Традиция переезда....

© Sputnik / Владислав ВодневВечерний Нур-Султан, левый берег
Вечерний Нур-Султан, левый берег - Sputnik Казахстан, 1920, 20.11.2021
Подписаться
Колумнист Sputnik Казахстан рассказывает историю своей семьи, тесно переплетенной с историей страны, и рассуждает о том, как решения властей о "переделе" территорий влияют на судьбы людей

Вообще переезжать вместе со столицей из города в город - у нас в семье это традиция давняя. Мои бабушка и дедушка, родившиеся где-то в степях между Волгой и Уралом, переехали из первой столицы Казахстана Оренбурга в город Кызыл-Орду. Затем, в 1929 году, в новую столицу Алма-Ату. В 1997 году уже мне выпало переехать в самую новую столицу Казахстана. Город, который ныне называется Нур-Султан.

Переезды много чего значат в жизни людей. Так, не случись переезда моих дедушки и бабушки, моя мама родилась бы в другом городе, и тогда никакой истории нашей семьи могло не сложиться.

В новейшей истории Казахстана тоже случаются переезды или, если быть точным, переносы административных центров из одного города в другой. Двадцать лет назад в город Талдыкорган переместилась из Алматы областная администрация. Это позволило остановить стремительную деградацию самого города и прилегающих к нему сел и поселков. И теперь этот регион видится процветающим оазисом.

Есть в истории страны и обратные случаи, когда территории лишались своего областного статуса. В 1997 году было принято решение упразднить сразу пять областей: Жезказганскую (ее объединили с Карагандинской), Семипалатинскую (объединена с Восточно-Казахстанской), Талдыкорганскую (объединена с Алматинской), Тургайскую (разделена между Костанайской и Акмолинской) и Кокшетаускую (вошла в состав Северо-Казахстанской области).

В 1999 году часть районов бывшей Кокшетауской области были переданы в состав Акмолинской области, а ее областной центр был перенесен из Астаны в Кокшетау. 

Этот "передел" территорий сильно изменил жизнь в таких городах, как Аркалык, Семей и Жезказган. В Аркалыке власти продолжают бороться с оттоком населения и уходом из Тургая крупных добывающих компаний. В Жезказгане и прилегающих территориях еще добывают медную руду и уголь, что, конечно же, спасает город.

А вот Семей, будучи более крупным населенным пунктом, став городом областного значения, сохранил свой вес не только как промышленного центра, но и сосредоточие истории, культуры и духовности. Абай, Достоевский, полигон... Семей вполне мог бы стать одним из центров туризма.

Как и Туркестан, духовная столица тюркского мира, совсем недавно получивший статус областного центра.

В обновленном Туркестане теперь можно не только поклониться духовной святыне, побывав в мавзолее мыслителя Ходжи Ахмеда Яссауи. Собственно, мавзолей является центральным объектом на территории историко-культурного музея-заповедника "Хазрет-султан". Имея сам объект поклонения, город не предоставлял сопутствующей инфраструктуры, и в туристическом смысле привлекательным не выглядел. Теперь в городе построен новый аэропорт, достаточное количество отелей, активно строится современное жилье.

Активизировался местный бизнес. Так, предприятия, действующие в индустриальной зоне Туркестанской области, созданной при одном из бывших акимов Бейбуте Атамкулове (ныне министр индустрии и инфраструктурного развития), поставили всю мебель для одного из отелей в городе Туркестан. Надо понимать, что это мировая сеть отелей, и завести туда мебель из Китая или любой другой страны для них может было бы даже проще. Однако качество, сроки поставки, отсутствие логистических проблем в условиях пандемии решили вопрос в пользу казахстанского завода.

С мебелью - это лишь пример того, как перевод административного центра региона не только разгрузил такие крупные агломерации, как Алматы и Шымкент, но и стал толчком к развитию, создал новые успешные точки роста.

Задаваясь вопросом, зачем это все нужно государству, начинаешь понимать, что в этих действиях и есть суть госуправления. Не в том, чтобы "обслужить" всех и каждого, а в том, чтобы обеспечить поступательность развития.

Вообще забота государства о людях состоит, видимо, не в реализации утопических идей в стремлении угодить каждому. Я хорошо помню недовольных, которые говорили о том, что не надо новой столицы, давайте эти деньги раздадим всем казахстанцам. Проявление внимания государства к нуждам его граждан в том, чтобы у людей появились перспективы, новые стандарты жизни. Гуляя по новым паркам и скверам в том же Туркестане, видишь, что вместо колоритных шашлычных, облепивших некогда проспект Бекзата Саттарханова, здесь строятся новые, красивые здания, разбиты прогулочные зоны.

Строится не только Туркестан. По данным министерства индустрии и инфраструктурного развития, до 2025 года по всему Казахстану планируется ввести в эксплуатацию 103 миллиона квадратных метров жилья, или 977 тысяч жилищ. Это без малого миллион квартир и домов.

Я понимаю, что и сейчас, спустя двадцать с лишним лет, жителей Семея, Жезказгана и Аркалыка еще донимают фантомные боли, напоминающие о былом, на сегодня безвозвратном, статусе областного центра.

Но государство, как мне видится, не забывает и об этих лишившихся статуса городах, создавая условия для жизни и развития промышленности.

Например, в Аркалыке и Жезказгане проложены новые железнодорожные пути, и из тупиковых они стали крупными станциями на транзитных маршрутах. Совершенно очевидно, что еще больше усилит мобильность жителей и бизнеса автодорога, связывающая тот же Жезказган с Кызылордой. Ее строительство намечено на ближайшие годы. И есть некая уверенность, что при жизни еще нынешнего поколения эти, во многом интересные места получат новые перспективы.

Забота государства и в том, что все крупные города охвачены авиационным сообщением. Реконструированы или построены заново взлетно-посадочные полосы и здания аэропортов. Как меня убеждал один высокий авиационный начальник, на нынешнем этапе речь идет об открытии аэропортов в малых городах. До 2025 года запланирована модернизация пяти аэропортов и восьми аэродромов в таких отделенных от областных центров и столиц райцентрах и городках, как Жанибек, Сайхин, Казталовка, Каркаралинск, Улытау, Сарыагаш, Аркалык, Зайсан.

Государство создает тебе условия, построив новые по сути города, дороги, наладив воздушное и прочее сообщение. А дальше ты уж сам, родной!

Мне вот теперь только интересно, каким будет следующий проект, толкающий нашу страну к успеху под дружное ворчание вечно недовольных.

Лента новостей
0