Беда одних должна стать серьезным уроком для других: встреча с писателем
© Photo : МБУК "Межпоселенческая библиотека Навлинского района"Анатолий Безуглов
Подписаться
Это основная мысль в творчестве известного советского писателя детективного жанра Анатолия Безуглова
Колумнист Sputnik Казахстан вспоминает об интервью, которое ему посчастливилось взять у известного юриста и писателя.
Среди гостей из Москвы, прибывших в Павлодар в январе 1987 года на дни издательства "Молодая гвардия", был доктор юридических наук, профессор, член Союза писателей СССР Анатолий Безуглов.
Почему ушел с телеэкранов
Анатолия Алексеевича тогда многие знали не только как писателя, но и как ведущего популярной телепередачи "Человек и закон". Однако в конце 1986 года он перестал появляться на телеэкране. Почему?
Этот вопрос я и задал гостю.
"Если в двух словах, то потому, что делал передачи для телезрителей, а не для руководства", - отвечал он.
На Гостелерадио, отметил писатель, считалось, что передача должна пропагандировать соблюдение законности только на положительных примерах. А у меня на этот счет другое мнение. Убежден, что нужно говорить о законности через факты ее нарушения. Есть такое понятие - "шоковая пропаганда". Ее назначение - встряхнуть человека, заставить его задуматься. Можно, например, много рассуждать о вреде алкоголя, показывать очереди в винные магазины, но это вряд ли кого тронет.
А вот если мы увидим конкретного человека, такого же, как многие из нас, которого алкоголь привел к страшному преступлению - такие кадры заставят многих иначе взглянуть на свой образ жизни.
"Это я и старался делать. А меня упрекали, что выступаю на экране в роли прокурора, - рассказал Анатолий Алексеевич.
И вспомнил такой случай. Как-то в передаче "Человек и закон" показали судебный процесс, в котором одного из преступников приговорили к исключительной мере наказания. Так после этого ведущего замучили вопросом: с кем в ЦК КПСС он это согласовал? И все удивлялись, когда слышали, что ни с кем.
"К счастью, сейчас отношение к критике изменилось и на центральном телевидении. Но меня туда больше не приглашают", - отметил Безуглов.
Я заметил, что телевидение - это не основная его работа.
Анатолий Алексеевич со мной согласился и рассказал, что заведует кафедрой советского строительства Всесоюзного заочного юридического института. И закон о статусе депутата СССР был разработан на основе его докторской диссертации.
Хотел стать поэтом
"Вообще о профессии юриста я раньше не мечтал, а видел себя поэтом, - поделился мой собеседник. - Как-то в начале 1945 года, еще школьником, я послал в районную газету свое стихотворение. Его опубликовали. А чуть позже в этой же газете вышло стихотворение моего друга. После чего он получил записку от обожающей его девочки: "Саша, перестань подражать этому бездарному поэту Безуглову".
Такая ужасная оценка творчества сильно меня потрясла, признался писатель. Настолько, что я навсегда бросил писать стихи.
"Теперь думаю, что к счастью. Может, я и стал бы поэтом, но, скорее всего, плохим", - заключил Анатолий Алексеевич.
Помогли критика и Его Величество Случай
Он рассказал, что потом увлекся правом, поступил в Московский юридический институт. А после его окончания, за две недели прошел путь от следователя районной прокуратуры до прокурора уголовно-судебного отдела прокуратуры СССР. И поведал, как это получилось.
Помогла, по его словам, …критика. Ну, и еще Его Величество Случай.
Дело было так. Однажды, когда он уже учился на четвертом курсе института, на занятии научного кружка выступил с докладом начальник отдела прокуратуры СССР. Он говорил о государственном обвинении. Закончив спросил, нет ли вопросов.
"И тут непонятно какая муха меня укусила. Я встал и начал критиковать прокуратуру за то, что у нас нет хороших обвинителей. Прошелся и по только что прослушанному докладу. Гость очень удивился, но за критику поблагодарил", - поделился собеседник.
Прошло несколько месяцев, он получил распределение в районную прокуратуру Ростовской области.
"Но потом мне неожиданно предложили работу в прокуратуре РСФСР. Естественно, я согласился. Мне дали какие-то документы, их следовало подписать в прокуратуре СССР, - рассказал Безуглов. - И надо же было случиться, что на ступеньках этого учреждения я встретил раскритикованного мною начальника отдела. Он меня узнал. Спросил, где работаю. Я ответил, что иду устраиваться в прокуратуру республики".
Он поинтересовался в ответ, не хотел бы Анатолий трудиться в прокуратуре СССР?
"Отказаться я, естественно, не мог, потому что просто мечтал об этом. Он повел меня на прием к первому заместителю Генерального прокурора СССР, и спустя несколько дней я, все еще не веря глазам, прочитал приказ о своем назначении на должность прокурора уголовно-судебного отдела", - поделился он.
