А самолет у вас есть? или Что такое "крепкий хозяин"

© pixabay/gustavmelin0Самолет в небе
Самолет в небе - Sputnik Казахстан, 1920, 20.09.2021
Подписаться
Всегда было интересно: куда летают люди самолетами?

Почему этот способ доставки индивидуума из одной точки в другую из обычного вида бизнеса превратился почти в культ. Есть буквально армия тревел-блогеров, наблюдателей и фотографов, занятых споттингом (то есть наблюдением) за самолетами. Эти достойные люди знают не только тип самолета, его принадлежность и куда он летит, но и бортовой номер, всю историю и подноготную.

Наверное, это все-таки романтика, которая охватывает тебя с первого настоящего отрыва от земли. Мне был один год от роду, когда отца перевели на работу из Алма-Аты в Караганду. И наша семья стала летать. Свой первый полет за малолетством не помню, а вот память о множестве последующих - осталась на всю жизнь.

Тогда, в начале 60-х годов прошлого века, между Алма-Атой и Карагандой летал Ил-18. Этот четырехмоторный самолет заслуженно назывался авиалайнером и был, пожалуй, самым лучшим самолетом тех лет.

Я до сих пор помню запах его салона, лимонад в пластиковых стаканчиках и ровный гул его двигателей. Эти мои авиапутешествия стали возможны благодаря еще и тому, что в Караганде и Алма-Ате были построены новые взлетно-посадочные полосы (ВПП).

В середине прошлого века гражданская авиация стала получать настоящие лайнеры, вместительные, многомоторные и комфортабельные. Им потребовались более длинные ВПП, а пассажирам - вместительные залы аэровокзалов. Казахстан и теперь нисколько не отстает от мировых тенденций.

В настоящее время в республике действует 20 аэропортов. Из них 18 соответствуют требованиям Международной организации гражданской авиации (ИКАО). В аэропортах Казахстана планомерно ведутся работы по модернизации объектов наземной инфраструктуры, и это, в свою очередь, позволяет принимать все типы современных воздушных судов. За годы независимости было реконструировано и построено 18 ВПП и 13 терминалов.

Что характерно, если раньше модернизация аэропортов проходила по алгоритму "один аэропорт в два года", то в теперь, в 2021 году, работа ведется сразу по пяти объектам. Это строительство нового терминала в Шымкенте, реконструкция аэровокзального комплекса в Уральска и ВПП аэропорта Усть-Каменогорска.

Также продолжается реконструкция ВПП, рулежной дорожки и перрона в аэропорту Ушарала и ВПП и здания аэровокзала в селе Урджар.

В селе Аксуат Тарбагатайского района Восточно-Казахстанской области общественный фонд планирует построить аэропорт, который будет принимать авиарейсы из Усть-Каменогорска, Семея, Нур-Султана и Алматы. Там вообще факт интересный, потому что люди сбросились и построили мечеть в Семее, а теперь хотят так же профинансировать строительство аэропорта. Что характерно, фраза "слетал на малую Родину в село" становится все более реальной.

До 2025 года запланирована модернизация пяти аэропортов и восьми аэродромов в таких отдаленных селах и городках, как Жанибек, Сайхин, Казталовка, Каркаралинск, Улытау, Сарыагаш, Аркалык, Зайсан.

Эту работу, проделанную в нашей стране, заметили и за ее пределами.

Международная организация гражданской авиации (ИКАО) и Европейское агентство по безопасности полетов (EASA) также отметили прогресс Казахстана.

В сфере безопасности полетов и авиационной безопасности Авиационной администрацией в 2020 году проведено:

  • 65 инспекционных проверок;
  • 9 сертификаций авиакомпаний;
  • 17 аудитов в сфере аэронавигации;
  • 31 сертификация аэродромов;
  • 19 инспекционных проверок аэродромов.

Не знаю, много это или мало, но очень важно, что были обнаружены и устранены потенциальные угрозы безопасности полетов.

По результатам проверок была приостановлена деятельность восьми авиакомпаний, не соблюдающих требования по безопасности полетов, в том числе авиакомпании "Бек Эйр" и трех авиакомпаний, занимавшихся незаконной перевозкой сомнительных грузов. Чтобы до конца было понятно, кому-то теперь нельзя взлетать, а нам, пассажирам, можно жить, не попадая в неприятности.

По итогам аудита ИКАО 2017 года, уровень соответствия Казахстана стандартам ИКАО по безопасности полетов составляет 74%.

Мне всегда было интересно, как международные эксперты проводят проверки? Раньше думал, что они скрытно покупают билеты и в путь! Такой вариант "тайного покупателя". Но, оказывается, и тут пандемия внесла свои коррективы. Данная проверка была осуществлена в онлайн-формате. Впрочем, неважно, как это технически происходит, важно, чтобы её результаты были объективными. Необходимо отметить, что даже группа аудиторов была сформирована таким образом, чтобы свести к нулю риск влияния на результаты каких-либо заинтересованных лиц.

В августе нынешнего года десять дней в виртуальном режиме состоялась независимая проверка отрасли аудиторами специализированного учреждения ООН, международной организации ИКАО в рамках Координированной валидационной миссии ИКАО (ICVM), в котором, по предварительным данным, Казахстан повысил уровень обеспечения безопасности полетов до 84%, что на 15% выше среднемирового показателя.

Рост соответствия стандартам ИКАО был продемонстрирован по следующим областям проверки:

  • основное авиационное законодательство (LEG) – с 61% до 81%;
  • организация гражданской авиации (ORG) – с 37% до 75%;
  • аэронавигационное обслуживание (ANS) – с 87% до 95%;
  • аэродромы и наземные средства (AGA) – c 56% до 90%;
  • расследование авиационных происшествий и инцидентов (AIG) – с 47% до 53%.

Когда на земле порядок, порядок должен быть и в воздухе. Это показывают шесть авиакомпаний, осуществляющих регулярные авиаперевозки. SCAT и Air Astana известны не только в нашей стране, но и оперируют десятками современных бортов. Самый большой флот у Air Astana - 35 бортов. 25 самолетов у SCAT. Остальные четыре авиакомпании имеют от двух до шести бортов.

Всего же в Казахстане зарегистрировано 915 воздушных судов. Рискну предположить, что в нашей стране есть люди, просто индивидуально владеющие летательными аппаратами, и их количество из года в год растет. Меня это, безусловно, радует. В этой связи вспомнилась одна история про самолет.

В 90-х годах, когда нынешний президент Казахстана работал премьер-министром, он много и плодотворно ездил по стране. Мне довелось сопровождать его в одной из таких поездок в качестве корреспондента. В программе поездки было одно довольно отдаленное село. Крепкое такое хозяйство, расположенное километров за 200 от областного центра. Возглавлял его такой же крепкий руководитель. Так вот - пока всем показывали местные успехи, нам, журналистам, жители похвастались, что в этом хозяйстве, помимо сельхозтехники, имеется самолет. На окраине села нам показали Ан-2, известный в народе "кукурузник". Оказалось, что крепкий хозяйственник бывал по делам в некой бывшей союзной республике СССР и как-то смог не только купить самолет, но и перегнать его в Казахстан. С той поры, когда мне говорят "крепкий он хозяин", я всегда спрашиваю: "А самолет у него есть?"

Лента новостей
0