История возникновения черной пятницы
Выражение "Черная пятница" (Black Friday) возникло во второй половине XIX века в США. Правда, тогда это не имело ничего общего с шопингом. В 1869 году в США произошел крах рынка, вызванный падением цен на золото. Экономика страны не могла оправиться от этого кризиса несколько лет.
Спустя сто лет первое значение "черной пятницы" забылось, и в 60-х годах XX века его начали использовать полицейские Филадельфии для обозначения автомобильных пробок. Каждый год в пятницу после Дня благодарения город заполняли желающие купить новогодние подарки. Они вызывали заторы на дорогах и столпотворения в магазинах, провоцируя недовольство офицеров полиции.
Современная трактовка этого термина в английском языке более позитивная – связана с идиомой "in the black" (то есть "положительный баланс"), она подразумевает, что многие продавцы "выйдут в плюс" в этот день.
Как подготовиться к "черной пятнице"
Сегодня черная пятница — это пятница после Дня благодарения в США (отмечается в четвертый четверг ноября). С нее начинается традиционный рождественский сезон распродаж. Обычай устраивать распродажи в этот день установился еще в XIX веке, а термин "черная пятница" в отношении распродаж начали использовать в 1966 году, вначале в основном на Восточном побережье США. Из-за того, что День благодарения приходится на четвертый четверг ноября, черная пятница выпадает в промежуток времени с 23 по 29 ноября.
Официальным праздником Черная пятница не является, но многие работники в этот день берут отгул, за исключением сотрудников розничной торговли, так как в этот день поток покупателей существенно возрастает. В черную пятницу магазины открываются очень рано — около 5 утра, а некоторые крупнейшие торговые сети — даже в полночь. Первым покупателям предлагаются серьезные скидки — от 50% до 80% — это делается для того, чтобы привлечь в магазины как можно больше покупателей.
О каких новых идеях говорили на TEDxAstana в 2021 году
Черная пятница в Казахстане
В начале 2010-х годов Черная пятница пришла в Россию. Там, несмотря на то, что Черная пятница проходит в ноябре, некоторые ритейлеры используют популярность и узнаваемость термина, и проводят похожие распродажи в течение всего года.
Вслед за Россией, но чуть позже, к всемирно известной акции присоединился и Казахстан. Сначала казахстанские предприниматели подхватили всеобщую лихорадку и постарались придать распродаже национальный оттенок, благодаря чему акция даже приобрела свое собственное название "Кибержума" ("жұма" в переводе с казахского "пятница"). Но вскоре казахстанская "Черная пятница" все больше стала напоминать российскую именно по специфике проведения: Black Friday затрагивает в основном интернет-магазины и учитывает как российский, так и азиатский рынок.
Несмотря на то, что в США история происхождения масштабной распродажи связана именно с розничным сегментом, в Казахстана и других странах СНГ акцию подхватили в первую очередь интернет-компании: они быстрее реагируют на изменения и особенности мирового рынка, постоянно находятся в поиске "подхода" к местным покупателям.
Как не разориться в период всемирной распродажи – советы эксперта
Сроки проведения черной пятницы
Чаще всего черная пятница, несмотря на название, длится не один день, а несколько. Стартуют большие распродажи в 00:00 26 ноября и завершатся в большинстве торговых точек 28 ноября в 23:59.
Активный период покупок приходится на первые три дня распродажи (с пятницы по воскресенье). Нередко многие магазины объявляют о продлении распродажи в случае наличия остатков, запланированных для распродажи и участия в акции.
В последние годы среди компаний появилась новая мода – начинать распродажу раньше всех. С одной стороны, это подрывает доверие покупателей и вводит в состояние полной неразберихи в датах начала и сроках проведения "Черной пятницы", но с другой стороны, помогает им выжить в условиях жесткой конкуренции.
В Казахстане предложили переименовать черную пятницу
Верховный муфтий Казахстана Наурызбай кажы Таганулы предложил заменить словосочетание "черная пятница" на "щедрую пятницу".
"Среди населения страны широко обсуждается акция под названием "черная пятница" (қара жұма), которая в последние годы используется как маркетинговый способ привлечения людей к массовой торговле. Слово "жұма" (пятница) в нашей религии и традициях означает священное, почитаемое понятие. Поэтому я бы хотел призвать владельцев торговых центров страны и всех граждан предпринимателей заменить слово "черная пятница" на "щедрая пятница" (жомарт жұма)", - обратился Верховный муфтий к бизнесу.
По его мнению, словосочетание "щедрая пятница" соответствует пониманию и менталитету нашего народа. Поскольку пятница – это священный день для мусульманского сообщества.