АЛМАТЫ, 4 ноя — Sputnik. Ремонтировать дорогу и строить развязку возле рынка "Алтын Орда" начали еще в 2017 году, пообещав сдать ее к концу 2020-го. Но, по данным "КазАвтоЖола", строившая до этого объект компания "Даулет ДорСтрой" не справилась со своей задачей. Объекты не были вовремя завершены из-за несвоевременного сноса объектов и пандемии. В итоге с компанией расторгли контракт.
В конце апреля 2021 года был подписан договор с новым подрядчиком - компанией "СинеМидасСтрой", которая пообещала завершить проект в октябре 2021-го. Однако затем сроки опять передвинули - на конец года.
Корреспонденты Sputnik Казахстан поехали на развязку вместе с руководителем Ассоциации безопасности дорожного движения "Общая дорога" Арсеном Шакуовым. По его мнению, развязка не будет готова даже к концу года, а когда ее все же достроят - она не решит проблему пробок.
Развязку будут строить еще полтора года?
Арсен Шакуов напомнил, что развязка строится в рамках соединения города с БАКАДом (Большая алматинская кольцевая автомобильная дорога). История долгостроя началась с 2016 года, когда закончили проект "Запад-Запад". Проект делали в несколько этапов.
"Было недостаточно просто построить мост, как это было на больших перекрестках. Здесь изначально нужно понимать, что дорога у нас восьмиполосная (четыре – с одной стороны, четыре – с другой) плюс автобусные полосы. Они должны войти в один поток - мост, который априори не может быть десятиполосным. Нужно было продумать две повторные полосы, две - на горку, разворотные. Проектирование занимало очень долгое время. Плюс обсуждение с владельцами местной инфраструктуры", - отметил эксперт в беседе с корреспондентом Sputnik Казахстан.
Арсен Шакуов считает, что примерные сроки строительства такой развязки – четыре года с нуля до сдачи в эксплуатацию при отсутствии загвоздок.
"Любой (большой) мост, развязка не могут строиться за один год. Были обещания построить ее к концу 2021 года, но я как специалист, зная все эти тонкости, понимаю: это для того, чтобы сгладить социальную напряженность", - пояснил эксперт.
По его мнению, сроки будут передвинуты еще не раз.
"Не может нормальный мост, который должен выдерживать нагрузку 200-300 килотонн, быть построен за 1-2 года. Это как минимум три-четыре года: оседание грунта, укрепление бетона, армирование. Все эти проектные сложности не могут быть так быстро сделаны.
Шакуов предполагает, что работ на развязке на "Алтын Орде" хватит и в 2024 году.
"Мои предположения - еще года полтора будут строить эту развязку. Движение пустят, может, раньше. Сделают разгрузку основного потока через горку. Уже ставятся леса, опалубку, чтобы в срочном порядке залить эстакаду. Есть вероятность, что к концу года - при хорошем раскладе - они хотя бы одну полосу на разгрузку въезда и выезда начнут пускать. Левая полоса залита уже, сейчас заливают правую. Есть надежда, что хотя бы пустят основную магистраль. А остальные работы: благоустройство, разметка, будут продолжаться еще долго", - считает автоэксперт.
Развязка на "Алтын Орде" не решит проблему пробок?
С надземного перехода возле рынка видно, что пробка начинается задолго до "Алтын орды", еще с Калкамана.
Арсен Шакуов уверен: даже если развязку сдадут в заявленные сроки, она не решит проблему пробок.
"Тут изначально нужно было делать сужение, чтобы сюда двигались два потока. А они сузили там, где нет возможности разъезда. Когда развязку построят, то пробки до "Алтын Орды" останутся. Решит ли она проблему? Решит проблему выезда из города в областные села", - утверждает Шакуов.
Кроме того, причиной пробок является сужение дороги, нехватка разгрузочного места, поток машин на выезд, инфраструктура.
"Любая развязка снижает нагрузку. Сейчас за мостом идет расширение, и дорога будет упираться в БАКАД. Там это все будет красиво, но после БАКАДа мы будем получать эффект "горлышка" и большие пробки. Когда эти четыре полосы упрутся в двухполосную, получится большая нагрузка", - рассказывает эксперт. В пример он привел развязку на алматинской барахолке, где недавно построили развязку: движение по эстакаде нормальное, но на выезде в микрорайон Ожет каждый день наблюдаются пробки.
Еще одной причиной пробок на "Алтын Орде" он назвал менталитет людей. Основная проблема, по его словам, это голосующие, которые стоят в несколько рядов прямо на проезжей части.
"Люди, которые едут за город, ловят попутку. Это будет происходить также и до развязки, и после развязки. Здесь нагрузка останется именно из-за нашего менталитета. Наших людей ни автобусные полосы, ни камеры не останавливают, перебегают в неположенном месте, поворачивают со второго ряда, попрошайки ходят прямо посреди трассы", - уверен Арсен Шакуов.
По его мнению, развязку проектировали "неглупые люди", инженеры, которые все грамотно просчитали.
"Но сама инфраструктура, сам город, неготовность людей пересесть на общественный транспорт создают неблагоприятные условия. Наш менталитет не готов на сегодняшний день к современным условиям автомобилизации. Но человек – это эволюционирующее существо. Мы со временем придем к такому этапу", - говорит он.
Дорогу сделают некачественно?
Арсен Шакуов также развеял опасения алматинцев по поводу того, что развязку могут построить из некачественных материалов. Он сказал, что это трасса республиканского движения, соответственно, ее курирует министерство инфраструктуры и индустриального развития, которое получило деньги от Европейского банка развития и реконструкции.
"Сюда приедут специалисты, может быть, я буду в их числе, так как я закрывал проект "Запад-Запад". Тут априори не должно быть такого, что кто-то схалтурит, за это будет большой спрос. Ведь это дорога - часть большого международного проекта, который начинается от Китая и заканчивается в Европе. Если завтра с грузовиком, который транзитом везет товар из одной страны в другую, что-то произойдет, это будет крупный международный скандал", - подчеркивает автоэксперт.
Он уверен на 100%, что здесь не будет экономии материала - и именно поэтому в том числе сроки окончания строительства развязки будут переноситься еще не раз.