Выгода и только: эксперты о совместном проекте "КазМунайГаза" и "Лукойла" на Каспии
17:38 23.08.2023 (обновлено: 11:11 24.08.2023)
© Sputnik / Максим Богодвид
/ Подписаться
"КазМунайГаз" и российский "Лукойл" поровну разделят доли в освоении нескольких месторождений Каспийского моря
АСТАНА, 23 авг — Sputnik. В середине августа стало известно, что АО "НК "КазМунайГаз" (КМГ) продало российскому холдингу "Лукойл" 50% доли в созданном в этом году ТОО Kalamkas-Khazar Operating – компании-операторе, которая займется освоением нефтегазовых месторождений "Каламкас-море", "Хазар" и "Ауэзов".
Как отметили в Минэнерго Казахстана, "Лукойл" предоставил лучшие условия среди компаний, изъявивших желание принять участие в разработке участка на шельфе Каспийского моря.
Какую выгоду стороны получат от совместной работы – разбирался Sputnik Казахстан.
Первые попытки освоения
Месторождения "Каламкас-море" и "Хазар" являются единственными в казахстанском секторе Каспийского моря с подтвержденными запасами, поставленными на баланс.
© SputnikМесторождения Каламкас-Море и Хазар
Месторождения Каламкас-Море и Хазар
© Sputnik
В сентябре 2002 года в 150 километрах к северо-западу от полуострова Бузачи было открыто месторождение "Каламкас-море".
"Хазар" находится в 30 километрах к юго-западу от "Каламкас-море" и в 65 километрах к северо-западу от полуострова Бузачи.
В 2007 году в 15 километрах от месторождения "Хазар" был обнаружен новый участок – "Ауэзов". На сегодня объем недр не утвержден в государственной комиссии по запасам.
По данным "КазМунайГаза", совокупные прогнозные извлекаемые ресурсы двух месторождений составляют порядка 81 млн тонн нефти и 22 млрд тонн газа.
Первоначальным оператором месторождения "Каламкас-море" являлась компания AgipKCO, позже вошедшая в состав консорциума North Caspian Operaing Company (NCOC). Акционерами консорциума являются КазМунайГаз, Shell, ExxonMobil, Total, итальянская Eni, а также китайская CNPC и японская Inpex.
"Хазар" входил в контрактную территорию проекта "Жемчужины" (Хазар, Ауэзов, Нарын и Тулпар), который на условиях соглашения о разделе продукции реализовала компания Caspi Meruerty Operating Company (CMOC). Помимо Shell, акционерами последней являются "КазМунайГаз" и "Оман Ойл".
В 2005 году Казахстан подписал соглашение с CMOC, в 2008 году – с NCOC. Компании планировали совместную разработку месторождений "Каламкас-море" и "Хазар". В 2013 году консорциум NCOC объявил о коммерческом открытии (обнаружение полезного ископаемого, разработка которого экономически выгодна - Sputnik) на месторождении "Каламкас-море" и планировал начать добычу в 2022 году.
В декабре 2018 года между Казахстаном и участниками Северо-Каспийского проекта было подписано соглашение, согласно которому последние должны были представить план освоения месторождений до конца октября 2019 года. В случае невыполнения условий соглашения "Каламкас-море" добровольно возвращался республике.
В феврале 2019 года компания NCOC презентовала общественности Атырау предварительную оценку воздействия на окружающую среду к проекту разработки месторождения "Каламкас-море". Однако в октябре 2019 года консорциум NCOC отказался от планов освоения и вернул Казахстану месторождение "Каламкас-море".
Shell также уведомила власти Казахстана о выходе из проекта разработки месторождения "Хазар", в котором ей принадлежит 55% акций.
Компании связали свои решения с низкой рентабельностью проектов.
Переговоры между КМГ и "Лукойлом" о совместной разработке участков велись несколько лет. Предварительные рамочные соглашения по вхождению российской компании в эти проекты были подписаны еще в 2021 году.
В феврале этого года в Астане прошли финальные этапы переговоров, а во второй половине августа стороны заявили о "выходе на финишную прямую" в вопросе оформления 50-процентной доли в компании-операторе в пользу "Лукойла".
