Выхожу на связь, или Как радио изменило жизнь директора ресторана

© Photo : Технический портал QRZ.RUВалерий Агабеков
Валерий Агабеков  - Sputnik Казахстан, 1920, 27.05.2023
Подписаться
Мастер спорта СССР по радиоспорту из города Ессентуки Валерий Агабеков в сентябре 1982 года был участником проходившей в Павлодаре второй республиканской конференции радиолюбителей
Колумнист Sputnik вспоминает об интервью с легендой радиоспорта сорокалетней давности.
Имя Валерия Георгиевича Агабекова было хорошо известно советским и зарубежным радиолюбителям. Во время путешествий международного экипажа Тура Хейердала на "Тигрисе" Агабеков поддерживал с ним постоянную радиосвязь, оказывал необходимую помощь. Такой же деятельное участие принимал он и в плавании отважных болгарских путешественников - семьи Папазовых. Более 50 лет звучали в эфире его позывные.
При встрече я попросил гостя рассказать о его увлечении.
- Профессия моя, пожалуй, к моему хобби никакого отношения не имеет, - заявил Валерий Агабеков. - Я работаю директором ресторана. - А радиолюбительством увлекся давно. Первую радиосвязь установил еще семиклассником. В 16 лет уже получил разрешение на установку домашней радиостанции. И с тех пор стал постоянно путешествовать по эфиру.
- Не мешали ли эти "путешествия" приобретению основной профессии? – поинтересовался я.
- Пожалуй, нет. Скорее, наоборот, в чем-то помогали. Вырабатывать усидчивость, сосредоточенность, настойчивость. Ну и, конечно, расширять кругозор. Кроме того, для международной радиосвязи пришлось овладеть английским языком, - отвечал гость.
- Была ли у вас какая-то договоренность с экипажем "Тигриса" о радиоконтакте? Как проходили сеансы связи?
- Нет, никакой договоренности не было. В радиосвязь с ними я вышел по собственной инициативе. А впервые услышал их позывной в октябре 1977 года, когда "Тигрис" еще готовился отплыть из иракского порта Эль-Курна. Представился, предложил свои услуги. Потом выходил на связь почти ежедневно. За пять с лишним месяцев плавания "Тигриса" я провел с ним более ста сеансов радиосвязи.
Обычно они длились по несколько часов. В основном, говорил я со штурманом и радистом экспедиции американцем Норманом Бейкером. Естественно, все передачи велись на английском языке. Иногда, правда удавалось пригласить Юрия Сенкевича.

О Юрии Сенкевиче

Юрий Александрович Сенкевич - советский и российский ученый-медик, тележурналист и путешественник, продюсер, кандидат медицинских наук, полковник медицинской службы.

В 1969 году Тур Хейердал пригласил его в команду лодок "Ра" и "Ра-2" в качестве врача. Путешественник выбрал Сенкевича, потому что он в институте медико-биологических проблем исследовал поведение человека в экстремальных условиях, а в 1966-1967 годах зимовал в Антарктиде. И затем Хейердал вновь пригласил его в экипаж "Тигриса".

Википедия
Несколько раз подходил к передатчику Тур Хейердал.
- Какую-нибудь конкретную помощь вы оказывали экспедиции?
- Думаю, что да. Первые дни плавания они не могли связаться с английским диспетчером экспедиции, и я стал посредником. Иногда Норман Бейкер просил меня соединить его с квартирой в Нью-Йорке. Я передавал слова американца его родным, а их ответ - ему.
По просьбе экипажа связывался с радиолюбителями в тех портах, к которым подходил "Тигрис", организовывал путешественникам встречу.
Это было, например, в Бахрейне, в пакистанском городе Карачи, в Джибути.
В Джибути по моей просьбе их тепло встретил радиолюбитель Петрос Рейсян. Он даже поселил у себя дома нескольких членов экипажа.
© Photo : Википедия Экипаж "Тигриса"
Экипаж Тигриса - Sputnik Казахстан, 1920, 27.05.2023
Экипаж "Тигриса"
Петрос и сообщил мне 3 апреля 1978 года о том, что "Тигрис" горит. И затем выслал текст обращения Хейердала к Генеральному секретарю ООН, объясняющий решение экипажа сжечь лодку.

О Туре Хейердале

Тур Хейердал (1914-2002) - норвежский археолог, путешественник и писатель, известный своим плаванием на плоту через Тихий океан, археологической экспедицией на остров Пасхи. В 1970 годах он на лодках из папируса "Ра", а затем "Ра-II" - с командой пересек Атлантический океан.

Википедия
- И затем вы встретились с экипажем…
- Да, встреча произошла в США, куда меня пригласили участники экспедиции сразу после ее окончания.

