Закон об агломерациях принял парламент: что изменится для Астаны, Алматы и Шымкента
10:25 22.12.2022 (обновлено: 12:27 22.12.2022)
© Sputnik / Владислав ВодневНур-Султан, вид сверху
© Sputnik / Владислав Воднев
Подписаться
АСТАНА, 22 дек — Sputnik. Депутаты сената приняли в двух чтениях поправки в закон по вопросам развития агломераций и сопутствующий к нему проект.
Как сообщил министр национальной экономики Казахстана Алибек Куантыров, сейчас в агломерациях страны имеются определенные дисбалансы в экономическом развитии, финансовом и человеческом потенциале между городом-центром и прилегающими районами.
"Основным фактором, способствующим возникновению дисбалансов, является неконтролируемый рост численности населения крупных городов и прилегающих к ним территорий. Так, за последние 10 лет население города Астаны увеличилось на 59%, Алматы - на 37%, Шымкента - на 67%", - сообщил министр.
Кроме того, значительно выросли территории городов. К примеру, территория Астаны с момента становления столицей выросла в 3 раза, территория Алматы за последние 10 лет выросла в 2,5 раза, а территория Шымкента увеличилась в 3,5 раза.
Куантыров отметил, что в крупных городах рост численности населения и территории вызывают ряд проблем:
увеличение нагрузок на все виды инфраструктуры;
строительство на окраинах города без привязки;
отсутствие или неправильная реализация проектов детальной планировки;
отсутствие удобной транспортной системы;
дефицит инфраструктурных, социальных, промышленных и других объектов.
"Одной из основных причин нескоординированного развития территорий является отсутствие нормативно-правовой базы, регулирующей развитие агломераций. В связи с этим возникает необходимость законодательного разделения функций между городом-центром и его пригородной зоной", - объяснил необходимость принятия закона министр.
Что изменится после принятия закона об агломерациях
В рамках законопроекта вводится компетенция местного исполнительного органа области, города республиканского значения, столицы в части резервирования земельных участков на территории населенных пунктов, которые входят в агломерацию, для строительства объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, финансируемого местными исполнительными органами столицы, городов республиканского значения.
Также предусмотрена возможность для акимата Алматы заключать договора внешнего заимствования с международной финансовой организацией в пределах установленного лимита долга для финансирования "зеленых" проектов в рамках реализации целей устойчивого развития.
Законопроектом предусмотрено применение повышающего коэффициента к прогнозному объему затрат по бюджетным программам развития для бюджета Астаны и Алматы при определении трансфертов общего характера на трехлетний период. Основной законопроект включает определение термина "агломерация" и соответствующие критерии, определяющие агломерации.
Состав агломерации будет формироваться уполномоченным органом-министерством национальной экономики. Он утверждается постановлением правительства. Вместе с тем, правила включения населенных пунктов в состав агломераций и ведения их перечня будут утверждены приказом министерства.
В этой связи основными критериями определения агломераций признаются:
административный статус центрального города;
демографическая емкость;
логистический потенциал;
экономический потенциал.
После принятия законопроекта в соответствии с этими критериями в качестве "агломераций" будут определены Алматы, Астана, Шымкент и, возможно, другие областные центры.
Законопроектом внедряется новая модель управления агломерациями. На региональном уровне будут созданы советы местной агломерации. Они будут функционировать как площадка взаимодействия местных исполнительных органов города и прилегающей области по решению конкретных вопросов для скоординированного развития территории агломерации.
В состав местного совета будут входить представители двух акиматов и маслихатов, а также представители национальной палаты предпринимателей и неправительственных организаций. Местный совет будет вырабатывать предложения по задачам и мерам, направленным на поддержку развития агломерации.
Для обеспечения устойчивого социально-экономического и скоординированного развития местным советом будет разработан комплексный план развития агломерации. Комплексный план будет включать объемы и источники финансирования, сроки реализации, ответственных исполнителей, ожидаемые результаты.
На республиканском уровне нерешенные на уровне регионов вопросы по развитию агломераций будут вынесены на рассмотрение совета по агломерациям, который является консультативно-совещательным органом при правительстве. В рамках основного и сопутствующего законопроектов акиматы регионов наделяются 25 дополнительными полномочиями.
11 полномочий – в рамках основного законопроекта. 14 полномочий – в рамках сопутствующего. Так, в соответствии с основным законопроектом акиматы центрального города и прилегающих областей будут участвовать в совместном решении вопросов местного значения на территории агломерации, подготовке и подписании соответствующего соглашения.
Также акиматы будут участвовать в создании и деятельности местного совета агломерации, разработке комплексного плана развития агломерации. Кроме того, местные исполнительные органы городов центров координируют деятельность субъектов по реализации генерального плана развития пригородной зоны, организуют разработку проекта генерального плана, а также дают согласие на проекты госнормативов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
Законопроектом вносятся изменения и дополнения в 2 кодекса и 4 закона Казахстана, включая Земельный и Бюджетный кодексы, а также законы "Об особом статусе города Алматы", "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан", "О статусе столицы Республики Казахстан" и "Об общественных советах".
Принятый парламентом закон направлен на подпись президенту Казахстана.