Почему животные счастливее человека — о звериной агрессии в людях

© Photo : Рixabay.comАгрессия, угнетение, иллюстративное фото
Агрессия, угнетение, иллюстративное фото - Sputnik Казахстан, 1920, 02.05.2022
Подписаться
Однажды я искал в Сети видео про собак — собирался взять щенка и решил найти пособие о содержании конкретной породы. И неожиданно наткнулся на интересный ролик о том, почему собаки бывают агрессивными.
На видео был взрослый мастиф, который почему-то злился на весь мир: не умел играть с другими собаками, рычал на любого, кто находился в радиусе пяти метров. В общем, пес выглядел психически нездоровым и опасным для окружающих. Про таких говорят "несоциализированный".
Затем к этой собаке, на которую предварительно надели намордник, подошел опытный кинолог. Просто подошел и начал гладить. У пса аж глаза на лоб полезли от такой наглости. Мастиф явно не знал, что делать, и видно было, что он… подавлен и ему страшно.
Кинолог произнес: "Видите? Он просто боится. Это его защитная реакция. Видимо, в щенячьем возрасте он так и не понял, что можно доверять окружающим, и оттого испытывал постоянный страх перед всем на свете. А лучшая защита — нападение. Так он демонстрирует, что лучше с ним не связываться, а для меня этот месседж очевиден: "Мне страшно, поэтому я тебя укушу".
И тут я задумался. Оказывается, данная формула поведения вполне характеризовала меня самого. Я начал вспоминать многие ситуации из своей жизни, когда был агрессивен. Причиной всех без исключения был мой страх.
Например, банальная разборка на улице с агрессивно настроенными молодыми людьми. Если я чувствовал спокойствие, то, будь их хоть 15 человек, обходилось без рукоприкладства. Позже я сам удивлялся, как остался целым и невредимым. Но если я боялся, даже вариант "один на один" становился агрессивным. В такие моменты хотелось скорее ударить, чтобы избежать последствий для себя самого (в виде сломанного носа или синяка). "Лучше уж ты, чем тебя!" — кричал мне мозг.
Есть такое выражение: "Жестокость — сестра трусости". Именно это, думаю, является причиной избиений с особой жестокостью, когда человек повержен и уже толком не сопротивляется, а противнику все мало — он и по голове продолжает пинать, и в целом делает все, чтобы другой не встал в ближайшее время. Или даже никогда. Так ведь можно избежать возмездия.
Но это, как считают психологи, когда агрессия переходит в схватку. А когда она в "холодной" стадии? Когда люди просто раздражаются на других? Причем на всех подряд, даже на самых близких...
Здесь тоже есть параллель в виде страха. Причем опасность совсем не обязательно должна исходить от объекта агрессии. Просто, если человек кого-то боится, ему нужно вернуть себя в состояние спокойствия, и он начинает доказывать свое превосходство самому себе. Жаль, что это самоутверждение нередко происходит за счет тех, кто не может ответить. Помните же, как некоторые из нас кричат на детей? Мы готовы за любую провинность припомнить ребенку все прошлые грехи: не слушался в гостях, не убрал в комнате, испачкал новую рубашку и много-много чего еще. Все всплывает в памяти, и мозг находит объект раздражения. Беспомощный объект. Наверное, потому что мозг сам по себе труслив, постоянно во всем сомневается, ищет подвох, рационализирует, так сказать. А на самом деле просто печется о своей сохранности, как ни о чем другом на свете. Ну, окей...
Иногда агрессия необходима. Напускная — чтобы поставить на место того, кто посмел перейти все рамки. Обычно в таком состоянии человек не теряет самообладания. Но вернемся к тому, как психологи учат работать с настоящим гневом. То есть со страхом, как мы помним.
Чего мы чаще всего боимся? Остаться без работы, без денег, выглядеть глупо или смешно, быть отвергнутыми. Боимся за свое здоровье или здоровье близких. Боимся умереть, в конце концов.
Смотрите, как много всего мы пытаемся контролировать. Но если здоровье, заработок и "не выглядеть глупо" еще можно отнести к пунктам, за которые мы отвечаем сами (хотя все равно сомнительно), то, согласитесь, есть много других вещей, которые нам неподвластны, но беспокоят нас каждый день. И что с ними делать? Да ничего.
Говорить себе, что все будет хорошо, по-моему, немного глупо. Все будет так, как будет. Другое дело, как мы относимся к этому. Опять же, можно — со страхом и агрессией, а можно — спокойно. Кто-то сравнил жизнь с рекой: плывешь по ней, наблюдаешь разные виды. Иногда — красивые пейзажи, иногда — нелицеприятные и ужасные сцены. Но мимо всего этого — как плохого, так и хорошего — река рано или поздно пронесет. То есть хочется сказать, что нет ни одной долговечной эмоции: и радость проходит, и печаль. Что же может остаться? Внутреннее спокойствие. Это когда ты уже ничего не боишься, о прошлом не беспокоишься, о будущем не тревожишься. Ты принимаешь жизнь со всеми ее минусами и плюсами — такой, какая она есть. Независимо от того, нравятся тебе ее дары или нет.
Как думаете, способна собака понять, что можно не бояться? Оказывается, способна. Много примеров того, как агрессивные собаки научились жить без агрессии, без страха. Становились уверенными, полноценными — социализированными, как сказал бы кинолог. Знаете, иногда мне кажется, что животные намного счастливее людей, потому что живут инстинктами. Делают, что хотят. Не делают, чего не хотят. И не беспокоятся. Это так просто и так сложно для многих из нас.
Итак, что собой представляет агрессия и как с ней бороться? Прежде всего гнев — это страх. Загляните в свою злость, и вы найдете его там. Когда страх обнажается, признаться себе в нем — значит, почти избавиться от него. Это и есть ступенька на пути к внутреннему спокойствию. Это ежедневная работа над собой — сложная, долгая. Но она того, думаю, стоит.
Лента новостей
0