Почему Казахстан – рай для приключенческого туризма: история трэвел-блогера

© Архив Александра ГабченкоАлександр Габченко
Александр Габченко - Sputnik Казахстан, 1920, 24.03.2023
Подписаться
Трэвел-блогер из Алматы Александр Габченко рассказал, как вырваться из плена стереотипов и начать путешествовать с удовольствием
АЛМАТЫ, 24 мар — Sputnik. Известный казахстанский путешественник, трэвел-блогер Александр Габченко, на счету которого пять достижений, вписанных в книгу рекордов Казахстана (КИнЭС) и десятки приключений как в отдаленных уголках Казахстана, так и в Дальнем зарубежье, рассказал, как круто изменил свою жизнь и почему совершенно не жалеет об этом.

Александр Габченко: как всё бросить и стать трэвел-блогером в Казахстане от Sputnik Казахстан на RUTUBE

История моего знакомства с известным казахстанским трэвел-блогером Александром Габченко берет начало из конца 90-х: сначала факультет журналистики КазНУ имени Аль-Фараби, затем работа на телеканалах, в новостях.
Однако в один момент коллега на время пропал из моего поля зрения. А когда появился вновь, сюжеты на ТВ снимали уже о нем.
Рисковые и необычные путешествия в стиле приключенческого туризма сделали Александра Габченко еще более известным в стране. Перед вами рассказ о пути длиною более чем в 20 лет.

Лиха беда начало

- Столько лет мы не виделись. Сначала были коллегами по работе. Потом вдруг ты резко ушел из журналистики и выбрал для себя это новое увлечение. Как правильно оно называется, вот это движение экстремального туризма?
- У этого нет названия. Но я – путешественник в жанре оutdoor, так можно сказать.
© Из архива Александра ГабченкоАлександр Габченко: по льду - на велосипеде
Александр Габченко: по льду - на велосипеде - Sputnik Казахстан, 1920, 24.03.2023
Александр Габченко: по льду - на велосипеде
- То есть, получается, это экстремальный туризм?
- Ну, я бы не сказал, что он экстремальный. Просто активный, разносторонний, разнообразный. На природе, за городом.
- Почему ты решил оставить журналистику? Все-таки "31 канал", ты был известным журналистом-новостником. Тебя знали, узнавали - и вдруг…
- Это было не прямо вдруг. Время просто шло, страна менялась, мы менялись. Я путешествовал еще в бытность журналистом. Занимался туризмом, ходил в походы все эти годы. Это первый момент. Второй момент - что сама журналистика, информационное поле, менялось в течение этого периода времени. С годами мне становилось некомфортно в репортерской среде. В конечном итоге мне не хватало свободы в информационном поле, которая была в 90-х годах. И я принял решение изменить жизнь, улучшить ее.
- Тяжело было решиться?
- Не могу сказать, что тяжело. Так совпало.
- В те годы мы были все молоды, амбициозны. А для того, чтобы путешествовать, нужны средства. Каким образом удавалось изыскивать их? Это всегда было недешево – кататься на лыжах, заниматься, к примеру, дайвингом…
- Всё зависит от расстановки приоритетов. Всё упирается в то, чего на самом деле хочет человек. И мне кажется, если человек действительно чего-то хочет, то он будет этим заниматься, независимо от обстоятельств. Деньги – на втором плане.
- Какое путешествие привело тебя к тому, что ты должен стать трэвел-блогером, именно путешествовать и рассказывать об этом.
- Всё началось в юности, с романов. Я просто читал много приключенческих романов о путешествиях. И ходить в походы я начал тоже в юности. Со временем это были всё более сложные, всё более серьезные походы, которые дали мне определенную закалку, школу жизни. Выносливость – ментальную и физическую.
- Когда пришло желание делиться своими путешествиями?
- Точно так же, в юности. Мне хотелось делиться с людьми. Наверное, это одна из причин, по которым я стал репортером. Потом журналистика кончилась, а желание делиться – осталось. Как раз соцсети появились. Тогда уже журналистика меня в меньшей степени интересовала, и я пробовал себя в разных ипостасях. Изначально у меня был блог, посвященный оutdoor-культуре. Все начиналось оттуда. В дальнейшем я уже хотел всё реорганизовать. Чтобы поддерживать блог, завел Instagram* (запрещен в РФ - Sputnik). В итоге блог кончился, а Instagram* остался.

Малый Арал: "А там есть жизнь?"

