Три года вместо расстрела, или История одной поездки, обернувшейся двойным убийством

© Photo : Пресс-служба департамента полиции Северо-Казахстанской областиНож
Нож - Sputnik Казахстан, 1920, 21.08.2022
Подписаться
Родственники убитых и помощник Генпрокурора РК просили оставить смертный приговор коллегии Павлодарского областного суда без изменений. Почему кассационная инстанция приняла такое решение?

"Подвезите, пожалуйста!"

Вечером 21 ноября 1992 года 31-летний Янарс Мусаев ехал домой на своей автомашине от знакомой девушки. Настроение было прекрасное, и поэтому, когда его остановили парень с девушкой и попросили подвезти их, он, не раздумывая, согласился. Если бы он знал, чем закончится этот рейс… Но нам не дано предвидеть свою судьбу.
Сначала его пассажиры забрали из дома еще одну свою знакомую, а затем подъехали к многоэтажке по улице Тургенева. Из двора дома навстречу им выехал фургон. Вышедший из него молодой человек направился во двор. В это время из дома вышли два парня. Увидев их, мужчина с девушками, которых привез Янарс, подошли к ним, и стали о чем-то говорить. Как выяснится позже, его пассажиры приехали в гости к этим парням.
Мусаев уже собирался уезжать, но тут к нему подошел молодой человек, который вылез из фургона. Он заглянул в машину, поздоровался и спросил: "Как дела у Инала?".
Янарс его не знал, но понял, что это знакомый его младшего брата. Парень назвал свою фамилию - Пшеничников. Он сел в салон, и они разговорились.
Вдруг к машине подошли два парня, только что общавшиеся с пассажирами Янарса. Как выяснится потом - Алтынбаев и Нургалиев. Ни с того, ни с сего, схватив Пшеничникова за куртку, они вытащили его из салона, отвели к багажнику, и несколько раз ударили по лицу.
Удивленный происходящим Мусаев вышел из машины.
- Ребята, за что вы бьете парня?
- Не встревай!
Его спокойные слова подействовали на нападавших, как красная тряпка на быка. Оставив в покое свою жертву, они неожиданно набросились на Янарса. Получив несколько ударов в лицо и в грудь, он стал отступать от парней, пытаясь их успокоить. Но Алтынбаев схватил его двумя руками за шарф и стал душить. А Нургалиев, словно боксерскую грушу, колотил Янарса кулаками в живот и лицо. Удары были очень сильными. Как выяснится потом, Нургалиев был кандидатом в мастера спорта по борьбе самбо, его приятель тоже с юных лет занимался этим видом спорта.
Янарсу как-то удалось вырваться. Скинув с себя шарф и шапку, он отбежал от парней, но те его догнали, и избиение продолжилось. Мусаева повалили на землю и стали пинать. Он просил нападавших отпустить его, уговаривал успокоиться, но те не реагировали.
Все это время пыталась остановить избиение и одна из пассажирок Янарса, пытаясь оттащить от него парней и крича, что он водитель автомашины, на которой она с друзьями приехала к ним.
Но вошедшие в раж спортсмены, не слушали девушку, материли и отталкивали ее от себя. Подбежала и ее подруга, но, видя, что остановить парней невозможно, отошла.
Янарсу все-таки удалось подняться на ноги. Он сбросил себя куртку и стал отбиваться от нападавших.
Наконец, они, вроде, успокоились, и Алтынбаев даже обнял избитого со словами: "Братан, все, все…".
Но подбежавший его приятель снова набросился на свою жертву. Тогда и Алтынбаев, за компанию, тоже принялся колотить Мусаева. "Не подходите!"
И тут Янарс вспомнил, что у него в куртке лежит кнопочный нож. Он вытащил это оружие, раскрыл его и стал размахивать им перед собой, крича, чтобы парни не подходили к нему.
Убивать он никого не хотел, хотел только, чтобы они отстали от него, и он смог уехать, скажет потом Мусаев на следствии и в суде. Но два друга продолжали бросаться на него. И тогда Янарс ударил своим оружием Нургалиева. Схватившись за живот, тот сразу же отошел в сторону.
- Не лезь, у него нож, - крикнул раненый своему другу. Но тот продолжал нападать на ни в чем не повинного мужчину. Янарс, размахивая ножом, попал нападавшему в грудь. Но и это Алтынбаева не остановило, и он, набрасываясь, получил еще два удара. Только после этого отстал от Мусаева.
Янарс сел в свою машину, в которой уже находился Пшеничников, и умчал с места происшествия. По дороге он высадил парня и поехал домой.
Как оказалось, удары, которые нанес нападавшим парням Мусаев, оказались смертельными. Никого из двоих пострадавших медикам спасти не удалось.
Янарса стражи порядка задержали, нашли всех свидетелей этого конфликта.
Они подтвердили, что пострадавшие, ни с того ни с сего, напали сами. Вначале на Пшеничникова, а затем - на Мусаева.

