Рейс планировали полгода: почему в Казахстане нелегко собрать полностью женский экипаж
18:45 24.07.2023 (обновлено: 19:55 24.07.2023)
© Photo : предоставлено Ажар Несипбаевой Женский экипаж воздушного судна De-Havilland Dash 8-Q400
© Photo : предоставлено Ажар Несипбаевой
Подписаться
Впервые в истории авиакомпании QAZAQ AIR выполнен рейс, весь экипаж которого - от командира до стюардесс - прекрасные казахстанки. Корреспондент Sputnik Казахстан побеседовала с ними и выяснила, почему собрать полностью женский экипаж нелегко. Подробнее в материале
АСТАНА, 24 июл - Sputnik. Исторический полет экипажа, полностью состоявшего из женщин, 19 июля провели в авиакомпании QAZAQ AIR.
Экипаж воздушного судна De-Havilland Dash 8-Q400 состоит из четырех женщин: командир борта Екатерина Сверчкова, второй пилот Ажар Несипбаева, старший бортпроводник-линейный инструктор экзаменатор Аида Кенжебекова и младший бортпроводник Дарья Гончаренко - все они казахстанки.
Командир воздушного судна, капитан Екатерина Сверчкова отметила, что сам полет был запланирован и состоялся также благодаря женщине.
"Рейс состоялся благодаря нашему планировщику Дамире Канафиной. Она работает в Crew control office - это люди, которые собирают экипажи на запланированные рейсы на месяц. Она задалась целью собрать чисто женский экипаж, и у нее это получилось", - поделилась Екатерина Сверчкова.
© Photo : из личного архиваДамира Канафина, сотрудник отдела по планированию полетов Qazaq Аir
Дамира Канафина, сотрудник отдела по планированию полетов Qazaq Аir
© Photo : из личного архива
По словам сотрудника отдела по планированию полетов Дамиры Канафиной, чтобы запланировать такой рейс, должно было совпасть очень много факторов.
"В нашей компании сейчас только две женщины-пилота. Запланировать экипаж у меня получилось только со второй попытки", - рассказала Дамира Канафина.
Она проделала очень серьезную аналитическую работу, потому что приходилось учитывать много моментов и нюансов: налет часов, расписание каждого члена экипажа, отдых экипажа и другие факторы.
© Photo : предоставлено Ажар Несипбаевой Женский экипаж воздушного судна De-Havilland Dash 8-Q400
Женский экипаж воздушного судна De-Havilland Dash 8-Q400
© Photo : предоставлено Ажар Несипбаевой
"У меня была цель собрать экипаж из местных кадров, так как они ничем не уступают иностранным специалистам. А также показать, что в авиации нет гендерного разделения, что у любой девушки, которая хочет покорить небо, есть все шансы", - добавила Дамира.
Бескрайнее небо
У наших героев, Екатерины Сверчковой и Ажар Несипбаевой авиация не была мечтой детства. Однако день, когда они совершили свой первый самостоятельный полет, стал решающим. Примечательно, что у обеих первый полет состоялся в 16 лет.
© Photo : предоставлено Екатериной СверчковойЕкатерина Сверчкова с отцом
Екатерина Сверчкова с отцом
© Photo : предоставлено Екатериной Сверчковой
"В авиацию меня привел мой отец. Когда мне исполнилось 14 лет, он предложил прыгнуть с парашютом.Я никогда не мечтала заниматься парашютным спортом или связывать жизнь с авиацией. Потому что семья у нас вообще не авиационная. В итоге после первого прыжка я осталась в парашютном спорте, занималась профессионально и выступала на соревнованиях", - рассказывает Екатерина Сверчкова.
© Photo : предоставлено Екатериной СверчковойЕкатерина Сверчкова. Первый прыжок с парашютом в 14 лет.
Екатерина Сверчкова. Первый прыжок с парашютом в 14 лет.
© Photo : предоставлено Екатериной Сверчковой
Ее коллега Ажар Несипбаева поделилась, что в юности хотела стать врачом или биотехнологом. Училась в лаборатории, проводила эксперименты, защищалась в научных конференциях. Но первый полет определил ее дальнейший путь.
© Photo : предоставлено Ажар Несипбаевой Второй пилот авиакомпании Qazaq air Ажар Несипбаева
Второй пилот авиакомпании Qazaq air Ажар Несипбаева
© Photo : предоставлено Ажар Несипбаевой
"В 16 лет мы с братом поступили в Авиационный учебный центр в Астане. Целый год после школы ходила на дополнительные занятия: аэронавигация, воздушное право, метеорология, аэродинамика... А летом проходила практику на ультралегких самолетах "TL-2000", получила первую лицензию пилота, совершила первую посадку и точно решила, что продолжу свой путь в авиации", - поделилась Ажар Несипбаева.
Как это было: пилоты вспоминают первый полет
"В 2013 году я совершила свой первый самостоятельный полет на легкомоторном самолете. Я помню, что это было раннее утро. Было солнечно, тихо, безветренно. По сей день помню фантастическое чувство, когда села одна и поняла, что вся ответственность только на мне, что никто не будет подсказывать и корректировать действия. После первого полета, я поняла что хочу работать в авиации", - вспоминает капитан Екатерина Сверчкова.
