Громкий скандал разгорается в казахстанском кинематографе
18:55 17.05.2023 (обновлено: 20:50 17.05.2023)
© Sputnik/Ертай СарбасовОчередной скандал разгорается в казахстанском кинематографе
© Sputnik/Ертай Сарбасов
Подписаться
Деятели казахстанского киноискусства обвиняют Государственный центр поддержки национального кино в непрозрачности отбора кандидатов на финансирование съемок
АСТАНА, 17 мая — Sputnik. Ряд известных казахстанских кинорежиссеров, мультипликаторов, продюсеров и сценаристов указали на факты нарушений, допущенных Государственным центром поддержки национального кино при рассмотрении заявок о допуске к открытой защите для получения господдержки на производство фильмов.
© Sputnik/Ертай СарбасовОчередной скандал разгорается в казахстанском кинематографе
Очередной скандал разгорается в казахстанском кинематографе
© Sputnik/Ертай Сарбасов
В чем недовольство?
Свое недоумение действиями представителей Государственного центра поддержки национального кино (ГЦПНК) представители казахстанской киноиндустрии выразили на пресс-конференции, прошедшей в Алматы.
По их словам, конкурс по рассмотрению заявок на допуск к открытой защите для получения государственной поддержки на производство фильмов был проведен непрозрачно, с массой нарушений и не исключено, что имела место коррупционная составляющая.
"Имеются основания полагать, что в отношении 150 заявок, которые не были допущены к питчингу (устная или визуальная презентация кинопроекта с целью нахождения инвесторов, готовых финансировать этот проект), были вынесены необъективные, надуманные и предвзятые решения со стороны уполномоченных сотрудников центра”, - говорит продюсер Ардагер Сантыбаев.
© Sputnik/Ертай СарбасовПродюсер Ардагер Сантыбаев
Продюсер Ардагер Сантыбаев
© Sputnik/Ертай Сарбасов
Первым и очень грубым нарушением он назвал то, что конкурсная комиссия не вела протокол заседания. В результате участники конкурса даже не могут получить документ о том, по какой причине их заявка была отклонена, либо наоборот, допущена к участию в питчинге.
При этом, по словам Сантыбаева, в процессе рассмотрения заявок комиссия ГЦПНК допустила к открытой защите для получения государственной поддержки на производство фильмов только 130 компаний. Отказ же получили 153.
"Второй момент, на который тоже хотелось бы обратить внимание – это дебют. В законе о кино сказано, что дебют – это первое произведение режиссера. Если же мы заглянем в категорию "Дебют" 130 проектов, которые прошли конкурс и допущены к открытому питчингу, то увидим, что там есть режиссеры, открыв резюме которых, мы прочтем, что многие из них уже снимали фильмы, как, например, дипломную работу, когда человек заканчивал вуз. Можно этот фильм считать его первой работой? Или нет? Опять же, это все на субъективное усмотрение и трактовку сотрудников ГЦПНК. С учетом того, что протокол не велся, по одному проекту они могли отказать по этой причине, а по другому – не отказать. То есть трактуют правила и законы в удобную им сторону", - объясняет Ардагер Сантыбаев.
Конкретно и по фактам
И это, по уверениям представителей казахстанской киноиндустрии, лишь общие нарушения. Но есть и вполне конкретные факты, которые выявили сами недовольные киношники, не дожидаясь, пока на их обращения и требования проверить законность работы комиссии обратят внимание заинтересованные органы и профильное министерство культуры и спорта.
Демонстрируя распечатку с сайта ГЦПНК с указанием участников, прошедших отбор к открытой защите, Ардагер Сантыбаев обращает внимание на то, что один из пунктов правил участия в конкурсе требует от кандидата предоставления подтверждающих материалов о наличии реализованных им проектов в сфере кинематографа. А такой бэкграунд, как отмечает продюсер, есть далеко не у всех, получивших одобрение комиссии.
"Обратите внимание. Проект 60 в категории “Полнометражное кино. Социально значимые игровые фильмы”. Проект называется “Кандас”. Указана компания. Открываем, у меня есть выписка с министерства доходов, официальный запрос мы делали. Компания была создана в феврале 2021 года. На сегодняшний день за весь период у компании не было оборота средств на счетах. Не платили ни налогов, ничего. Соответственно, эта компания, которая была допущена в основной конкурс, с таким бэкграундом не могла участвовать в этом конкурсе. То есть у них не было финансового оборота, чтобы снять какой-то проект. А это – требование правил", - говорит Сантыбаев.
Однако, по его словам, есть и еще более уникальные и возмутительные случаи.
"Проект 70. Называется “Армандар орындалады", студия "Жас улан". Тоже есть выписка комитета госдоходов. Была создана 28 марта 2023 года. То есть, получается, конкурс завершался 30 марта. За два дня до завершения конкурса была создана эта компания. Эта компания должна была автоматически попадать в категорию дебюта, так как у нее нет бэкграунда. Но она находится сейчас среди участников, которые претендуют на съемки социально-значимого кино. Еще один проект в категории “Социально-значимые анимационные фильмы" - компания "Е-продакшн" с анимационным проектом “Абзал, баурым”. Открываем документацию. Компания была создана 3 марта 2023 года. То есть, за 27 календарных дней до окончания конкурса. Сейчас она находится в основном конкурсе. За условные 4 недели могли ли они снять анимационный фильм? То есть, бэкграунд им был “нарисован” сотрудниками ГЦПНК", - отмечает продюсер.
