"Серые" сертификаты соседних стран приводят к увеличению контрафактной продукции
16:02 21.09.2022 (обновлено: 16:12 21.09.2022)
© Sputnik / Тимур БатыршинФлаги стран ЕАЭС
© Sputnik / Тимур Батыршин
Подписаться
АСТАНА, 21 сен — Sputnik. Подтверждение соответствия кыргызскими и российскими органами по сертификации превращается в торговлю сертификатами. Это приводит к легализации и беспрепятственному обращению на территории Казахстана бесконтрольно контрафактной и небезопасной продукции.
Об этом заявили в ходе заседания Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции Нацпалаты предпринимателей "Атамекен" под председательством Каирбека Сулейменова.
Как отметили в НПП, услугами кыргызских компаний активно пользуются и казахстанские предприятия. Документы об оценке соответствия не только для таможенных процедур, но и для выпуска на рынок продукции, без проведения испытаний и обследования производства можно получить за 1–3 дня и по привлекательной цене (30–50 тыс. тенге), хотя полноценное подтверждение соответствия стоит на порядок выше. Из-за демпинга цен и жестких условий, в которых оказались казахстанские лаборатории, за три года снижение объемов оценки соответствия отечественными органами аккредитации сократилось в два раза.
"Отечественная система технического регулирования становится парализованной, а рынок потребления открыт для реализации некачественной продукции. Исправление ситуации требует оперативного разрешения и принятия уполномоченными органами адекватных решений. Положение в отрасли может стать необратимым и непоправимым. Это разрушит систему технического регулирования и приведет к банкротству казахстанских субъектов аккредитации", – отметил Каирбек Сулейменов.
Такие же органы по подтверждению соответствия имеются и в Казахстане. Более того, отметили в НПП, они, несмотря на финансовую нагрузку, развивают и поддерживают лаборатории, вкладывая собственные трудовые, финансовые и материальные ресурсы. В отрасли работают 1 500 экспертов, 68 органов по подтверждению соответствия продукции и услуг, 955 испытательных лабораторий и центров.
Между тем, по данным национального реестра Кыргызстана, за семь месяцев текущего года в рамках ЕАЭС из 58 088 документов (сертификатов соответствия) 28 765 выданы по заявкам казахстанских предпринимателей.
В ходе заседания стало известно, что отечественные субъекты аккредитации находятся в более жесткой регуляторной среде, в этой связи они оказались в неравном положении по сравнению с субъектами аккредитации России и Кыргызстана.
Совет по защите прав предпринимателей отмечает, что проводимая уполномоченным органом реализация государственной политики в области технического регулирования проводилась без учёта формирования законодательства других государств ЕАЭС, а также без детального прогноза возможных рисков и вызовов при внедрении новых инструментов технического регулирования. В частности, работа по цифровизации сертификации и оценки соответствия была внедрена в одностороннем порядке до правовой регламентации ее применения в решениях и правовых актах ЕАЭС, а информационная система "Е-сертификация" до сих пор не доработана.
По итогам заседания Совет направил несколько рекомендаций министерству торговли и интеграции Казахстана:
подготовить и вынести на рассмотрение подкомитета при Консультативном комитете в области государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов ЕАЭС материалы о нарушениях технических регламентов российскими и кыргызскими юридическими и физическими лицами и добиться принятия мер по пресечению и устранению последствий допущенных нарушений;
при формировании целостной и эффективной политики в сфере технического регулирования и метрологии проводить мониторинг законодательства других государств ЕАЭС и прогнозировать возможные риски при внедрении новых инструментов технического регулирования, чтобы исключить ограничение прав и интересов национальных предпринимателей;
для повышения конкурентоспособности казахстанского бизнеса проанализировать квалификационные требования при аккредитации и регуляторные инструменты, предъявляемые к отечественным органам соответствия, чтобы исключить положения, влекущие увеличение на них финансовой или иной нагрузки, чем требования, предъявляемые в соответствии с законодательством государств ЕАЭС и другой международной практики;
активизировать деятельность госконтроля и надзора, шире применять меры административной и иной ответственности за их нарушение.