О путешествии "Тигриса"

В "Википедии" о том путешествии есть большая статья. В ней говорится, что лодка "Тигрис" была построена как точная копия шумерских судов. По плану, "Тигрис" должен был пройти вдоль восточного побережья Африки к мысу Доброй Надежды.
2 декабря 1977 года "Тигрис" вышел в Персидский залив.
Однако у острова Файлака в Персидском заливе на лодку обрушился ураганный встречный ветер. На сигнал SOS "Тигриса" ответил советский теплоход "Славск", который отбуксировал ладью на остров Бахрейн, где экипаж отремонтировал судно.
24 декабря 1977 года экспедиция была продолжена. Пройдя через Аравийское море, 2 февраля 1978 года экспедиция Хейердала сделала остановку в пакистанском порту Карачи.
А 30 марта того же года, пройдя за 4,5 месяца около 7 тысяч километров, "Тигрис" вошел в порт Джибути.
© Photo : Википедия Корабль "Тигрис"
Корабль Тигрис  - Sputnik Казахстан, 1920, 27.05.2023
Корабль "Тигрис"
Тур Хейердал пытался получить разрешение на вход в территориальные воды государств, примыкающих к Баб-эль-Мандебскому проливу, чтобы продолжить плавание в акватории Красного моря. Но не получил ответа ни от одной из стран. Более того, здесь начались военно-морские маневры США, Англии и Франции, и продолжать экспедицию стало небезопасно.
Тур Хейердал в знак протеста против военных действий в районе Красного моря и Африканского Рога, прервать путешествие, а лодку уничтожить. 3 апреля 1978 года члены экипажа сняли все материалы экспедиции с судна и подожгли его. Члены международной экспедиции также обратились к ООН, попросив призвать к запрету поставок оружия в развивающиеся страны.

Помощь в "кругосветке"

- Экипаж "Тигриса" - не единственный, с кем вы держали связь. Вслед за ним была экспедиция болгарских путешественников - семьи Папазовых.
- С ними я, в отличие от экипажа "Тигриса", познакомился до начала экспедиции и заранее планировал радиосвязь. Даже передал им через Юрия Сенкевича свой небольшой радиопередатчик. Познакомил меня с Папазовыми директор их экспедиции Васил Терзиев, инженер, научный редактор болгарского издательства "Техника". Это очень интересные люди. Дончо - экономист, Юлия - музыкант по образованию. Профессии - совсем не морские. Но это не мешало им путешествовать. А их дочке Яне, которую они взяли с собой в последнее плавание, если помните, было всего пять лет.
С ними я выходил на связь два раза в неделю, так как все основные данные принимал Васил Терзиев. Когда Васила не было слышно, я подменял его.
Что интересно, к концу экспедиции с обязанностями радиста вполне сносно справлялась Яна, которой в то время уже исполнилось семь лет.
- Какой-нибудь сеанс радиосвязи запомнился больше всего?
- Да, пожалуй, как раз с Яной. Она ответила, что папа с мамой на палубе, и мы стали с ней говорить. Но в это время на нашу частоту залез какой-то радиолюбитель. Тогда я говорю девочке:
- Яна, давай уйдем на 50 килогерц в сторону.
Она спрашивает:
- Дядя Валера, как это сделать?
Я знал устройство их радиопередатчика, поэтому попросил девочку передвинуть стрелку на одно деление в нужную сторону. И мы успешно продолжили с ней разговор уже на другой частоте.

О семье Папазовых

В 1979-1981 годах семья Папазовых - Дончо и Юлия вместе с дочерью Яной - совершила кругосветное плавание по маршруту Созополь - Средиземное море – Гибралтар – Панама – Торресов пролив – мыс Доброй Надежды – Бразилия – Гибралтар – Созополь. За 777 дней двухмачтовая яхта "Тивия" Болгарского телевидения прошла 42000 морских миль.

Википедия
- Благодаря вашему хобби у вас, очевидно, много друзей?
- Да, у меня более 150 000 радиосвязей. Ежегодно я участвую, по меньшей мере, в десяти серьезных соревнованиях. В каждом из них проводится по 500-600 радиосвязей, а в любом международном соревновании - до двух-трех тысяч.
Часто бывают интересные встречи и знакомства. Вот, например, в Болгарии, на встрече с Папазовыми после завершения экспедиции, я познакомился еще с одним их другом и путешественником, участвовавшим в совместном плавании, Симеоном Идакиевым. Кроме того, этот молодой болгарин - автотурист. Он проехал в одиночку на советской автомашине "Нива" почти по всем южноамериканским странам, и о каждой снял фильм.
- Валерий Георгиевич, вернемся опять к вашей семье. Не "ревнует" вас жена к вашему увлечению? Ведь ему приходится отдавать массу времени?
- Нет, пожалуй, наоборот. Ирина - кандидат в мастера по радиоспорту. Одно время я занимался с нею и своей сестрой Ларисой, и они довольно успешно выполнили норматив в женских соревнованиях.
Я счастлив, что я радиолюбитель, что могу путешествовать по эфиру. Когда увлечение серьезно и интересно, то и жизнь приобретает новое содержание. Желаю, чтобы это чувство испытали все, кто впервые садится за радиопередатчик.

PS

Мастер спорта СССР, известнейший коротковолновик, мастер высшего класса, "Почетный радист", судья республиканской категории по радиоспорту, член КВ комитета ФРС СССР, создатель Союза радиолюбителей России и его президент на протяжении многих лет - Валерий Георгиевич Агабеков ушел от нас 1 декабря 2017 года.
"В Ессентуках его помнят, как радиодиспетчера экспедиции Тура Хейердала на "Тигрисе LI2B", яхты "Тивия" Дончо и Юлии Папазовых LZ0P/MM. Он входил в единую цепочку радиомоста, который шел на Кавказ в город Ессентуки, а от него дальше через Уфу, вплоть до Стокгольма.
Его жизнь похожа на увлекательный роман. Кроме путешествий в эфире, ему удалось в составе различных делегаций, побывать в 13 странах, в том числе и таких экзотических местах, как Марокко, Канарские острова, Мальта, остров Шпицберген", - говорится в сообщении Ессентукского историко-краеведческого музея им. В.П. Шпаковского.
Лента новостей
0