впечатлила музыканта: маленькая колоритная бабушка была вся увешана сумками, из которых в разные стороны торчало огромное количество самых разных флейт. Вообще из Китая коллекционер музыки привез много инструментов, на китайской волынке хулуси он сыграл нам нежную мелодию. Звучание у хулуси очень красивое и мягкое, недаром у китайских мужчин принято играть на хулуси для объяснения в любви к женщине.
© Sputnik / Елена БережнаяВарган
Варган - Sputnik Казахстан, 1920, 24.09.2023
Варган
Особое место в коллекции занимают варганы. Интересно, что это один из самых древних музыкальных инструментов на планете. Виталий начинает играть, и комната наполняется мистическими звуками. Невольно представляешь ночь в степи, костер и мистические танцы шамана, вызывающего духов.
"У меня несколько варганов – вот вы видите на стене хакасский и вьетнамский. Хакасский варган мне подарили на мастер-классе в Хакассии. Это ручная сложнейшая ковка, на изготовление такого варгана уходит целый год. Из-за большого размера и сильной вибрации на нем достаточно тяжело играть", - признается Виталий Жуков.
Он отмечает, что географически его коллекция охватывает практически весь мир. У него есть инструменты, привезенные из всех стран СНГ, Монголии, Китая, Японии, Ирландии, Испании, Финляндии, Эстонии, Латвии, США, Мексики, Перу, стран Африки и других. Что-то он заказывал по интернету, что-то привезли друзья, что-то привозил сам из разных стран.
"Вот, к примеру, армянский дудук. Я его привез из Армении, там же и учился на нем играть. Перед тем, как на нем играть, дудук нужно напитать водой, - делится премудростями Виталий. – А вот перуанский инструмент тарка – это единственная квадратная флейта на планете. Изготавливается исключительно вручную из дерева дьявола, которое растет в предгорье Анд. Заводского производства этого инструмента нет вообще. Его мне подарили индейцы. В Новосибирске я познакомился с кочующим по миру ансамблем индейцев, подружился с ними, они и привезли мне несколько инструментов".
© Sputnik / Елена БережнаяЧак-чак
Чак-чак - Sputnik Казахстан, 1920, 24.09.2023
Чак-чак
Обращает на себя внимание и висящий на стене африканский народный инструмент чак-чак – закрепленная на бамбуке скорлупа бразильского ореха крутится и издает мистические звуки, которые называют шаманскими мотивами.
А на вистле – ирландской жестяной флейте - играют кельтскую музыку, будто бы переносящую в страну мифов и легенд о храбрых воинах и могущественных жрецах-друидах.

И посидеть, и… постирать

Есть в коллекции Виталия и очень необычные инструменты. Например, сидя на крепком деревянном ящике, гости музыканта могут и не подозревать, что это ударный музыкальный инструмент.
"Кахон родом из Перу, а сейчас он распространен в музыке фламенко в Испании. Изначально это был просто ящик для сбора апельсинов, который вешался на пояс. В дырку складывались апельсины, потом ее закупоривали воском, и ящики отправляли на кораблях в другие страны. В какой-то момент один из ящиков разбили, у него немного отошла задняя стенка, и вот кто-то сел на него, стукнул, еще стукнул, и так появился ударный инструмент. С начала XIX века он распространился по всей территории Латинской Америки и стал неотъемлемой частью перуанской и кубинской музыкальной культуры. А позже кахон появился и в музыке фламенко", - рассказывает об истории инструмента Виталий Жуков.
Еще более необычно было в ряду коллекционных инструментов увидеть… стиральную доску.
"Да, на ней тоже можно играть, - смеется Виталий. - Надеваешь на пальцы наперстки и играешь, или щетки по металлу можно использовать… К доске я, кстати, пришел через губную гармошку. Мне нравились композиции олдскульных блюзовых гармошек 1920-30-х годов. И у нескольких исполнителей на заднем фоне услышал что-то, что издавало интересный звук, а потом увидел фотографии коллективов, на которых был изображен человек со стиральной доской. И я наконец понял, откуда этот интересный звук. А потом уже и в музыкальных энциклопедиях изучил, что стиральная доска с наперстками пришла из блюза и джаза".
К слову, доска в коллекции Виталия – настоящий раритет, на этой доске стирала еще бабушка музыканта.
"Помню ее с детства. Она каким-то образом дожила до наших дней. Конечно же, забрал ее к себе в коллекцию", - отмечает Виталий.

Мой друг художник и поэт… музыкант и силач

Коллекция Виталия постоянно пополняется. Как пополняются и идеи в голове этого разностороннего и интересного творческого человека. Например, музыкант задумал изготавливать музыкальные шкатулки с перфолентами, на которых будет музыка, написанная Виталием. А потом можно сделать настоящий концерт на музыкальных шкатулках, делится планами коллекционер.
Впрочем, его задумки и планы касаются не только музыки, ведь Виталий по образованию скульптор и преподаватель живописи, он пишет потрясающие картины, продает их и делает выставки. Одна из таких выставок сейчас ездит по России.
Кроме того, Виталий Жуков делает зрелищные силовые шоу. Он доказал, что устоявшееся мнение, будто бы музыкант и художник должен беречь руки и ничего в них не держать кроме кисти и инструмента, глубоко ошибочно. И истинный талант может писать картины, играть на фортепиано или скрипке и в то же время и кирпичи ломать, и гвозди на 400 гнуть. Главное – все делать с умом!
Лента новостей
0