Как подготовить олимпийца по химии, рассказали тренеры участников Менделеевской олимпиады
16:49 02.05.2023 (обновлено: 17:35 02.05.2023)
© Sputnik / Владислав ВодневКруглый стол "Национальные системы подготовки школьников к химическим олимпиадам" для руководителей и тренеров команд участников Менделеевской олимпиады, Астана
© Sputnik / Владислав Воднев
Подписаться
Учитель года по химии, ментор Гульжанат Райсханова уверена: если ученик хочет стать победителем предметной олимпиады, то 99% усилий должен приложить он сам. Оставшийся процент - работа учителя
АСТАНА, 2 мая — Sputnik. Об этом она рассказала корреспонденту Sputnik Казахстан во время круглого стола на тему "Национальные системы подготовки школьников к химическим олимпиадам", которая прошла для руководителей и тренеров команд участников Менделеевской олимпиады по химии во Дворце школьников в Астане.
© Sputnik / Владислав ВодневКруглый стол "Национальные системы подготовки школьников к химическим олимпиадам" для руководителей и тренеров команд участников Менделеевской олимпиады, Астана
Круглый стол "Национальные системы подготовки школьников к химическим олимпиадам" для руководителей и тренеров команд участников Менделеевской олимпиады, Астана
© Sputnik / Владислав Воднев
"Чтобы быть олимпийцем, надо трудиться и учителю, и ученику. Но на самом деле 99% - это работа ученика. Учителю – я говорю по своему опыту – достаточно довести ученика до областного, республиканского уровня. И тогда уже республиканский научно-практический центр "Дарын" берет этого ученика и ведет его до достижения хороших результатов. Очень важно, чтобы ученик владел эмоциональным интеллектом. Чтобы у него социально-культурные аспекты жизненные были достаточно прочными", - пояснила Гульжанат Райсханова.
Педагог отметила: нельзя научить ученика быть олимпийцем, учить можно только на уровне решения задач. "Чтобы ученик стал призером, нужно провести целый пласт действий и исследований. Сейчас стало больше детей, есть конкурентная среда. Также есть система подготовки к олимпиадам на уровне республики. К примеру, почему одни и те же школы становятся призерами, то есть дети с этих школ? Потому что есть система подготовки", - рассказала Гульжанат Райсханова.
© Sputnik / Владислав ВодневКруглый стол "Национальные системы подготовки школьников к химическим олимпиадам" для руководителей и тренеров команд участников Менделеевской олимпиады, Астана
Круглый стол "Национальные системы подготовки школьников к химическим олимпиадам" для руководителей и тренеров команд участников Менделеевской олимпиады, Астана
© Sputnik / Владислав Воднев
Между тем, по ее словам, для казахстанских детей, участвующих в олимпиадах, нет альтернативных вариантов. "У нас очень хороший тренерский состав. Для себя отметила, что нужно создавать детям альтернативные олимпиады. Это не должна быть одна республиканская олимпиада по предмету, где только один или два призера. Эта работа должна вестись в разных направлениях. То есть тот же самый ученик может выиграть и другую олимпиаду, которая по весу и по значимости ничем не будет уступать республиканской олимпиаде", - отмечает учитель года по химии.
Руководитель команды России, доцент факультета химии Московского государственного университета Елена Еремина также поделилась своим опытом подготовки детей к олимпиаде. "Мой опыт подготовки следующий. Я веду дистанционные курсы подготовки. Это маленькие ролики, минут по 10-15, которые ребенок может дома посмотреть в любое время, начиная с 8-го класса. Поскольку Россия очень большая, то дистанционное образование востребовано. Как раз для далеких регионов", - рассказала она.
© Sputnik / Владислав ВодневКруглый стол "Национальные системы подготовки школьников к химическим олимпиадам" для руководителей и тренеров команд участников Менделеевской олимпиады, Астана
Круглый стол "Национальные системы подготовки школьников к химическим олимпиадам" для руководителей и тренеров команд участников Менделеевской олимпиады, Астана
© Sputnik / Владислав Воднев
"Здесь мне очень понравились доклады ваших преподавателей. В Казахстане очень грамотные химики. Хочу сказать, что у меня каждый год бывают студенты из Казахстана. И это одни из лучших студентов. Отмечу выступления казахстанского спикера. Она показала, что, во-первых, надо заинтересовывать ребенка на проблемы, которые связаны со страной. Если она говорит о горении, то есть она показывает какие-то реальные примеры. Если она говорит о глине, она показывает экспонаты в музее. Я думаю, это такой метод, который можно использовать каждой стране", - продолжила доцент факультета химии МГУ Елена Еремина.
Тренер команды из Азербайджана Милана Агаева в 2012 году сама участвовала в олимпиаде, которая также проходила в Астане. Тогда ее команда завоевала бронзу.
"Я учитываю все недостатки, которые допустила сама во время подготовки, будучи участницей. Отмечу, что с каждым годом меняется сама олимпиада, появляются новые направления, задания становятся более интересными. То есть задания становятся сложнее, так как уровень школьников растет с каждым годом", - рассказала Милана Агаева.
Во время интенсивной подготовки ученик из региона переводится в Баку, добавила она. В Астане проходит 57-я Международная Менделеевская олимпиада школьников по химии. В ней принимают участие 116 детей из 21 страны. Организаторами олимпиады с принимающей стороны выступили Минпросвещения Казахстана, с российской — химический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова и Фонд Андрея Мельниченко.