- Насколько я знаю, сейчас у тебя есть пять официальных рекордов, занесенных в КИнЭС (Казахстанский информационно-энциклопедический справочник), которые так или иначе касаются путешествий. Расскажи о них подробнее.
- Официально, действительно, пять. И самый первый состоялся в 2006 году. Это был автономный велосипедный поход вокруг Малого Аральского моря. Это был не соло-поход. Нас было пятеро в команде. Как раз костяк команды А 13 Expedition Team. И этот поход - я сам не знал, что он попал в книгу рекордов. Спустя время я обнаружил, что он есть, зафиксирован. Я посмотрел эту книгу, издание 2006-2007 года - там да, написано черным по белому, что есть.
© Архив Александра ГабченкоВсе путешествия - родом из юности
Все путешествия - родом из юности - Sputnik Казахстан, 1920, 24.03.2023
Все путешествия - родом из юности
Малое Аральское море формировалось после трагедии просто Аральского моря. И Малый Арал – это та часть, которая находится на территории Казахстана. Стало возможным закольцевать его благодаря строительству Кокаральской дамбы, которая была введена в эксплуатацию. Она долгое время строилась и была сдана в эксплуатацию только зимой 2005 года.
Мы были одними из первых, кому пришлось это дело засвидетельствовать в нашем автономном велосипедном туре вокруг Малого Аральского моря. Ну и в то время об этом было так мало известно, что людям здесь, в Алматы, казалось, как будто мы на Марс слетали. Настолько все были вообще… "А там есть жизнь?".
Всё было настолько неочевидно, неожиданно для рядового жителя Казахстана. Вот это и был первый рекорд, который попал в Книгу. Но это был не первый наш поход. К тому времени была уже достаточная база знаний и навыков, чтобы реализовывать подобные проекты.

Казахстанский край для путешествий - рай

- Какие рекорды были дальше, именно те, что попали в КИнЭС?
- Следующие рекорды сложились в сознательной жизни, в то время, когда я был семьянином. Очень большую известность получил проект "I run Kazakhstan", в рамках которого я - на тот момент 14 регионов было в Казахстане - пробежал trail, то есть по тропе в дикой природе, по уникальным ландшафтным, природным достопримечательностям в каждом регионе Казахстана.
Пробежал в формате trail running, то есть по тропе, а если не было тропы, то просто по пересеченной местности. Идея была как раз в том, чтобы раскрыть природные локации. Поскольку это было еще до пандемии, то решение сделать такой проект не было мейнстримом, а было чем-то неоднозначным. Меня всегда подрывала, бесила, что ли, тема: "Ой, что там в Казахстане смотреть? Нечего!"
I Run Kazakhstan: пробег длиной в 13 месяцев
Из этого вырос проект "I run Kazakhstan", и я успешно реализовал его за 13 месяцев. Суммарно за 13 месяцев я посетил 14 регионов и в каждом из них пробежал trail... ну, протяженностью там 30-35 километров: по-разному, как позволял ландшафт. Потому что всё это было в диких местах, как правило, вдали от населенных пунктов.
И этот проект тоже наделал много шума, произвел фурор и в беговой, именно любительской среде. Я выступал с лекциями практически в каждом областном центре, где мне удалось побывать. Рассказывал об этом проекте, были разные встречи. Это не было просто для меня: я не профессиональный атлет, пришлось очень много тренироваться, много преодолевать. И когда я его завершил, то он такой был: "Бах!!!" Вызвал большой общественный резонанс. Даже в Акорде его заметили, мне Токаев письмо прислал благодарственное по этому поводу, что достаточно неожиданно было. Но приятно.

