Кровавый скандал: как семейная ссора довела до тройного убийства - подробности дела

© pixabay.comРуки мужчины на стекле, иллюстративное фото
Руки мужчины на стекле, иллюстративное фото - Sputnik Казахстан, 1920, 27.02.2022
Подписаться
Тройное убийство шокировало один из казахстанских городов в начале 90-х: мужчина зарезал жену, тещу и свояченицу.
Почему уважаемый коллегами и соседями, ведущий здоровый образ жизни и очень любящий своих детей, мужчина решился на криминал, читайте в материале Sputnik Казахстан.

Кровавый скандал

Вечером 29 октября 1991 года жильцы одной из павлодарских пятиэтажек по улице Катаева услышали громкие голоса двух женщин из квартиры, где проживала семья Тажибаевых. Скандалы у них происходили довольно часто - соседи слышали, что супруга Балжан постоянно "пилит" своего мужа Узака. Если дома была ее мать, то она тоже становилась на сторону дочери, и тогда давление на мужчину удваивалось. Знакомым он рассказывал, что главная причина скандалов - нехватка денег в семье, хотя он работал, жена - тоже.
Жильцы сочувствовали Узаку, потому что был он человеком спокойным, любил своих детей - трехлетнего сына и двухлетнюю дочку - постоянно забирал их из яслей, гулял с ними во дворе. Никто никогда не видел его выпившим, он даже не курил. А жену его соседи знали, как женщину истеричную и скандальную.
К шуму в этой квартире они привыкли. И в тот октябрьский вечер никто не ожидал трагедии. Думали: поругаются, как обычно, и перестанут. Однако крики становились все громче, потом вдруг сильно завизжали дети, и вскоре все стихло.
Одна из соседок по лестничной площадке решила проверить, что все-таки произошло, и стала звонить в неспокойную квартиру. Там царило молчание. Потом, через две-три минуты дверь открылась, и оттуда выскочила сестра Балжан - Бейбитгуль. Была она вся в крови. Не обращая внимания на соседку, вбежала в ее квартиру.
Женщина заглянула в растворенную дверь Тажибаевых и замерла от ужаса. Прямо возле выхода лежала Балжан и стонала, а на ней сидел Узак и бил ее ножом. Весь коридор был забрызган кровью. Женщина в шоке побежала домой звонить в милицию. На своем диване она увидела спрятавшуюся у нее сестру Балжан, которая на ее глазах сползла на пол и потеряла сознание.
На шум выбежали другие соседи. Когда через некоторое время зашли в злополучную квартиру, то увидели там двух мертвых женщин - хозяйку и ее мать, и двух испуганных, заплаканных детей. Их забрала к себе соседка. Узака дома уже не было.
Соседи вызвали скорую помощь, но спасти пострадавших медики не смогли - у всех трех женщин - Балжан, ее матери и сестры - оказались травмы, несовместимые с жизнью. После судмедэксперты насчитают 25 ранений на теле 33-летней супруги и по несколько следов удара ножом на телах 61-летней тещи и 31-летней свояченицы убийцы.

Нож себе в сердце

В это время Узак Тажибаев, в куртке, перемазанной кровью, зашел к своей родственнице и попросил позвонить по телефону.
Он набрал номер родной сестры и произнес всего одну фразу: "Я убил жену, тещу, заберите детей".
Бросив трубку, он спросил разрешения от остолбеневшей от услышанного женщины сходить в туалет. Минуту спустя вышел оттуда и упал. На груди у него, в области сердца, расплывалось кровавое пятно и лежал складной нож с темной рукояткой, который он принес собой. После падения Узак был в сознании, попросил родственницу забрать его детей у соседей. В это время вошли родители женщины, она им все рассказала. Они вызвали скорую помощь, которая увезла Узака в больницу. Медики спасли ему жизнь.

"Ты неудачник!"

Узак и Балжан оформили свои отношения в ноябре 1987 года. Сперва проживали у его родителей в посёлке Ленинский. Затем нашли жилье в областном центре. Вскоре у молодых родилась дочь, а через год - сын. И Узак, и Балжан трудились: он - несмотря на высшее образование - плотником в передвижной мехколонне строительного треста, она - медсестрой в стоматологической клинике.
Все бы хорошо, но супруга постоянно твердила мужу, что он мало зарабатывает. Тем более, что у Узака это был второй брак, и ему приходилось еще выплачивать алименты на содержание сына по первому. Да и своей квартиры не нажил. Подливали масла в огонь раздора теща и сестра жены, живущая рядом, в поселке Ленинский, считавшие Узака неудачником.
Как потом расскажет он сам, Балжан вскоре стала открыто заявлять, что она его терпеть не может, и что у нее есть другой мужчина, на ее родине - в Семипалатинской области. Она туда часто ездила к матери, не спрашивая согласия Узака, и, издеваясь, звонила ему оттуда, рассказывая, что гуляет со своим любимым парнем. Отношения в семье стали конфликтными, ни о каком уважении к друг другу у супругов речь уже не шла.
А в середине сентября 1991 года из Семипалатинской области к ним, кроме тещи, приехала подлечиться еще одна сестра Балжан - инвалид второй группы Бейбитгуль. Она в частых семейных ссорах тоже поддерживала сестру с матерью.

