Личный бренд: как заявить о себе в соцсетях и с чего начать?

Селфи - Sputnik Казахстан, 1920, 05.03.2022
Подписаться на
Yandex newsTelegram
"Сначала ты работаешь на репутацию, а потом она работает на тебя" - эта расхожая фраза наиболее емко отражает суть такого понятия как "личный бренд".
Эксперты в один голос твердят, что сильный личный бренд нужен каждому, так как именно он помогает выделиться среди конкурентов.
О том, правда ли без него не обойтись ни одному современному специалисту, с чего начать его продвигать и какие инструменты для этого использовать в 2022 году, корреспондент Sputnik Казахстан узнал у маркетологов, специалистов в области PR и по личному бренду, основателей PR-агентства Yancen Group Павлом и Ольгой Янцен.
© Photo : из личного архиваПавел Янцен и Ольга Янцен, основатели PR агентства Yancen Group
Павел Янцен и Ольга Янцен, основатели PR агентства Yancen Group - Sputnik Казахстан, 1920, 05.03.2022
Павел Янцен и Ольга Янцен, основатели PR агентства Yancen Group
Имена четы Янцен в Нур-Султане известны многим представителям бизнес-сообщества, блогерам и тем, кто задумывался над повышением своей узнаваемости в социальных медиа. Впрочем, свой личный бренд, который работает на них, Павел и Ольга уже построили за более чем восемь лет в сфере маркетинга, PR и event-индустрии. Занимаются продвижением и монетизацией экспертов и предпринимателей.
Павел, Ольга, объясните, что такое личный бренд?
Ольга: Это очень частый вопрос и многие люди действительно не знают или не понимают что это такое. Просто бренд понятно – Coca Cola, Sprite и так далее. Если объяснять совсем просто, то мы сразу приводим такие имена как Стив Джобс, Игорь Рыбаков и так далее. То есть личный бренд – это имя человека, которого знает определенная аудитория. Состоит из двух понятий – репутация и охват. Репутация в данном случае широкое понятие, в которое входит и то, как человека воспринимает аудитория, и его экспертность, и позиционирование, и хобби, и увлечения, и внешний вид и так далее. А охват – это аудитория, которая вас знает. И не важно, это 10 человек, 10 тыс. человек, или он медийная персона и его знают сотни тысяч или миллионы человек. Но чем лучше репутация, и чем больше людей знает того или иного эксперта, тем сильнее его личный бренд.
Что дает личный бренд?
Ольга: Продвижение личного бренда – это лучший тренинг личностного роста, поэтому хотелось бы, чтобы люди его развивали. Это дает очень много плюшек – и монетизацию или увеличение прибыли, и уверенность в себе тебя замечают, ты получаешь уважение среди коллег и даже семьи. Безусловно это еще и безопасность. Сегодня, когда в мире может произойти все, что угодно, сила соцсетей мощнее, чем какие-то личные связи, потому что в таком случае ты надеешься только на одного человека, а публичным людям с сильным личным брендом помогает большое количество людей, причем искренне и по отклику внутри себя, а не потому что вроде как надо.
Ведь само по себе понятие "личный бренд" в Казахстане появилось совсем недавно. Когда вы сами о нем узнали и поняли, что за ним будущее?
Ольга: Сами мы с этим понятием, вернее, пониманием познакомились в 2010 году, когда поженились. Павел работал фотографом, а я сидела в декрете. Тогда, конечно, мы само понятие для себя никак не формулировали, но оглядываясь на свой бэкграунд, мы сейчас понимаем, что всегда зарабатывали на своем имени. Мы никогда не развивали просто бренд компании, а всегда связывали его с реальным человеком, лицом. Но это было по наитию. А вот уже само понятие к нам пришло, когда мы работали с одним из известных в городе мультибрендовых бутиков . Вот тогда мы и осознали, что как только у бренда появляется лицо, а еще лучше если несколько лиц, то узнаваемость бренда достигается быстрее. Это был 2017 год. Тогда я предложила развивать в соцсетях личный бренд топ-руководителей, но на меня смотрели как на умалишенную. А я переняла это с запада.
