Все сложно: представители аэропортов Казахстана пожаловались на низкие тарифы

© Sputnik/Ертай СарбасовПервый съезд Ассоциации гражданской авиации Казахстана
Первый съезд Ассоциации гражданской авиации Казахстана - Sputnik Казахстан, 1920, 05.06.2023
Подписаться
В южной столице провели первый съезд представители сферы гражданской авиации, на котором озвучили проблемы отрасли
АЛМАТЫ, 5 июн — Sputnik. Повысить тарифы за обслуживание полетов в аэропортах и исключить посредников при покупке авиакеросина просят представители казахстанских аэропортов. Об этом они заявили на первом съезде членов Ассоциации гражданской авиации Казахстана.
© Sputnik/Ертай СарбасовПервый съезд Ассоциации гражданской авиации Казахстана
Первый съезд Ассоциации гражданской авиации Казахстана - Sputnik Казахстан, 1920, 05.06.2023
Первый съезд Ассоциации гражданской авиации Казахстана
Среди проблем, озвученных на съезде представителями аэропортов страны, – обеспечение авиационной безопасности, частые проверки и обучение кадров.

Тарифы должны быть выше

Отдельно представители отрасли заявили о том, что тарифы на услуги аэропортов являются слишком низкими, и это создает проблемы именно для обеспечения безопасности полетов.
По словам нескольких представителей аэропортов, некоторые регулируемые тарифы были установлены 13 лет назад. Из-за инфляции и изменения курсов валют сегодня тарифы за услуги в аэропортах Казахстана в 3-4 раза дешевле, чем в европейских странах.
"С тарифами все сложно. Они у нас очень низкие, в аэропортах не рассматриваются некоторые тарифы даже с 1998 года. Поэтому, чтобы увеличить доход аэропортов, необходимо увеличение непосредственно тарифов за технические обслуживание воздушных судов авиакомпаний", – говорит председатель правления международного аэропорта Костаная имени Ахмета Байтурсынова Юрий Ким.
© Sputnik/Ертай СарбасовПредседатель правления международного аэропорта Костаная Юрий Ким
Председатель правления международного аэропорта Костаная Юрий Ким - Sputnik Казахстан, 1920, 05.06.2023
Председатель правления международного аэропорта Костаная Юрий Ким
По его мнению, фиксированные тарифы по авиабезопасности нужно повысить как минимум в 5 раз. А еще пересмотреть ставки тарифов по взлетно-посадочным полосам, по обеспечению топливом и техническому обслуживанию спецтехники, а также тарифы, связанные с обслуживанием пассажиров.
"На сегодня условия таковы: чтобы повысить тариф, необходимо обоснование. Если они изначально низкие, сложно их обосновать. По результатам перемен, к примеру, реконструкции взлетно-посадочной полосы, пассажирского терминала, можно обосновать, но не в разы", – добавил он.
Президент международного аэропорта Алматы Эрсой Альп Эр Тунга, считает, что некоторые услуги в аэропорту в три-четыре раза дешевле, чем в европейских странах. И при этом от аэропортов требуют международных или европейских стандартов по авиационной безопасности, состоянию взлетно-посадочной полосы и обслуживанию в аэропорту. В этом случае, уверен он, тарифы не могут оставаться на таком же уровне, что и 13 лет назад.
© Sputnik/Ертай СарбасовПрезидент международного аэропорта Алматы Эрсой Альп Эр Тунга
Президент международного аэропорта Алматы Эрсой Альп Эр Тунга - Sputnik Казахстан, 1920, 05.06.2023
Президент международного аэропорта Алматы Эрсой Альп Эр Тунга
"Например, сборы аэропортов в Алматы стоят 8 долларов, а в Грузии – 24, в Стамбуле и европейских странах – 25. Это тот тариф, который покрывает потребности пассажира, когда он заходит в терминал и обслуживается в аэропорту. Он заложены в билете", – пояснил Эрсой Альп Эр Тунга.
Он отметил, что представители аэропортов не хотят моментального и быстрого поднятия тарифов. Они за постепенное увеличение. При этом он не исключил, что рост тарифов может спровоцировать повышение ценника на авиабилеты. По его словам, аэропорты сейчас работают с авиакомпаниями, чтобы сразу не поднимать цены на билеты.
"Для того, чтобы это сильно не влияло на пассажиров, мы тесно работаем с авиалиниями. Мы хотим, чтобы рост был постепенным", – сказал он.