По льдам на двух колесах

- Давай теперь про Балхаш. Все же 250 км на велосипеде. Ну я понимаю, если по побережью. Но по льду - это же вообще нечто.
- Знаешь, любой среднестатистический гражданин планеты Земля, не важно, в какой стране он находится, живет в плену стереотипов. Как раз на этом и основан проект "Balkhash Ice Challenge". Вообще ездить зимой на велосипеде не так уж страшно, как многим кажется. И ездить зимой на велосипеде по льду не так экстремально-опасно.
Второй момент – это то, что лед зимой даже приятнее снега: накат лучше. Идея проехать Балхаш по льду у меня появилась в 2006 году, как раз на волне успеха нашей экспедиции на Арале. Появилась идея сделать зимний велозаезд. Ездить на велосипеде зимой – это всегда прикольно.
- Но это был не единственный лёд в твоей карьере экшн-путешественника…
- После того, как мне удалось завершить проект "Balkhash Ice Challenge", случилась пандемия - жесткая, ситуация депрессивная, которая на всех нас воздействовала. Но сам я достаточно легко перенес все эти карантинные меры. Но все-таки простора не хватало.
Целый год мы были заперты если не в квартире, то в городе. Поэтому зимой 2021 года мы с моим товарищем Александром Сипетым, тоже популярным youtube-блогером, любителем электрических велосипедов, отважились на велозаезд: зимой, в январе, по нашим горам Заилийского Алатау.
На велосипеде через Балхаш: алматинец намерен установить уникальный рекорд
Это тоже был автономный заезд. Даже оказалось, что льда у нас было… немереное количество льда. А весь путь был под таким уклоном… неожиданная ситуация. Была очень бесснежная зима в нашем Алатау в 2020-2021 году. С одной стороны, это нам облегчило ситуацию в плане передвижения по пространству. Ехали по земле. Но нам попадались огромные пространства открытого льда. Потому что это горы, и на самом деле вода всегда течет, даже когда она замерзает и трансформируется в лед. И именно такие ледовые реки нам приходилось невероятное количество раз преодолевать.
И это, конечно, был такой определенный вызов. Потому что ты идешь, там, внизу, обрыв, нас всего двое. Да и рисковать тоже уже смысла не было, когда двое детей, жена. Поэтому мы старались аккуратничать. Плюс мы ехали на время. В итоге за 60 часов мы проехали 127 километров по горам Заилийского Алатау. Стартовали мы с пункта Батан в Тургеньском ущелье и финишировали в поселке Байсеит. Преодолели популярную в летнее время высокогорную долину Ассы – абсолютно безлюдную в зимнее время, разумеется. Это был проект, который принес нам еще одну звездочку в казахстанской Книге рекордов.

Смена транспорта и среды

- Горы, долины, равнины, озера. Что еще приходилось покорять?
- Были горные реки. Этот проект тоже планировался очень долго и сильно заранее, но, как и "Balkhash Ice Challenge", как-то откладывался, откладывался. Но в конечном итоге случился летом 2021 года - опять же, на волне 2020 года, изоляции, когда хотелось нагнать упущенное.
Мы отправились в нетривиальную экспедицию под названием "Первая казахстанская SUP-экспедиция": на надувных досках мы проехали две реки – Каркара и Кегень. Одна в другую впадает в горах Кунгей Алатау и с выходом в Бестобинское водохранилище, которое находится на высоте 1500 метров над уровнем моря, в долине, между двумя хребтами.
Стремительное, необычное, неординарное путешествие в автономном режиме: шесть человек – две девочки и четыре мальчика, включая меня. Но на сапбордах мы прокатились очень круто.
- Еще один момент. По факту - пешком ли, бегом ли, на велосипеде ли - получается, что на себе приходится нести большой груз: палатка, спальник и все остальное. Продукты какие-то, вода, аптечки. Получается большой и увесистый рюкзак. И это осложняет походы, и совсем уже не похоже на легкую прогулку.
- Конечно. В каждой экспедиции есть свои нюансы. Тем это и сложно, тем и интересно, с другой стороны. Потому что постоянно приходится изучать литературу, следить за миром outdoor-индустрии. За 30 лет планета необычайно продвинулась. Все эти космические технологии, которые прежде были доступны только космонавтам, сейчас пришли в outdoor-индустрию и сейчас активно там используются.
Тот же материал, который изначально разрабатывался для космической промышленности: индустрия шагнула вперед, и все эти новинки, инновации – я за ними слежу и стараюсь что-то внедрять в свои экспедиции.
- Это существенно облегчает?..
- Существенно. Плюс опыт. Я часто готов отказаться от какого-то комфорта. От части комфорта. От палатки, к примеру, ради экономии места.