А всем ли он так важен и нужен этот личный бренд?
Ольга: Ответ однозначный – да. Сейчас не найдется человека, которому он не нужен. Потому что люди доверяют людям. Сегодня важно, чтобы за тем или иным продуктом стоял реальный человек. Мы с Павлом всегда продвигали свою компанию именно через свой личный бренд. Тогда просто этого понятия не было, но было достаточно легко и просто через свои социальные сети транслировать миссию и ценность своей компании, это работало гораздо эффективнее и сильнее. Но уже с конца 2017 года, в начале 2018, мы начали активно внедрять личный бренд в продвижении брендов компаний, над которыми мы работали, и мы поняли, насколько высокая эффективность, когда за компанией стоит лицо, а иногда даже не одно лицо, а несколько. Те же бренд-амбассадоры, либо же сами руководители компаний, топ-менеджеры. И это действительно работает. А уже когда началась пандемия, то тогда на гребне волны были те, у кого наработан сильный личный бренд. Они продвигали свои услуги через себя, потому что, повторю еще раз, люди доверяют людям.
Может ли быть сильный личный бренд у человека, которого, к примеру, всего пять тысяч подписчиков в Instagram?
Павел: Да. И, кстати, это очень частое заблуждение, что для больших заработков в соцсетях нужны миллионы подписчиков. Можно иметь 10 000 или 1 000 подписчиков, но быть прекрасным экспертом, известным в своей нише и зарабатывать посредством соцсетей неплохие деньги. И наоборот.
Ольга: Да, у человека может быть сильный личный бренд, если у него сильная репутация и высокая экспертность. И к тому же, попробуйте собрать 5 тыс. человек в одном месте, и вы увидите, какая это большая толпа. Есть люди, у которых два миллиона подписчиков, но тем не менее люди говорят: "Да какой он или она бренд?! Делает какую-то ерунду". То есть это говорит о том, что у человека нет репутации. И, кстати, сейчас многие миллионники сетуют на то, что охваты есть, а монетизации блога нет. Компании уже не платят серьезные деньги просто за количество подписчиков. Особенно тем, кто рекламирует все подряд. Для них теперь важна репутация блогера или инфлюэнсера. И тут возникает вопрос – как вообще строить эту репутацию?
И как же ее строить? С чего нужно начать, если ты решил продвигать личный бренд?
Ольга: Первое, с чего нужно начать – понять свою стратегию, чего на самом деле ты хочешь, что ты хочешь нести через себя в публичном пространстве, определиться с нишей. Второй момент – это не обязательно, но было бы здорово пойти к психологу или коучу и проработать страхи, именно мешающие продвигать личный бренд – страх публичности, боязнь того, что скажут люди, боязнь сглаза, синдром самозванца, когда человек неоправданно сомневается в своей экспертности и думает кому это вообще все нужно и так далее. Третий момент – нужно, наверное, пойти на обучение, курсы, потому что самому с нуля продвигать личный бренд будет сложно и долго. Нужно учиться создавать контент и все свои мысли, всю свою экспертность и даже хобби и увлечения научиться упаковывать, то есть, доносить это до людей правильно. Сейчас это видеоконтент, он самый актуальный. Нужно научиться продвигать себя, работать с блогерами, запускать таргетированную рекламу, организовывать собственные мероприятия, где вы можете собирать свою целевую аудиторию и презентовать свой продукт или экспертность.
Исчерпывается ли личный бренд только соцсетями?
Ольга: У многих ошибочное мнение, что достаточно продвигать свой личный бренд только в соцсетях, вещать на своей странице о себе, своей экспертности, бизнесе и на этом все. На самом деле, каналов коммуникации больше – это и соцсети, туда входит и Instagram, и TikTok, и Facebook, и YouTube-канал, и подкасты, и создание собственных мероприятий оффлайн, а также публичные выступления, когда вы выступаете как спикер, участие в различных сообществах, активный нетворкинг. На самом деле, каналов коммуникации очень много и нужно стараться охватить как можно больше. Поэтому нет, личный бренд не ограничивается только соцсетями.