Наверное, не легко вам пришлось "наверху" после такого молниеносного взлета, предположил журналист.
Естественно, согласился писатель. При этом он заметил, что работа юриста вообще нелегка, независимо от его ранга. Часто прокурору, защищающему закон, приходится выдерживать большое давление от облеченных властью руководителей. А ведь от них зависит его материальное благополучие.
В связи с этим писатель рассказал о готовившемся тогда новом уголовном законодательстве. Прокуроры, следователи, судьи по нему должны были быть независимы от разных звонков и советов. Только тогда они смогут действовать строго по закону. (Если бы все такие документы претворялись в жизнь!)
Я заметил, что законы часто нарушаются и из-за правовой безграмотности. Гость согласился с тем, что правовое воспитание у нас ведется слабо. И лаже подарил мне идею - открыть в Павлодаре дом правового просвещения. В нем будет собрана вся необходимая юридическая литература: кодексы, законы научно-популярная литература по праву.
Поэтом не стал, но за перо взялся
А затем разговор зашел о писательской деятельности нашего гостя. Анатолий Алексеевич заметил, что к этому его привела работа юриста. Выступая на судебных процессах, он постоянно задумывался над тем, что заставляет людей совершать те или иные преступления.
"Мне хотелось, чтобы беда одних стала серьезным уроком для других. Видимо, это желание заставило взяться за перо. Помню свою первую статью "Это касается всех" в газете "Труд" в 1956 году. Потом печатался в "Советской России", журнале "Социалистическая законность". Журналистика настолько увлекла меня, что пришлось уйти из прокуратуры", - сказал он.
Анатолий Безуглов стал заместителем заведующего отделом в газете "Советская Россия", затем поступил на факультет журналистики ВПШ при ЦК КПСС. Спустя годы вновь вернулся в юриспруденцию, но уже в другой ипостаси - стал заниматься научной работой. И, кроме статей в газеты и журналы, начал писать книги.
"Одними из первых были "Неожиданное доказательство, "Пришедшие из мрака", "Чудак? Влюбленный…", "Кто виноват?". В 1973 году мы вместе с коллегой Юрием Кларовым написали "Покушение". Затем вышли книги "В полосе отчуждения", "Инспектор милиции", "Закон есть закон", "Конец Хитрова рынка…". Всего у меня вышло около 20 книг", - сообщил мой визави.
Поскольку все эти книги - детективы, а я был тоже неравнодушен к этому жанру, то вспомнил, что в "Литературной газете" прошла дискуссия о месте детектива в литературе. И поинтересовался мнением своего собеседника о том, каким должно быть произведение такого жанра?
"Для меня очевидно, что сюжет детектива не может ограничиваться действиями следователя, как бы талантлив он ни был. Если следствие, судебный процесс являются в детективе лишь фоном, на котором разворачивается история человеческих судеб, если писатель исследует какое-то общественное явление, отражает социальные процессы, происходящие в обществе, то, вероятно, это - настоящая литература", - ответил писатель.
В память о нашем знакомстве он подарил мне свою книгу "Следователи" с дарственной надписью.
© Photo : Из личного архива Василия ГолышкинаКнига Анатолия Безуглова с дарственной налписью и автографом автора, подаренная журналисту Sputnik Казахстан Василию Голышкину
Книга Анатолия Безуглова с дарственной налписью и автографом автора, подаренная журналисту Sputnik Казахстан Василию Голышкину
© Photo : Из личного архива Василия Голышкина
Поскольку Анталий Алексеевич на следующий день после нашей встречи улетал в Москву, он не смог вычитать мое с ним интервью. Но попросил прислать ему газетную публикацию.
Признаюсь, с трепетом выполнил его просьбу, боясь, что он раскритикует написанное мною. Или вообще не ответит, в силу своей занятости. Но я ошибся дважды.
Во-первых, Анатолий Алексеевич ответил, написав мне письмо (электронной почты в то время еще не было). А во-вторых, интервью ему понравилось, и он даже предложил мне сотрудничество в недавно созданном юридическом клубе газеты "Неделя". Вот только оно почему-то не заладилось, о чем я очень сожалею.
PS Анатолий Алексеевич Безуглов, писатель, драматург и сценарист, телеведущий, академик, доктор юридических наук, профессор, почётный работник прокуратуры РФ, член Союза писателей РФ, заслуженный деятель науки РСФСР, лауреат литературных премий Союза писателей РФ, МВД СССР и РФ, автор 25 книг и семи пьес и сценариев к художественным фильмам, скончался 5 января 2022 года в городе Кисловодске. Ему шел 94-ый год.