Команда молодости нашей

- Ты говорил в самом начале, что была команда у вас, А 13 Expedition Team, с которой все началось. Первые путешествия, первые победы, рекорды. Что сейчас с ней?
- Можно сказать, что мы сейчас уже не функционируем в том смысле, в котором изначально задумывали. Сейчас уже на дворе 2023 год, и это год 20-летия со дня основания. В 2003 году мы начали. Основной костяк пришел из спортивного туризма, из спортклуба "Романтик". У нас в команде было пять инструкторов по спортивному туризму, и я один – самоучка. Так получилось, что я в секцию спортивного туризма не ходил, а с детства занимался греблей на байдарках и каноэ.
Сам я начал ходить в горы в 1995-м году. И в 1997 году нас свела судьба. Часть моих одноклассников занималась в секции альпинизма в ЦСКА, а часть как раз входила в спортклуб "Романтик". Мы сходили в совместный поход на Иссык-Куль, тогда еще можно было через горы на Иссык-Куль. Десять суток. Очень суровый оказался поход, потому что были определенные обстоятельства, плюс молодость, определенная беспечность в планировании. Ну и маршрут – не для новичков.
- Серьезный выбрали…
- Да. Но это задало планку. После этого уже что-то проще делать не хотелось. И мы ходили в горы пешком все эти годы, где-то до 2002-го - каждое лето.
А в 2003 году я купил себе первый велосипед. Ну, не то что бы он был первый в моей осознанной жизни. Я купил его самостоятельно. И, конечно, это был горный велосипед, поскольку мы живем в горах, и надо было срочно ехать в горы. Так мы перешли из пешеходной стези в велосипедную.
Ездили, катались до 2006 года, когда у нас состоялся знаковый, автономный наш поход, вернее, экспедиция вокруг Малого Аральского моря. А после того, как мы ее проехали, казалось, что уже нет границ. У нас сформировался мощный костяк с хорошим, сильным бэкграундом, с хорошей эмоциональной устойчивостью, срощенностью. Важный фактор. Мы друг другу доверяли, друг друга чувствовали. И мы стали делать что-то сложнее.
Ездили в Тянь-Шань, потом ездили в какие-то уже необычные заграничные походы. В 2007 году был Тянь-Шаньский поход, а в 2008 году у нас был поход в Синьцзяньский автономный район, назывался "Кольцо Турфана". Целью было достичь Турфанской котловины или Турфанской впадины. Она находится на отметке минус 154 метра, ниже уровня моря. Это адская жаровня.
Несмотря на то, что это был май, там, действительно, было очень жарко. Но поход получился не такой сложный, как мы ожидали. Потому что мы пользовались генштабовскими картами 80-х годов, а к 2008 году там уже по дну котловины проходила хорошая асфальтовая дорога, вокруг стояли качалки нефтяные, и это сильно облегчило нам задачу.
Поход был не настолько автономный, не настолько удаленный от цивилизации, как мы предполагали изначально. Но зато он был чрезвычайно увлекательным в культурно-историческом плане. Познакомились с культурой местной, с культурой и историей Восточного Туркестана. В общем, мы увлекательно проехали, вернулись в Алматы и поняли, что можем делать что-то еще более серьезное.

Минные поля – тоже не преграда

- Какой из зарубежных походов наиболее врезался в память?
- В октябре-ноябре 2008 года мы отправились в тропики, в Слоновьи горы или, по-местному, в горы Кравань в королевстве Камбоджа. И практически проехали всю эту Камбоджу с севера на юг по ее западной, горной части. Как правило, именно горы интересовали в первую очередь меня и моих друзей на протяжении всего нашего периода. Это был очень мощный поход, автономный, в самых диких местах, в которые только можно на этой планете добраться.
- Где куча гадов…
- Гадов, кстати, оказалось не так много. Три или четыре дня мы ехали по минным полям. Потому что всего за 10 лет до нашего приезда здесь закончилась 30-летняя гражданская война, и это были годы, когда стороны абсолютно бесконтрольно разбрасывали противопехотные мины, без всяких карт, всякой логики, учета - и засыпали все эти горы вдоль и поперек. Мы как раз оказались в том месте.
Поэтому, в общем, с гадами нам повезло, они все подорвались на минах перед нашим приездом. Но, с другой стороны, это большая трагедия: слоны, крокодилы, кошачьи... Очень сильно пострадала природа от этого, ну и люди, конечно, тоже. Очень много в стране инвалидов - без рук, без ног. Мы не хотели пополнить их ряды, поэтому ездили максимально аккуратно, находясь в этой среде.
Это было очень серьезное испытание, очень крутая экспедиция, про которую тоже рассказывали местные наши медиа, СМИ. И это одно из серьезных достижений команды А 13 Expedition Team, потому что мы позиционировали себя именно как команда приключенческого туризма. Наш отчет об этом походе занял высокое место и вошел в призеры конкурса велосипедных экспедиций "Велопуть". Это очень авторитетный конкурс именно по велосипедным путешествиям. Плюс наши видеоотчеты по путешествию, которые мы потом в различные приключенческие фильмы трансформировали, тоже получали всякие разные призы на разных видеоконкурсах, посвященных приключенческому туризму.
10 лет у нас, можно сказать, было такого активного, очень насыщенного, интенсивного времяпрепровождения в команде А 13 Expedition Team. А к 2013 году мы уже, конечно, "сдулись": женились, вышли замуж, ушли в декрет. Поэтому вот… но оттуда очень много навыков, которые в дальнейшем я применил, создавая Клуб велосипедных приключений, создавая какие-то свои авторские туры.
- Есть ли мысль собраться снова? Как бы, дети уже подрастают. Думаю, вы их тоже вовлекаете в свой оборот.
- Правильнее сказать, что эпоха прошла. И те задачи, которые команда перед собой ставила, они сейчас не совсем актуальны. Сейчас мы, конечно, встречаемся, общаемся. Мой хороший друг Володя Степанов – один из ярчайших представителей приключенческого туризма в Казахстане, он мой напарник в Клубе велосипедных приключений. Конечно, мы сохранили определенную ностальгию по этим временам. Но сейчас повторить это уже не представляется возможным.
Другие времена, другие нравы. А новые проекты – это как раз. Это либо те проекты, которые я выполняю сольно, либо в командном составе, уже в формате проектной деятельности, как, например, "Первая казахстанская SUP-экспедиция" или, например, "Balkhash Ice Challenge". Это же, по сути, вся моя жизнь. Просто история команды А 13 Expedition Team закончилась, но жизнь-то на этом не останавливается.