"С удовлетворением хочу отметить полное взаимопонимание и отсутствие каких-либо спорных моментов в переговорных позициях сторон. Уверен, таким же плодотворным будет наше взаимодействие и на этапе реализации проекта", - комментировал тогда глава КМГ Магзум Мирзагалиев.
Таким образом, заручившись поддержкой российских партнеров, Казахстан наконец может приступить к разработке "простаивающих" месторождений.
Когда будут первые плоды
Первый баррель нефти на "Каламкас – Хазар" планируют добыть в 2028 году, сообщили в пресс-службе акимата Мангистауской области.
"На первоначальном этапе обустройства проекта будет создано две тысячи новых рабочих мест. Ожидается, что добыча начнется в 2028 году и будет составлять 4 млн тонн нефти в год", - сказал генеральный директор компании Курмангазы Есказиев.
По его словам, строительство морской платформы начнется в конце 2024 года. Стальные конструкции расположатся в 64 километрах от берега. Кроме того, будет открыт офис в Актау.
Улучшенный модельный контракт: льготы и обязательства
В январе 2023 года в Казахстане приняли закон, предусматривающий внедрение нового механизма – Улучшенного модельного контракта (УМК).
"Каламкас", "Хазар" стали первым проектом по механизму УМК. Согласно договоренностям, партнерам необходимо заплатить подписной бонус в размере $32 млн и привлечь более $6 млрд прямых инвестиций.
© Photo : Пресс-служба Минэнерго РКЗаключен улучшенный модельный контракт по совместному проекту "Лукойла" и КМГ на Каспии
Заключен улучшенный модельный контракт по совместному проекту "Лукойла" и КМГ на Каспии
© Photo : Пресс-служба Минэнерго РК
УМК закрепляет значительный пакет регуляторных и фискальных преференций для инвестора.
В число регуляторных преференций входят увеличение срока разведки (с учетом того, что это сложные участки недр), возможность защиты нарушенных прав (как в судах Казахстана, так и в международном арбитраже), а также упрощенный переход с этапа разведки на этап добычи.
Пакет фискальных преференций предусматривает предоставление послабления по налогу на имущество, возможность применения особого режима налогообложения (альтернативный налог на недропользование) и отдельный порядок учета капитальных затрат для целей налогов.
Стоит отметить, преференции сопровождаются встречными обязательствами инвесторов, неисполнение которых влечет расторжение заключенного контракта.
К примеру, компания должна соблюдать внутристрановую ценность по специалистам и рабочим (процент казахстанского персонала, задействованного в реализации проекта - Sputnik) на уровне не менее 70%.
Обязательна разработка программы развития местных поставщиков товаров (работ, услуг) в период добычи по согласованию с компетентным органом и программы работ с указанием объема, видов и сроков геологоразведочных работ.
Также УМК предусматриваются такие обязательства для инвестора, как исполнение всех текущих обязательств по выплатам на обучение, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и социальное развитие региона, а также закрепление дополнительных инвестиционных обязательств для крупных проектов.
Почему Казахстан привлек "Лукойл"
У Казахстана две причины, чтобы передать "Лукойлу" половину доли в месторождениях "Каламкас-море" и "Хазар", считает политический деятель и энергетик Петр Своик.
Первая носит технический характер. Это связано со специальными технологиями и большими затратами на них, поскольку морское месторождение гораздо тяжелее разрабатывать, нежели находящееся на суше.
"У нас нет таких технологий, и у "КазМунайГаза" таких средств нет. Соответственно, с технической стороны, если его разрабатывать, то надо привлекать какие-то технологии", – отметил Петр Своик.
Второй, не менее важный фактор – политический. Ведь почти вся нефть, добываемая на Каспии, кем бы она ни добывалась, – на суше, на шельфе, иностранными компаниями, европейскими, американскими, британскими, китайскими или российскими, – транспортируется по трубопроводу Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), подчеркнул он.