Есть какие-то критерии для успешного построения личного бренда или, может, какие-нибудь качества, которые необходимы для его построения?
Ольга: Есть два критерия успешного продвижения личного бренда – высокая экспертность и психологическая проработка. Под психологической проработкой я подразумеваю принятие себя, когда человек не зациклен на своих внешних недостатках, отсутствие страха публичности и прочих страхов из серии "ұят болады" (стыдно), "көз тиеді" (сглазят) и так далее.
Павел: Есть еще один критерий, он касается денег. Важно, чтобы человек не был мотивирован только финансово. Если он хочет быстро и сразу заработать много денег на личном бренде, то это заведомо проигрышный вариант.
Легче продвигать бренд компании или личный бренд человека?
Ольга: Компании. Потому что там продуктом является соответственно сама компания как таковая, ее продукт. Это не человек, у которого есть комплексы и страхи, которые нужно прорабатывать. Лицом компании можно поставить кого хочешь, найти бренд-амбассадора. Сейчас, кстати, у всех компаний есть бренд-амбассадоры, лица, которым дается доля компании. Пусть это 0,001% чистой прибыли Dior, но, чтобы условно Натали Портман никуда не убежала через годовой контракт.
А кого лично вы никогда не возьмете на продвижение?
Ольга: Однозначно сетевой маркетинг, финансовые пирамиды, эзотериков, астрологов и так далее. Ничего не имеем против, просто не хотим. Отказываемся от алкогольных брендов, табачных компаний, ставок и с людьми, которые этим занимаются, тоже не работаем. А все остальное - welcome (добро пожаловать).
Павел: Мы не продвигаем сетевой бизнес, потому что там слишком агрессивная реклама самого продукта. Да, есть сетевые компании классические, они вреда никому не наносят, а есть пирамиды, но и там, и там слишком сильная навязчивость и даже какой-то фанатизм. Любое общение с клиентом - это всегда прямая и агрессивная реклама в лоб. Ведь эксперт-несетевик никогда не будет так навязывать свой продукт, а в сетевом, как правило, действует именно такой метод.
Какие главные тренды в Instagram в 2022 году?
Ольга: Reels, видеоконтент, это в первую очередь. И обязательно с субтитрами, это важно, потому что по статистике 60% людей смотрят видео без звука. Нужно заинтересовать внимание человека в первые три секунды, потому что у многих клиповое мышление, люди сегодня не готовы тратить время.
Павел: Я не очень люблю такие громкие слова и выражения вроде "это в тренде в 2022", на самом деле в этом году в тренде все то же самое, что было популярным и в прошлом году, только еще появились Reels, но они появились еще в прошлом году. И если вы уже прямо сейчас начнете их снимать и запрыгнете в этот вагон, то в дальнейшем, когда алгоритмы будут менее лояльными, вам будет проще. Также в риллз, как и в тиктоке, важен заголовок. То есть даже если начало затянуто, но интересный заголовок, то он сможет задержать пользователя и заставить подождать. Один из последних риллсов наших клиентов, который зашел аудитории, был про Kaspi. Заголовок звучал как "Новая схема мошенничества Kaspi". Даже если видео не очень интересное или там вообще нет ничего об этой схеме, то заголовок сам по себе привлек много людей и там уже будет много просмотров. Но я не призываю людей писать кликбейтные заголовки, а в итоге чтобы в видео было совсем про другое. Если этим злоупотреблять, то люди быстро это поймут, и вас никто не будет смотреть. Но заголовок очень важен.
А если это не просто Reels, а какое-то разговорное видео, то это правило трех секунд тоже уместно?
Павел: В разговорных видео частая ошибка у людей в том, что они здороваются. Этого не нужно делать, нужно переходить сразу к сути видео. Если видео выходит раз в месяц на YouTube, то это допускается, но даже на YouTube все видео у крупных блогеров начинаются со склеек из самых интересных моментов выпуска. А в Instagram тем более не нужно здороваться.