Цена авиатоплива "кусается"

Другой проблемой, по словам представителей казахстанских аэропортов, является дорогое авиатопливо, которое они приобретают из-за рубежа или через посредников.
© Sputnik/Ертай СарбасовНа первом съезде Ассоциации гражданской авиации Казахстана участвовали представители практически всех аэропортов страны
На первом съезде Ассоциации гражданской авиации Казахстана участвовали представители практически всех аэропортов страны - Sputnik Казахстан, 1920, 05.06.2023
На первом съезде Ассоциации гражданской авиации Казахстана участвовали представители практически всех аэропортов страны
"С июля 2022 года мы не можем покупать топливо непосредственно у завода. Из-за этого нам приходиться покупать из импортных источников, это обходится дороже на 20-30%. Есть такое заблуждение - многие думают, аэропорт очень много зарабатывает на топливе. Нет, мы не можем", – объяснил Эрсой Альп Эр Тунга.
Он отметил, что Казахстан, особенно Алматы, географически является удобным транзитным хабом, так как соединяет Восток и Запад. Но из-за высоких затрат на импортное топливо казахстанские аэропорты теряют свою привлекательность как транзитного хаба.
Президент международного аэропорта Алматы пояснил, что для закупки топлива без посредников необходимо внести изменения в законодательство.
Председатель правления международного аэропорта Костаная Юрий Ким согласен: посредников между аэропортами и нефтеперерабатывающими заводами Казахстана быть не должно. По его мнению, аэропорты принимают, хранят и выдают авиакеросин, поэтому необходимо, чтобы все лимиты и фонды распределяло министерство энергетики.
© Sputnik/Ертай СарбасовПервый съезд Ассоциации гражданской авиации Казахстана
Первый съезд Ассоциации гражданской авиации Казахстана - Sputnik Казахстан, 1920, 05.06.2023
Первый съезд Ассоциации гражданской авиации Казахстана
Представитель международного аэропорта Туркестана тоже заявил, что из-за дорогих цен на авиатопливо в регион сложно привлечь международных перевозчиков.
"Аэропорт новый, три года ему исполнится. Но, к сожалению, мы не можем привлечь те же грузовые транзитные рейсы – топливо очень дорогое. Авиакомпании, которые к нам летают, такие как Turkish Airlines, не понимают. Вроде бы тонна была 200 тысяч тенге, в один момент поднялась в три раза. В Ташкенте оно на 200 долларов дешевле на тонну. Поэтому аэропортам Туркестана, Шымкента и Кызылорды тяжело бороться с этим и говорить о развитии. Мы сейчас обслуживаем только регулярные рейсы", – сказал заместитель управляющего директора Ильяс Нугманов.

"Открытое небо" - не для всех?

Помимо этого, представители казахстанских аэропортов подняли вопросы "открытого неба" и нехватки кадров из-за низких зарплат, а также отсутствия возможности обучать персонал аэропорта в вузах заочно.
"Принцип "Открытого неба" в Казахстане работает, но не во всех аэропортах. Он важен для привлечения других авиакомпаний как на внутренние рейсы, так и на международные. Непосредственно аэропорт Костаная почему-то не вошел в списки аэропортов, где работает принцип "открытого неба". Желательно, чтобы мы тоже наравне с другими аэропортами могли также привлекать другие авиакомпании без ограничений", – сказал Юрий Ким.
Выслушав все озвученные вопросы представителей аэропортов, президент Ассоциации гражданской авиации Габит Тажимуратов заверил, что ассоциация намерена вести переговоры с уполномоченными органами.
© Sputnik/Ертай СарбасовПрезидент Ассоциации гражданской авиации Казахстана Габит Тажимуратов
Президент Ассоциации гражданской авиации Казахстана Габит Тажимуратов - Sputnik Казахстан, 1920, 05.06.2023
Президент Ассоциации гражданской авиации Казахстана Габит Тажимуратов
"Мы все озвученные вопросы внесем в Дорожную карту и определим дату исполнения по каждому пункту. После этого проведем переговоры с комитетом гражданской авиации Казахстана, с министерством. Ассоциация или аэропорты по отдельности не могут решить эти проблемы. Вопросы сложные, на уровне государства", – отметил Габит Тажимуратов.
Напомним, организатором первого съезда является международный аэропорт Алматы при поддержке Ассоциации гражданской авиации.
На сегодня в республике выполняется свыше 700 внутренних рейсов в неделю по 56 маршрутам, обеспечиваются международные перевозки в 27 стран по 103 маршрутам. Уровень соответствия международным стандартам безопасности полетов в Казахстане составляет 82%. Это самый высокий показатель среди стран СНГ. Республика стоит на одном уровне с такими странами Европейского союза, как Дания и Польша.
Санитарно-эпидемиологический контроль в аэропорту  - Sputnik Казахстан, 1920, 02.06.2023
Не летать с топорами призвал пассажиров аэропорт Астаны
Лента новостей
0