"Нефть – не просто экономика, это еще и большая геополитика. КТК – это прямая линия, соединяющая Каспий с Новороссийском на Черном море. Черное море соединяется со Средиземным, а то - с мировым океаном. То есть Черное море – это выход в мировой океан. Поэтому кто владеет трубопроводом – а это совместное владение, в том числе "Лукойла" – тот и заказывает музыку", – сказал Петр Своик.
По мнению эксперта, скоро мир придет к новому мироустройству, и нынешний рынок энергоресурсов, представляющий из себя рынок покупателя (когда покупатель диктует конъюнктуру и сделки осуществляются в его стране), будет переформатироваться в рынок продавца – сделки будут осуществляться в юрисдикциях добывающих сторон и в их валютах.
"В России такой процесс начался в отношении газа, но и котировки цен на эти ресурсы будут осуществляться в этих же валютах", - заявил он.
Понятно, что до этого еще далеко, но именно в эту сторону идет мировой процесс, считает эксперт.
"А Казахстан как очень важный поставщик энергоресурсов не останется в стороне", – подытожил Петр Своик.
Взаимовыгодное сотрудничество
Директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов считает сотрудничество Казахстана с "Лукойлом" естественным.
"Лукойл" с 1996 года проводил активную геологоразведку, а с 2000-х – разработку месторождений в северном секторе Каспия. То есть, он не понаслышке знаком со всеми сложностями добычи нефти в этом уникальном водоеме", - пояснил эксперт.
Опыт Казахстана по освоению шельфа Каспия базируется на взаимодействии с зарубежными компаниями, которые в основном "окучивали" наиболее "сладкий" актив Казахстана – "Кашаган" (одно из самых крупных и сложных морских месторождений, представляет собой единую углеводородную залежь с геологическими запасами, оцениваемыми в 4,65 млрд. тонн - Sputnik) отметил он.
Напомним, "Каламкас-море", оператором которого изначально являлся консорциум NCOC, ранее входило в одну контрактную территорию с месторождением "Кашаган".
"Но самая большая проблема, с которой продолжает сталкиваться Казахстан – это то, что он работает с иностранными компаниями на условиях СРП (Соглашение о разделе продукции, по которому иностранный инвестор получает право на добычу полезных ископаемых, оставляя часть добытого себе; другая часть отходит государству – Sputnik), когда за западные технологии Казахстан платит добываемой на "Кашагане" нефтью", - отметил Громов.
Иностранцы, заметил он, очень неохотно подходят к моменту, когда все инвестиции окупились и пришло время полностью распределять нефть между партнерами.
"Выгода Казахстана в сотрудничестве с российскими компаниями заключается, прежде всего, в том, что новые договоры будут заметно отличаться в пользу республики от тех, что были заключены с иностранцами в 1990-х ", - добавил эксперт.
Говоря о перспективных сферах сотрудничества между странами, он предположил рост нефтепереработки в республике, которая сегодня по своему уровню сильно отстает от российской.
"Средняя глубина переработки на российских НПЗ приближается к 85%, тогда как в Казахстане глубина переработки еле-еле дотягивает до 70%", - констатировал Громов.
Также он добавил, что санкционное давление привело к тому, что значительная часть оборудования для отрасли производится внутри России.
"Возможно, для Казахстана этот опыт будет полезен, потому что казахстанская нефтепереработка модернизируется исключительно на западных технологиях", - заключил эксперт.
Казахстан, как и "Лукойл", наработал достаточный опыт работы в Каспийском море, утверждает эксперт по энергетике Борис Марцинкевич.
"В отличие от прочих участников добычных проектов на территории Казахстана, "Лукойлу" это более чем полезно. В прошлом году на месторождении им. В. Филановского объем добычи составил 6 млн тонн – 45 млн баррелей", - рассказал эксперт.
Он выразил уверенность в том, что проект будет успешным.
"Можем пожелать только успехов и "Лукойлу", и КМГ. Тем более, что участие в 50% в добыче – это рекордная отметка. У Казахстана собственный опыт. Они не занимались буровыми платформами, они строили искусственные острова. Может быть, какое-то сочетание будет. Интересный проект с инженерной точки зрения", - резюмировал Марцинкевич.