Reels – это, можно сказать, калька TikTok, они очень схожи. Принципы продвижения одинаковые или все-таки разнятся?
Павел: В целом, все одинаково. Но мы рекомендуем идти в Reels, потому что аудитория в TikTok уже сформирована и более избирательна. В Reels этого пока нет. Можно даже брать идеи в TikTok и выкладывать в Reels. Также очень значительное преимущество Reels в том, что в когда человек заходит в чей-то профиль в TikTok, то он не может ничего понять о человеке, его личность и он либо переходит в его Instagram, если там есть ссылка или еще куда-то. А в Reels, так как это внутри самого Instagram, ты переходишь в профиль, то не надо никуда переходить, просто просматриваешь публикации человека. Либо, если у человека есть какой-то проект на YouTube, то ты перейдешь, чтобы узнать что же там.
Как вы посоветуете вести страницу в Instagram новостному сайту? К примеру, Sputnik Казахстан.
Павел: Новостная страница считается больше пабликом и было бы классно, если бы в вашем профиле был один или несколько лиц, которые говорили бы. В тех же Reels. То есть, не просто картинки с заголовками, а именно чтобы лица были. Это было бы здорово, такого из казахстанских новостных порталов, по-моему, ни у кого нет.
А как быть с фотоконтентом? Ведь Instagram изначально создавался как платформа для выкладывания фотографий. Это еще актуально?
Павел: Фотографии тоже нужны экспертам и блогерам, но не нужно всю страницу наполнять только профессиональными фотографиями, это плохо. К примеру, когда после прямого эфира сохраняют эфир в ленте и на обложку ставят профессиональную, но никак не связанную с прямым эфиром фотографию, это тоже неправильно. Оставьте в качестве обложки кадр из этого же прямого эфира, это будет намного лучше. Аудитория сразу поймет, что это прямой эфир и захочет его посмотреть. Также не следует выкладывать мотивационные видео и фото не вашего авторства, взятые из интернета. Нужно больше вас, вашего лица, люди должны к нему привыкать, если вы хотите развивать свой личный бренд.
Актуальны ли профили, которые выверены до мелочей и фотографии идеально сочетаются друг с другом?
Павел: Когда видно, что над страницей в Instagram усердно работают визуализаторы, профиль идеально выверен, то это выглядит искусственно и такое ведение аккаунтов считается уже устаревшим. Но есть исключения – если человек занимается фотографией или он сам визуализатор, то в принципе это оцениваентся нормально, это его работа и через свой аккаунт он должен показать, что он умеет это делать. Но если это, к примеру, врач или психолог и у него красивая и идельная лента, то это, во-первых, не гармонично, а во-вторых, как правило, выглядит шаблонно. И еще один минус – человек ограничивает себя, он не может что-то ситуативное выложить, потому что это испортит ленту. У нас и среди учеников такое бывает. Когда мы спрашиваем у них, почему они не выложили тот или иной пост, они отвечают, что у них следующий пост уже запланирован.
Ольга: Контент должен быть живым и эффективным, прежде всего. От него должен быть толк. Конечно, работать с визуализаторами нужно и фотосессии делать тоже нужно, но необходимо еще и ситуативный контент встраивать в ленту.
Вы уже сказали, что человек, который только начал продвигать личный бренд, здесь и сейчас ничего не получит, а через сколько обычно получается? Можете ответить на примере ваших клиентов?
Ольга: Мы с клиентами заключаем наше сотрудничество на три месяца, это оптимальный срок, после которого человек получает гарантированный результат. Первый месяц мы с клиентом только понимаем, что и как, второй месяц – это ускорение, а третий – закрепление. Три месяца – это срок, после которого уже можно получить результат. И по прошествии трех месяцев человек уходит от нас самостоятельным, он уже многое сам умеет, понимает как все работает и в целом есть инструменты и знания, чтобы делать все самостоятельно.
Лента новостей
0