Приговоренный к смерти

Пшеничников рассказал, что в тот вечер, 8 мая, он был слегка выпивши и направлялся в гости к другу. Но водитель фургона, который взялся подвезти, почему-то высадил его около дома по улице Тургенева. Он не мог сориентироваться, где находится, и, увидев у подъезда дома двух незнакомых парней, как позже выяснилось, Нургалиева и Алтынбаева, спросил у них, как пройти на улицу 1 Мая? Они показали ему рукой направление.
В это время у подъезда остановилась машина, из которой сначала вышла одна девушка, а потом ещё парень и девушка, водитель остался один. Он подошел к нему, чтобы попросить отвезти по нужному ему адресу. Водителем оказался старший брат его знакомого Инала. Он знал, что Янарс работал продавцом в овощном магазине. Поэтому спросил, как дела у его брата. Мусаев предложил ему сесть в салон, они разговорились.
В это время к машине подошли двое парней, у которых он спрашивал, как ему найти нужный адрес. Его схватили за куртку, вытащили из салона авто и стали избивать. Янарс вышел из машины и поинтересовался у парней, за что они на него напали? Тогда они стали избивать Мусаева. Испугавшись, Пшеничников сразу же залез опять в машину.
Его показания не противоречили показаниям девушек и мужчины, которых Янарс подвез к этому дому.
Но следствие, а затем судебная коллегия облсуда отвергли показания Пшеничникова по той причине, что он был выпивши. А показания девушек, пытавшихся остановить избиение, и приехавшего с ними мужчины, признали ложными. Из-за того, что, что некоторые элементы избиения Мусаева - как пинали его, лежавшего на земле, и как он махал впереди себя ножом - двое из этих свидетелей не видели.
Кроме того, у Мусаева были изъяты четыре ножа, признанные холодным оружием. Исходя из этого, судебная коллегия Павлодарского областного суда вынесла ему приговор по двум статьям Уголовного кодекса. По статье "Умышленное убийство двух и более лиц" - смертную казнь - расстрел.

Три года вместо расстрела

Однако судебная коллегия Верховного суда не согласилась с этим приговором.
Она сочла, что "проанализированные доказательства достоверно и объективно подтверждают показания Мусаева о том, что потерпевшие вели себя противоправно. И на его просьбу не избивать Пшеничникова, Нургалиев и Алтынбаев подвергли избиению его самого, причинив телесные повреждения, порвав на нём одежду".
Пшеничников действительно был в нетрезвом состоянии, однако его показания согласуются с показаниями других свидетелей.
Причины того, что двое из них не видели, как нападавшие пинали лежавшего на земле Мусаева, и как он размахивал перед собой ножом, прося нападавших отойти, они назвали сами.
Двое из них находились далеко от места побоища, при этом, мужчине его загораживала автомашина Мусаева, а девушке мешало слабое зрение и то, что она появлялась там эпизодически. Проанализировав все эти доказательства судебная коллегия Верховного суда нашла их достоверными, "так как они согласуются между собой, дополняя друг друга, ничем не опорочены".
При этом пришла к выводу, что Мусаев действовал в состоянии необходимой обороны, но превысил ее пределы. Применение им для защиты ножа и причинённый им вред потерпевшим - "не вызывались конкретной обстановкой, и не соответствовали характеру интенсивности нападения". Тем более, что потерпевшие не были вооружены, их действия сдерживали две девушки.
В связи с чем, коллегия Верховного суда переквалифицировала действия Янарса Мусаева со статьи "Умышленное убийство двух и более лиц" на статью "Убийство при превышении пределов необходимой обороны". Вторая, вмененная ему в приговоре статья "Ношение, хранение, приобретение кинжала, финского ножа или другого холодного оружия", признана обоснованной.
При назначении наказания коллегия приняла во внимание положительную характеристику с места работы и места жительства, отсутствие судимости, раскаяние в содеянном. Но, вместе с тем, учла тяжкие последствия действий осужденного - смерть двух лиц.
В связи с этим, она, по совокупности преступлений, путём поглощения менее строгого наказания более строгим, окончательно назначила Янарсу Мусаеву три года лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной трудовой колонии общего режима.
(Имена и фамилии изменены)
Лента новостей
0