© Photo : предоставлено Екатериной СверчковойЕкатерина Свечкова, после первого полета в статусе командира, 2022 год
Екатерина Свечкова, после первого полета в статусе командира, 2022 год
© Photo : предоставлено Екатериной Сверчковой
Потом узнала о курсах подготовки пилотов малой авиации, продолжила она. По бесплатной программе Тохтара Аубакирова для юношей и девушек до 18 лет прошла обучение.
© Photo : предоставлено Екатериной СверчковойЕкатерина Сверчкова, во время работы в Караганде в авиационном учебно-техническом центре "Балапан"
Екатерина Сверчкова, во время работы в Караганде в авиационном учебно-техническом центре "Балапан"
© Photo : предоставлено Екатериной Сверчковой
Дальнейшую карьеру Екатерина Сверчкова строила в Караганде в авиационном учебно-техническом центре "Балапан", после прошла обучение в Санкт-Петербургском государственном университете гражданской авиации.
Ажар Несипбаева поступила в Академию гражданской авиации в Алматы.
© Photo : предоставлено Ажар Несипбаевой Второй пилот авиакомпании Qazaq air Ажар Несипбаева
Второй пилот авиакомпании Qazaq air Ажар Несипбаева
© Photo : предоставлено Ажар Несипбаевой
"На втором курсе я прошла отбор по программе академической мобильности в Чешскую Республику и Словакию для получения лицензии коммерческого пилота, школу F-air и Aerojob. Тут началось самое интересное - визуальные и инструментальные полеты, ведение радио, иностранные студенты и инструктора с большим опытом. А еще безумное количество экзаменов и целых 2,5 года вдали от дома", - поделилась Ажар Несипбаева.
После завершения вуза Ажар Несипбаева разослала резюме в авиакомпании Казахстана и ближнего зарубежья, сразу после рассылки она получила приглашение в авиакомпанию QAZAQ AIR.
"QAZAQ AIR отправил меня на обучение в Вену, где я переобучилась на турбовинтовой Bombardier Dash-8 Q400. Через полгода я стала действующим вторым пилотом", - рассказывает Ажар Несипбаева.
Достаточное количество "налетанных" часов и опыт позволили Екатерине Сверчковой устроиться в QAZAQ AIR.
"У меня уже было 1000 часов налета и достаточный опыт, благодаря которому меня взяли в авиакомпанию. Спустя четыре года, в июле 2022 года я стала командиром воздушного судна в QAZAQ AIR", - рассказала Екатерина Сверчкова.
Чувствую вес погон
Быть командиром экипажа - работа сложная, признается Екатерина.
© Photo : предоставлено Ажар Несипбаевой Женский экипаж воздушного судна De-Havilland Dash 8-Q400
Женский экипаж воздушного судна De-Havilland Dash 8-Q400
© Photo : предоставлено Ажар Несипбаевой
"Это большая ответственность, которую ты берешь на себя. Конечно, когда нестандартная ситуация, советуешься с коллегами, со вторым пилотом. Но подпись под финальным решением ты ставишь свою, и тут ты чувствуешь весь вес погон с четырьмя полосками на плечах", - делится Екатерина Сверчкова.
Работа пилота – бесконечная подготовка
"Каждые полгода мы подтверждаем квалификацию. Постоянные тренинги и обучение, работа пилота – бесконечная подготовка. Кроме того, помимо практической и теоретической подготовки, работа в авиации — это большая работа над собой", - отмечает командир борта.
О чем мечтают девушки-пилоты
По мнению Екатерины и Ажар, у них нет рейса мечты, но есть самолет мечты.
"Нет рейса мечты, есть самолет мечты - Boeing 747. Хочется на нем поработать. Это дальние межконтинентальные длительные рейсы, когда ты летишь через несколько часовых поясов", - рассказывает Екатерина Сверчкова.
© Photo : предоставлено Ажар Несипбаевой Второй пилот авиакомпании Qazaq air Ажар Несипбаева
Второй пилот авиакомпании Qazaq air Ажар Несипбаева
© Photo : предоставлено Ажар Несипбаевой
"Я бы хотела летать на большой технике и долетать до таких направлений, как Токио, Сеул, Нью-Йорк. Сейчас я вам точно и не скажу про рейс мечты, ведь мир огромен, хочется успеть увидеть все, летать дальше и выше", - добавила Ажар Несипбаева.
Навыки, приобретенные в авиации, по словам девушек, помогают им и в жизни.
"Мыслишь более рационально, не уходя в эмоции. Потому что пилоты и бортпроводники проходят специальную подготовку CRM (Crew resource management). Это управление возможностями экипажа — методика обучения персонала в таких сферах деятельности, в которых человеческая ошибка может привести к катастрофе", - отмечает Екатерина Сверчкова.
В авиации нет места эмоциям, есть только на работу, заключили они.