Специалисты ЕАБР проанализировали, как менялась экономика Казахстана за последние 10 лет

© Sputnik / Абзал КалиевДоллар, иллюстративное фото
Доллар, иллюстративное фото - Sputnik Казахстан, 1920, 10.11.2022
Подписаться
По данным аналитиков, последнее десятилетие рост экономики Казахстана ежегодно составлял 3,9%
АЛМАТЫ, 10 ноя — Sputnik. Евразийский Банк Развития в докладе об экономике Центральной Азии опубликовал данные о ключевых секторах экономического развития Казахстана.
По данным экспертов ЕАБР, в период времени с 2010 по 2021 годы в среднем ежегодный рост экономики страны составлял 3,9%. На сегодняшний день они отмечают три ключевых сектора, формирующих ВВП страны.
"Ключевыми секторами экономики Казахстана являются услуги, горнодобывающая и обрабатывающая промышленность. Эти сектора сформировали 54%, 14% и 14% ВВП со ответственно в 2021 году. Среди отраслей сферы услуг лидером является оптовая и розничная торговля (16,8% ВВП). Основу промышленности формируют добыча нефти (35% от общего объема промышленного выпуска) и металлургическое производство (20,7%). Доля обрабатывающей промышленности растет с 2019 года, в том числе за счет расширения производства металлов и выпуска машиностроительной продукции", - сообщается в докладе Евразийского Банка Развития.
При этом они отметили, что в течение 10 последних лет Казахстану удалось с минимальными потерями справиться с рядом шоков, которые тормозили экономическое развитие страны. В первый раз рост экономики начал замедляться с 2014 года на фоне снижения мировых цен на нефть и металлы. Во второй – в 2020 году в связи с пандемией COVID-19.
"Однако меры государственной поддержки смягчили негативные последствия внешних шоков. В частности, программы инфраструктурного развития "Нурлы жол" и "Нурлы жер" оказали поддержку экономике в 2014–2015 годах на фоне снижения мировых цен на нефть. В 2020 году для уменьшения негативного влияния пандемии COVID-19 власти задействовали антикризисный пакет мер, оцениваемый в размере 8,7% ВВП. Противостоять череде внешних потрясений властям Казахстана позволяют накопленные запасы прочности, которые государство создало в результате эффективного распределения нефтяных доходов", - объяснили аналитики ЕАБР.
Особое внимание в докладе эксперты уделили мерам государственной политики, направленным на повышение эффективности рынка и расширение конкурентной среды. Так, по оценке Организации экономического сотрудничества и развития, в 2010–2011 годах на долю госпредприятий приходилось 30–40% ВВП, а к концу 2019 года доля государственного участия снизилась до 16% ВВП.
Также отмечается, что Казахстан реализует Комплексный план приватизации на 2021–2025 годы. Ключевая цель программы — снижение доли участия государства в экономике до 14% ВВП к концу 2025 года. Однако эксперты отмечают, что для устойчивого роста экономики страны существуют и препятствия.
"Нефтегазовая отрасль и металлургия обеспечивают более половины выпуска всего промышленного производства. Доля трансферта из Национального фонда в общем объеме поступлений в государственный бюджет за 2007–2021 годы составила в среднем 27%. Экспортная выручка в среднем за период 2001–2021 годы на 81% обеспечена поставками за рубеж нефти и металлов. Как следствие, в периоды снижения мировых цен на сырьевые товары экономика Казахстана оказывается под давлением внешних шоков, так как уровень диверсификации экономики пока еще недостаточен для обеспечения устойчивой динамики роста", - говориться в докладе.
Тем не менее, особенно в последние годы государственная политика Казахстана направлена на переход к диверсифицированному устойчивому росту экономики. Перестройка экономики, по словам аналитиков, становится очевидной: доля горнодобывающей промышленности в структуре ВВП снизилась с 19% в 2010-м до 14% в 2021-м году, а доля обрабатывающей промышленности соответственно выросла с 11% до 14%.
Положительную оценку эксперты ЕБР дали и действиям Национального банка Республики Казахстан в августе 2015 года, когда был осуществлен переход от режима фиксированного обменного курса валют к политике таргетирования инфляции и свободному курсообразованию. Основной причиной принятия такого решения выступила масштабная девальвация тенге в 2015–2016 годах на фоне значительного падения цен на нефть.
"Новая политика позволила Национальному банку стабилизировать инфляционные ожидания и взять под контроль динамику инфляции. В период с 2018 по 2020 годы инфляция устойчиво находилась в пределах целевого ориентира. Эффективность режима инфляционного таргетирования была наглядно продемонстрирована в период кризиса, вызванного пандемией COVID-19. Несмотря на существенное снижение цен на нефть в 2020 году, инфляция и стоимость внутреннего кредитования в 2020–2021 годах оставались более устойчивыми по сравнению с шоком 2014–2016 годов", - уточнили эксперты.
Они напомнили, что следование режиму фиксированного обменного курса приводило к расходованию золотовалютных резервов, ухудшению конкурентоспособности казахстанских товаропроизводителей и повышению инфляционных ожиданий.
Также в ЕАБР отмечают, что сегодня размер государственного бюджета Казахстана относительно ВВП находится в характерных для региона Центральной Азии пределах. В среднем за 2017–2021 годы доходы государства составили 19,4%, а расходы — 21,8% ВВП.
Лента новостей
0