Мусорный коллапс грозит Кокшетау – что предпримут власти

© Sputnik / Меруерт Алимова Переполненные мусорные контейнеры
Переполненные мусорные контейнеры  - Sputnik Казахстан, 1920, 03.10.2021
Подписаться
Власти намерены создать временную площадку для хранения мусора, поднять тариф на вывоз ТБО и построить мусороперерабатывающий завод

КОКШЕТАУ – 3 окт, Sputnik, Меруерт АЛИМОВА. Кокшетау может погрязнуть в мусоре. ТОО "КокшеТазалык" заявило о том, что с 15 октября текущего года прекращает вывоз твердых бытовых отходов. Причин принять такое жесткое решение у предприятия несколько. А вот что предпримут местные власти? На этот вопрос на брифинге подробно ответил градоначальник Бауржан Гайса, передает корреспондент Sputnik Казахстан.

Почему "КокшеТазалык" больше не вывозит?

Первая причина такого решения – мусор в Кокшетау вывозить некуда.

Исторически твердые бытовые отходы отправлялись на два полигона – на восьмой километр автодороги Кокшетау - Омск и в районе поселка Элита Красноярского сельского округа. В 2018 году "омский" полигон закрыли, и весь удар принял на себя "красноярский".

© Sputnik / Меруерт Алимова Кот на стихийной свалке мусора
Мусорный коллапс грозит Кокшетау – что предпримут власти - Sputnik Казахстан, 1920, 03.10.2021
Кот на стихийной свалке мусора

Со временем жители Элиты стали жаловаться: не нравилось им такое неприглядное и даже опасное соседство. С января 2021 года "КокшеТазалык" пришлось снова везти ТБО на полигон по омской трассе. Однако недавняя экологическая проверка привела к новому предписанию. Предприятие попыталось обжаловать его в суде, но решение последовало не в их пользу: прекратить вывоз мусора.

Вторая причина, как утверждают чиновники и бизнесмены, в нерентабельности "мусорного" бизнеса. Тариф на вывоз мусора в Кокшетау не менялся с 2012 года и составляет 150 тенге. Предприниматели жалуются, что их не покрывает затраты и налоговые платежи, заявляют бизнесмены, не говоря о модернизации предприятия, обновление автопарка и, к примеру, контейнеров.

Третья причина – в том, что жители не платят вовремя: дебиторская задолженность перед "КокшеТазалык" на сегодня составляет 73,3 миллиона тенге (договора заключены с 109 300 абонентами). Перед второй обслуживающей компанией – "EcoGroup 2020", которая обслуживает микрорайон "Сарыарка", село Красный Яр и поселок Чайкино задолженность составляет 21,1 миллиона тенге.

© Sputnik / Меруерт Алимова Переполненный мусорный контейнер
Мусорный коллапс грозит Кокшетау – что предпримут власти - Sputnik Казахстан, 1920, 03.10.2021
Переполненный мусорный контейнер

Во-вторых, постоянно образуются стихийные свалки. Как отметил аким города, сложно убедить частный сектор заключать договоры на услуги вывоза мусора. А заставить – незаконно. Они говорят, мол, мы сами утилизируем/перерабатываем/вывозим. А на деле оказывается, что вывозят и вываливают, к примеру, в контейнеры многоэтажек.

Зачем платить, если можно бесплатно?

И хорошо бы – только мусор. Люди выбрасывают на контейнерные площадки и строительные отходы, и мебель, и бытовую технику. Например, старые холодильники и телевизоры. Хотя эту услугу нужно заказывать отдельно. И платить за нее – тоже отдельно.

Новый завод будет превращать мусор в электроэнергию?

В Кокшетау планируют построить завод по переработке мусора в электрическую энергию. В настоящее время, по словам главы Кокшетау Бауржана Гайсы, ведутся переговоры с корейской компанией, определяется земельный участок. Вариантов, где будет располагаться предприятие, два: рядом с "красноярским" либо "омским" полигонами ТБО. Однозначно – не в черте города.

© Sputnik / Меруерт Алимова Стихийные свалки возле заброшенных домов
Мусорный коллапс грозит Кокшетау – что предпримут власти - Sputnik Казахстан, 1920, 03.10.2021
Стихийные свалки возле заброшенных домов

"Мы встречались не единожды. Достигнута договоренность, что они будут строить мусороперерабатывающий завод по сжиганию мусора и выработке электроэнергии. Одним из условий было, что они должны создать компанию на территории города.

На сегодня уже зарегистрировано ТОО "Кокшетау ТБО", поданы документы. Если все пойдет, как надо, нам обещают, что начнут строительство сразу после предоставления земельного участка. Завод планируют построить в 2022 году в августе-сентябре", - рассказал Гайса.

"Не бойтесь 15 октября"

"15 октября никто прекращать вывозить мусор не будет. Пусть наши жители не переживают", - заверил журналистов градоначальник.

В будущем планируется организовать временную площадку для складирования мусора на территории будущего завода. Так у нового предприятия будет запас, так сказать, сырья.

Пока же земельный участок не определен, принимать ТБО продолжит полигон на омской трассе. В целом в регионе начали разрабатывать дорожную карту по решению "мусорной" проблемы – с детальным алгоритмом действий.

© Sputnik / Меруерт Алимова Стихийная свалка вокруг переполненных мусорных контейнеров
Мусорный коллапс грозит Кокшетау – что предпримут власти - Sputnik Казахстан, 1920, 03.10.2021
Стихийная свалка вокруг переполненных мусорных контейнеров

Параллельно готовятся документы на строительство полигона ТБО. Напомним, построить его в Кокшетау пытаются вот уже несколько лет. Долго не могли определиться с земельным участком, потом работа по подготовке проектно-сметной документации оказалась насмарку – из-за вступления в силу в Казахстане нового Экологического кодекса. Придется переделывать.

Сегодня он по-прежнему – на стадии подготовки ПСД и технико-экономического обоснования. Для полного завершения проекта, сказал Бауржан Гайса, может понадобиться как минимум года три.

Тарифы будут поднимать

Еще одна мера, к которой намерены прибегнуть власти, чтобы разобраться с "мусорной" угрозой, - поднять тариф на вывоз ТБО.

В акимате заявили, что справедливый тариф за вывоз одного куба мусора – 650 тенге при имеющемся - в 150 тенге. Насколько тариф будут поднимать, обсудят депутаты областного маслихата.

Таким образом, в топе задач – начать строительство завода по переработке мусора и полигона ТБО, отрегулировать тариф и правила благоустройства. Далее можно думать, например, о модернизации контейнеров и баков. Они, если честно, в плачевном состоянии. В этом, изучив ситуацию, готов помочь оператор РОП (расширенные обязательства производителя). Дофинансировать, дооснастить, к примеру, евроконтейнерами. Но только при условии, что вышеназванные задачи будут решены. Ведь сотрудничество должно быть взаимовыгодным.

Станут ли амбициозные проекты реальностью, покажет время. Особенно, если вспомнить тянущиеся годами истории про строительство в Кокшетау того же полигона ТБО или ТЭЦ.

Лента новостей
0