Мечтать и ставить цели

- Какая у тебя цель, на уровне мечты?
- Я хотел бы отправиться в какое-нибудь великолепное, эпическое путешествие со своей семьей. Мне хотелось бы, чтобы дети - а дети сейчас растут - чтобы они достигли определенного пика своих физических возможностей и чтобы у них не пропали интерес и желание отправиться куда-то, в какую-то глушь, дичь вместе со мной.
- Насколько я понимаю, супруга тебя тоже поддерживает. Она тоже связана с экшн-туризмом?
- Да. Какой-то период времени она тоже очень увлеклась, и это было мощной связующей частью наших отношений. Но, конечно, быт, семья – это непростое испытание для такого романтика, как я. Но все-таки мы справляемся. Сейчас мы путешествуем гораздо меньше, чем раньше. По крайней мере, мы уже не ставим таких амбициозных, сложных задач. Что-то легкое, для разнообразия, для отдыха.
Прошлым летом мы ездили с моим сыном на Алтай. Не вдвоем, а с командой любителей активного сплава. Он был в восторге. Для него это было в первый раз. Долго, две недели мы ездили. В первый раз на такой длительный срок он уехал из дома. Конечно, у него был определенный кризис, в самой глуши. В самый тяжелый, трудный день он немножко "сдулся", отчаялся. Потом переборол это всё в себе, пережил, и я увидел прямо, как он на глазах подрос над собой. Вернулся уже таким мужичком из этого приключения.
То есть - да, хотелось бы сделать что-то такое, семейное. Но, с другой стороны, я не хочу настаивать, я не хочу их принуждать. Пусть все будет так, как будет. Если им будет интересно – окей. Если нет – ну и ладно.
- Что бы ты посоветовал: как отдыхать, где отдыхать? И, главное, как отдыхать правильно?
- Давай опустим, как и где отдыхать, потому что это бессмысленно, в плане… каждый сам выберет, что бы я ни советовал. А в плане того, как отдыхать, на этот счет есть у меня определенный ментально-этический кодекс, который, я бы хотел, чтобы со мной разделило большинство жителей нашей страны, которые отправляются на отдых в дикую природу.
Он состоит из семи пунктов и называется leave no trace – не оставляй следов. Смысл их сводится к тому, что каждый из пунктов дает нам понимание того, как наименьшим образом навредить природе во время отдыха. Отправляясь в поход, в путешествие - не важно, пешком, бегом, на велосипеде, машине - нужно следовать этому кодексу, смысл которого не оставлять следов: уносить с собой только эмоции, впечатления, фотокарточки, не забирать из дикой природы какие-то раритеты, артефакты, не ломать кусты, цветы, камни, не портить ландшафты, не оставлять мусор, не приносить мусор в дикую природу, а оставлять его дома, еще на этапе подготовки к путешествию.
Лента новостей
0