Хлам на дорогах: почему авторынок в Казахстане стареет, рассказали эксперты

© Sputnik / Абзал КалиевЗима, пробки, машины, гололед. Иллюстративное фото
Зима, пробки, машины, гололед. Иллюстративное фото - Sputnik Казахстан, 1920, 30.12.2021
Подписаться
Средний возраст легковых автомобилей в Казахстане составляет 20 лет. Для сравнения: в России возраст автопарка составляет почти 14 лет, в Германии - 9,5 года
АЛМАТЫ, 30 дек — Sputnik. Центр анализа и мониторинга авторынка представил предварительные итоги на рынке новых автомобилей в Казахстане за 2021 год.
Авторы отчета отмечают, что на начало 2021 года автомобильный парк Казахстана (легковые автомобили и легкая коммерческая техника) составил 3,76 млн автомобилей, средний возраст которых 20 лет.
"Прослеживается тенденция к старению парка, несмотря на действие программы утилизации ВЭТС (взамен вышедших из эксплуатации транспортных средств). На начало 2017 года средний возраст автомобилей был на 1,5 года ниже, чем в текущем году, и составлял 18,5 года, а парк насчитывал 3,78 млн автомобилей", – говорится в отчете центра.
При этом 50% автопарка – 1,9 млн авто старше 20 лет, и еще 21% – возрастом от 10 до 20 лет, это примерно 800 тыс. авто. На долю машин возрастом до 10 лет приходится 29%, что составляет 1,1 млн авто.
Эксперты центра отмечают, что для сравнения возраст российского парка легковых автомобилей составляет почти 14 лет, в Великобритании – 8 лет, Германии – 9,5 года.

На тысячу жителей - почти 200 машин

Согласно отчету Центра анализа и мониторинга авторынка, уровень автомобилизации в Казахстане демонстрирует снижение. Если на начало 2016 года на тысячу жителей приходилось 215 автомобилей, к 2021 году показатель снизился на 7,5% и составил 199 авто.
Сколько платить за утильсбор на машину в Казахстане в 2022 году
"Во-первых, это обусловлено ростом населения Казахстана, на начало 2016 года число граждан нашей страны, по данным Бюро национальной статистики, составляло 17,7 млн, а на начало 2021 года уже 18,9 млн", – поясняет аналитики.
Другой причиной назвали недостаточность предложений на рынке доступных по цене авто. За 9 месяцев 2021 года, по официальным данным, средняя заработная плата казахстанцев составила 242 тыс. тенге, тогда как минимальная стоимость нового автомобиля в декабре 2021 года в Казахстане составляет 4,7 млн тенге за Chevrolet Spark и 5,29 млн тенге за Chevrolet Nexia.
Как поставить на учет автотранспорт с российскими номерами
Отмечается, что ситуацию усугубило приостановление финансирования программы льготного автокредитования в этом году и невозможность казахстанских автосборочных заводов удовлетворить спрос на новые автомобили в полной мере.
Если сравнить с другими странами, в России уровень автомобилизации выше, чем Казахстане, там на тысячу жителей на начало года приходилось 332 автомобиля.

Почти четверть авторынка занимают машины марки Chevrolet

Центр перечислил топ-20 брендов регистрируемых новых автомобилей Казахстана за 2019-2021 годы. Топ-5 наиболее популярных марок у казахстанцев в 2021 году являются Chevrolet – 24% рынка, на втором месте Hyundai – 20% рынка, на третьем месте – Toyota (14%). В пятерку также входят автомобили марки Kia и Lada, которые занимают 9% и 7% рынка соответственно.

Сколько в среднем стоит новый автомобиль в Казахстане

Средняя стоимость нового автомобиля по итогам 11 месяцев уходящего года составила 11,3 млн тенге.
"Наибольший прирост средней стоимости нового автомобиля в национальной валюте приходится на конец 2015-2016 гг. + 84%, что связано с девальвацией тенге. В 2017 году цены увеличились еще на 16%, в последующем отмечается рост цен в среднем на 8% в год до 2020 года. В 2020 году автомобили "подешевели" на 1%, что в первую очередь связано с программами "доступных автомобилей", – говорится в отчете.
Самая казахстанская машина не Toyota?
Рост средней стоимости в 2021 году по отношению к предыдущему году составил +24%, в первую очередь из-за общемирового роста стоимости продукции, отметили в Центре анализа и мониторинга.

Серый импорт

"Отношение "серых" автомобилей за 11 месяцев 2021 года составило 13% к проданным официальными дилерами авто, или 12,8 тыс. ед. (без учета GAZ). Отношение "серых" авто в целом повысилось на 3%, с 2018 по 2020 год оно составляло 10%. Это обусловлено снижением предложения на рынке связи с прекращением работы крупного игрока, мировым дефицитом автомобилей, отсутствием определенных моделей в линейке дилеров", – говорится в отчете.
Аналитики подчеркивают, что некоторые автомобили, с учетом оплаты всех необходимых платежей, выгоднее приобрести за границей, чем внутри страны.
Наибольшую долю в "сером" импорте составляют автомобили Toyota – 26% (3,3 тыс. единиц), на втором месте Нуundai – 17% (2,2 тыс. единиц) и на третьем KIA – 14% (1,8 тыс. единиц). В совокупности на эти 3 бренда приходятся 57% всех "серых" авто.
Лента новостей
0