Все эти факты недовольные результатами конкурса представители киноиндустрии называют не иначе, как беспределом со стороны Государственного центра поддержки национального кино. Чтобы выразить свое отношение к этому, один из участников пресс-конференции, известный в Казахстане искусствовед, писатель и сценарист Ерлан Толеутай пришел в боксерских перчатках.
© Sputnik/Ертай СарбасовИскусствовед, писатель и сценарист Ерлан Толеутай
Искусствовед, писатель и сценарист Ерлан Толеутай
© Sputnik/Ертай Сарбасов
"Наше государство только боксеров поддерживает. И это меня огорчает как творческую личность, как певца, искусствоведа, сценариста, который написал сценарии многих исторических фильмов. Нас не слышат просто и не хотят. Поэтому я в боксерских перчатках пришел, чтобы доказать, что они крутятся только вокруг боксерского клуба. Для них только почет – бокс, клубы. А где культура? Где искусство? Где наши киношники? Мы здесь шумим, говорим, поднимаем проблемы, выходили на митинг, а нас за это наказывают. Это - мой протест. Так не должно быть, это кошмар", - говорит он.
Пора бы разобраться
Поддерживает своих коллег и известный кинорежиссер, Заслуженный деятель Казахстана Рустем Абдраш. По его мнению, бюрократия и формальности при проведении конкурсов и отборов кинопроектов на открытую защиту для получения господдержки дает возможность чиновникам принимать решения не по закону, а по собственному усмотрению.
© Sputnik/Ертай СарбасовКинорежиссер, Заслуженный деятель Казахстана Рустем Абдраш
Кинорежиссер, Заслуженный деятель Казахстана Рустем Абдраш
© Sputnik/Ертай Сарбасов
"Народная мудрость гласит, что лошадь нельзя запрягать сзади арбы. В данном случае ситуация в кинофонде такова, что арба стоит впереди, а лошадь запрягают сзади. А должно быть ровным счетом наоборот. Сперва нужно рассматривать тех, кто эту арбу будет тянуть, то есть их проекты, их бэкграунд и только после этого заниматься составлением всех остальных формальных документов. У нас же формальности стоят впереди, и многие достойные проекты по этой причине сейчас не попали на стол, на рассмотрение. В то же время там куча нарушений закона. Не только в отношении 150 проектов. Думаю, если провести проверку, то 130 проектов, которые прошли, в их документах тоже можно такие же формальные моменты найти и изъяны, по которым их тоже можно было не допустить. Складывается просто очень странное впечатление, что решение о том, кто будет в дальнейшем в этом году проходить и снимать кино, было принято кулуарно, возможно, еще в декабре прошлого года определенным кругом людей. Поэтому мы с коллегами требуем законности и прозрачности в работе ГЦПНК”, - говорит он.
Рустем Абдраш, также, как и другие участники пресс-конференции, считает, что такой непрозрачный подход к отбору кинопроектов, претендующих на господдержку, в конечном итоге приводит к тому, что во многих случаях отснятый материал оказывается низкого качества и, в конце концов, завершает свой путь в хранилищах.
Как, впрочем, и некоторое удачные и профессионально реализованные кинопроекты.
"За пять лет работы фонда какие значимые, хорошие проекты были? Да, есть такие проекты. Но, к большому сожалению, опять-таки, система работы ГЦПНК не предусматривает правильного продвижения, дистрибуции. Все это останавливается и, получается, мы опять наткнулись на ту же проблему, что на Казахфильме: производятся фильмы, большая часть которых просто лежит на полках. А по большому счету, фонд не имеет даже возможности хранить наши материалы. Если раньше на киностудии, а киностудия – это все-таки профессиональная организация, имеющая отдельные помещения, где хранилась пленка, при специальной температуре. Понятно, что сейчас это цифровой формат. Но все это сейчас лежит где-нибудь в кабинете в Минкульте или в ГЦПНК, просто так, кучей, и этот продукт, контент практически не доходит до потребителя", - сетует Абдраш.
Ситуацию, сложившуюся в данный момент в Государственном центре поддержки национального кино, участники пресс-конференции считают нездоровой и требуют вмешаться в нее как курирующее киноиндустрию министерство культуры и спорта, так и другие государственные ведомства, способные разобраться в законности действий чиновников ГЦПНК.
© Sputnik/Ертай СарбасовПрезидент объединения юридических лиц Ассоциации анимационных студий Казахстана Адай Абельдинов
Президент объединения юридических лиц Ассоциации анимационных студий Казахстана Адай Абельдинов
© Sputnik/Ертай Сарбасов
"Отменить питчинг, объявленный на 22-25 мая 2023 года в связи с нарушениями конкурсного отбора. Сформировать специальную комиссию, состоящую из представителей министерства культуры и спорта, депутатского корпуса, независимых юристов, а также представителей протестной группы кинематографистов в качестве наблюдателей. Уполномочить специальную комиссию и наблюдателей провести проверку всех прошедших 130 и непрошедших 153 заявок с целью определения наличия или отсутствия нарушений. Возбудить уголовные и административные мероприятия в отношении руководства и ответственных лиц ГЦПНК за принятые незаконные решения, в случае обнаружения таковых”, - озвучил требования коллег президент объединения юридических лиц Ассоциации анимационных студий Казахстана Адай Абельдинов.