Кровавая развязка

По словам Узака, 28 октября в очередной раз позвонила еще одна сестра Балжан и что-то наговорила теще. После этого, они вместе с его свояченицей накинулись на главу семьи с ругательствами. Узак ушел с дочкой в поликлинику. Когда вернулся, женщины продолжили нападки, заставив его съездить в поселок Ленинский и объясниться с сестрой жены.
В поселок он поехал, но там зашел не к сестре супруги, а к своей. Однако вскоре у нее появилась Балжан, закатившая скандал при родственниках Узака, даже хваталась за нож. Хозяева дома вывели ее на улицу, от греха подальше. Узак тоже уехал в Павлодар. Домой он не пошел, переночевал у знакомого аксакала Жубанова. Утром попросил его пойти вместе с ним, чтобы поговорить с тещей. Он еще надеялся на примирение. Но оно не произошло. Ругань повторилась, и вмешательство пожилого человека не помогло. Узак ушел на работу.
К концу дня он все-таки еще раз попробовал найти общий язык с женой и пришел к ней в клинику. Но и эта попытка сорвалась. А когда он вечером появился дома, теща и свояченица опять начали ругаться на него и оскорблять. При этом, Бейбитгуль даже сломала его очки. Женщины упрекали его в том, что он до сих пор не может получить квартиру, не достоин Балжан. Да и вообще, они заявили, что оба ребенка в семье - не от Узака.
Он еще больше расстроился, вышел на улицу, где поделился своей обидой с соседями. Когда вернулся в квартиру, оскорбления в его адрес продолжились. Пришедшая с работы Балжан тоже накинулась на него, рывком разорвала ему рубашку, обвинив, что он ездит в поселок Ленинский к проживающей там первой жене, с которой якобы их видели вместе на свадьбе его брата. А тёща еще ударила Узака чем-то по голове. После этого, он, по его словам, пошёл на кухню попить воды. Но Балжан показалось, что муж ударил ее мать, и она с ножом в руке заскочила на кухню.
При этом кричала: "За то, что ты ударил мать, ты будешь целовать её ноги!" Узак спросил у нее: правда ли, что дети не его, на что жена ответила, что она нагуляла их. Они с женой стали бороться за нож, тёща и свояченица бросились их разнимать. Дети были в спальной комнате, но не спали и кричали от страха.
Что было дальше, Узак, по его словам, не помнит. Очнулся уже в больнице…

Большинство - за подсудимого

На суде родственники убитых обвиняли Узака в жадности. Мол, Балжан рассказывала им, что за каждую покупку ей приходилось отчитываться перед мужем.
Коллеги подсудимого и соседи семьи, напротив, характеризовали подсудимого положительно. Руководитель предприятия, на котором трудился, Узак, сказал, что он всегда добросовестно выполнял свою работу, отношения в коллективе у него были хорошие.
Соседи семьи Тажибаевых говорили, что глава ее часто гулял с детьми на улице. Никогда не отказывал никому в помощи, одной из свидетельниц вставил стекла в квартире.
Положительного мнения были об Узаке и воспитатели детсада, куда он постоянно водил детей. Они характеризовали его, как заботливого отца. По их просьбе, он с любовью относился к детям, помогал делать игрушки для группы.
Даже первая супруга подсудимого рассказала на процессе, что муж любил порядок и чистоту, не выпивал, не курил, никогда не поднимал на нее руку. Жадным он не был, сына очень любил. Разошлись они, по ее словам, потому, что жили у родителей мужа в поселке Ленинский, и уезжать от них Узак категорически не хотел. А ее это не устраивало…
А вот про вторую жену Узака жильцы подъезда говорили, что она постоянно закатывала истерики.
Руководитель клиники, в которой работала убитая, охарактеризовала ее на суде, как добросовестную специалистку, но отметила при этом экспансивный характер и неадекватную реакцию Балжан на любые замечания.

Расстрел, замененный длительным сроком

Обсуждая вопрос о назначении Тажибаеву наказания, судебная коллегия, Павлодарского областного суда, несмотря на его первую судимость, положительную характеристику, частичное признание своей вины, наличие на иждивении трёх малолетних детей и, определённым образом, конфликтное поведение самих потерпевших, все же не сочла эти обстоятельства достаточными для смягчения участи подсудимого.
Принимая во внимание два квалифицирующих, отягчающих ответственность обстоятельства - особо повышенную общественную опасность и убийство не одного, а трёх лиц - женщин, одна из которых - инвалид второй группы, судьи назначили Узаку Тажибаеву исключительную меру наказания - смертную казнь - расстрел.
Однако, по помилованию Президента РК, смертная казнь осужденному была заменена 20 годами лишения свободы.
(Имена и фамилии изменены)
Лента новостей
0