В Казахстане снизят долю участия государства в экономике: цены взлетят?

© Photo : primeminister.kzВице-министр национальной экономики РК Серик Жумангарин
Вице-министр национальной экономики РК Серик Жумангарин  - Sputnik Казахстан, 1920, 07.10.2021
Подписаться
В Казахстане приватизируют все стоматологические клиники, охранные предприятия, предприятия по благоустройству и озеленению, предприятия, оказывающие коммунально-бытовые услуги на районном уровне

АЛМАТЫ, 7 окт — Sputnik. Как в Казахстане изменится антимонопольное регулирование, рассказал на VII Евразийском антимонопольном форуме в Алматы председатель Агентства по защите и развитию конкуренции Серик Жумангарин.

По его словам, "законопроект по развитию конкуренции вместил в себя все то, что до сегодняшнего дня лежало на периферии".

Глава агентства считает, что государственное присутствие в экономике – самая главная причина, почему в стране конкуренция не развивается. Он остановился на трех основных факторах, которые являются его следствием.

"Ключевая мощность – это объект или инфраструктура, без доступа к которой невозможно работать. Что это такое? Это не только инфраструктура, это - кабельная канализация для связи, первичные металлы для дальнейшего передела, нефть для переработки, морской порт, субстанции для производства лекарств, это патенты. Принципы доступа к ключевой мощности мы взяли европейские. Во-первых, ты должен обладать доминирующим положением, у тебя должна быть какая-то запирающая сила, во-вторых, у тебя должна быть возможность представить к этой ключевой мощности доступ, в-третьих, ты должен предоставлять его на основах справедливой платности, должна быть транспарентность. На этих принципах бизнес готов с нами сотрудничать", - пояснил Серик Жумангарин.

Он отметил также существующее, по его мнение, искажение ценообразования в Казахстане.

"У нас в Предпринимательском кодексе есть статья 116, там 14 видов ценового регулирования. Это – полбеды, у нас есть еще кривое ценообразование, различные виды дифференциации, которые сводят на нет любую эффективность работы. Третье - фаворитизм, то есть меры господдержки, точечные господдержки. Более того, созданы единые операторы - как государственные, так и частные. Нарушается принцип полезного действия конкуренции Effet utile. Вот это все мы в законопроекте пытались охватить", – сказал Жумангарин.

Следующий важный аспект – сокращение госучастия в предпринимательстве, это более 2 000 субъектов квазигоссектора коммерческого профиля.

"Правительством утвержден перечень видов деятельности, которыми они могут заниматься. При этом сокращение этих видов деятельности ничего не дает. Более того, персонализированная господдержка очень сильная. Финансовые лизинговые услуги сосредоточены в руках государства. Все это давит на рынок", - пояснил Жумангарин.

Он отметил, что был сделан анализ рынка, и если сектор экономики готов к передаче в частную среду, то все предприятия, находящиеся в этом секторе, будут приватизированы. По его словам, в ноябре агентство даст первые предложения правительству в план приватизации.

Планируется приватизировать все стоматологические клиники, охранные предприятия, предприятия по благоустройству и озеленению, предприятия, оказывающие коммунально-бытовые услуги на районном уровне, вне зависимости от видов деятельности. Также будут сокращен перечень госзаданий, который откроет нишу для бизнеса.

Замруководителя Федеральной антимонопольной службы России Андрей Цыганов рассказал о результатах реализации национального плана развития конкуренции в России. По его словам, в стране удалось снизить количество нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов власти в 2 раза по сравнению с 2017 годом. Также снижены цены на 7 тысяч лекарственных препаратов в среднем на 30%, то есть россияне могут сэкономить около 40 миллиардов рублей ежегодно.

"Примерно в половине случаев российский монопольный орган как тарифный регулятор добивался того, что регулируемые субъекты снижали представленные для утверждения тарифы. Причем в некоторых единичных случаях снижение тарифов составило 96,6%", - сказал он.

Также расширено применение долгосрочных тарифов в регулируемых отраслях. Количество государственных унитарных предприятий, муниципальных унитарных предприятий сократились более чем на 30%. Отменен внутрисетевой роуминг, доля закупок у субъектов малого предпринимательства выросла в 2 раза.

О Евразийском антимонопольном форуме

Ежегодный международный форум проводится в Казахстане с 2014 года. В этом году руководители и представители антимонопольных ведомств семи стран и шести международных организаций собрались в Казахстане в онлайн- и офлайн-формате, чтобы обсудить самые насущные вопросы и обменяться опытом в сфере развития конкуренции.

Ключевыми темами VII форума стали новые подходы к оценке состояния конкуренции на товарных рынках и проведению расследований, возможности защиты своих прав и интересов субъектами рынка при нарушениях конкуренции на трансграничных рынках.

Было подписано соглашение о сотрудничестве между Международным центром конкурентного права, инноваций и политики и Международным центром конкурентного права и политики БРИКС. С подписанием соглашения стороны договорились, что экспертные центры России и Казахстана сформируют и будут поддерживать постоянно действующую экспертно-аналитическую площадку по проблемам развития и защиты конкуренции на евразийском экономическом пространстве.

Лента новостей
0