ПЕТРОПАВЛОВСК, 13 авг — Sputnik. В Петропавловске больше двух недель голодает 61-летняя женщина, которая обвиняет полицейских в смерти сына и с помощью голодовки пытается добиться возобновления закрытого уголовного дела, передает корреспондент Sputnik Казахстан.
Как утверждает Ирина Рейбант, в 2017 году сотрудники полиции избили ее 25-летнего сына Анатолия, а спустя три месяца он скончался из-за полученных телесных повреждений.
"В крови и наручниках"
"Это произошло 2 марта 2017 года. Анатолия с другом задержали полицейские, как они потом сформулировали за "распитие спиртных напитков в общественном месте" и отвезли в Центр временной адаптации и детоксикации. Видимо, он стал спорить и требовать, чтобы его отпустили, так как ему в тот день надо было выезжать в Россию на работу. Люди видели, как его швырнули на ледяную землю. У него была бутылка, и он разбил ее и порезал себе кожу на запястье, чтобы его отпустили", - рассказывает Ирина Рейбант.
Женщина говорит, что сын успел сообщить своей жене, что находится в вытрезвителе, а та уже позвонила родителям, которые сразу же поехали выручать сына.
"Когда мы приехали, увидели сына на ледяной земле – лицом вниз, в крови, в наручниках. Его обступили полицейские, держали кто руками, кто ногами. Пять человек их было. Сын уже был без сознания, только какие-то звуки издавал. Я начала кричать, чтобы его отпустили, сняли наручники, но они не реагировали", - утверждает Ирина Рейбант.
По ее словам, сыну прямо в вытрезвитель пришлось вызывать скорую помощь.
"В больнице сыну зашили кожу на запястье и делали рентген. У него были перелом костей носа, челюсти, травма головы, сотрясение", - утверждает женщина, отмечая, что они с сыном сразу же написали заявление на сотрудников полиции, но "дело волокитили".
Умер через три месяца
4 июня того же года Рейбант скончался, как считает мать, "вследствие полученных травм".
"Сын мог дышать только через рот, носом не мог дышать, болела голова постоянно. Он ночью начинал задыхаться, спать не мог. Через три месяца он умер у себя дома. В заключении о смерти написали: асфиксия рвотной массой", - говорит Ирина Рейбант.
После смерти Анатолия Рейбанта уголовное дело по факту превышения власти и должностных полномочий сотрудниками полиции то прекращали за отсутствием состава преступления, то вновь возобновляли. В сентябре 2018 года мать даже добилась эксгумации останков сына. Исследование останков показало, в частности, прижизненные переломы носовых костей. Тогда дело снова было возобновлено, однако, следствие не выявило причинно-следственных связей между задержанием мужчины и данными травмами, а также его смертью.
В последний раз досудебное расследование было прекращено в июле этого года. В частности, в постановлении о прекращении дела объясняется, что после того как Рейбант нанес себе порезы в области запястий, сотрудники полиции повалили его на землю "в целях предотвращения членовредительства и нарушения общественного порядка, и фиксировали руки с помощью наручников". Однако Рейбант "продолжил наносить себе увечья путем нанесения ударов головой об лед, по этой причине сотрудником полиции была зафиксирована голова Рейбанта в горизонтальном положении".
Голодный протест
С 25 июля Ирина Рейбант объявила голодовку. Сначала, как говорит женщина, голодовка была "сухая", то есть мать в знак протеста отказывалась и от еды, и от воды. Затем по просьбе родных она стала пить воду, но пищу не принимает.
"Я решила голодать, чтобы добиться справедливости. И я не отступлю от своего, пока снова не возбудят дело. Я добьюсь, чтобы их признали виновными. Конечно, я чувствую себя уже плохо, слабость, на ногах уже не стою, язык заплетается, но другого выхода у меня нет", - утверждает женщина.
К слову, женщина помимо голодовки регулярно выходит и на одиночные пикеты у здания прокуратуры области. Представители власти объясняют женщине, что данное место в городе не разрешено для проведения подобных акций, а значит она нарушает закон и общественный порядок. Затем полицейские доставляют женщину в отдел полиции и выносят предупреждение. Но через несколько дней все повторяется снова.
За отсутствием состава правонарушения
Между тем, данную ситуацию прокомментировали в полиции.
Управление собственной безопасности департамента полиции Северо-Казахстанской области информирует, что проводило досудебное расследование по факту превышения должностных полномочий сотрудниками полиции в отношении А. Рейбант.
"Данный факт был внесен в единый реестр досудебных расследований 4 июля 2017 года по статье 362 части 4 пункт 1 УК РК. Расследование прекращено на основании статьи 35 части 1 пункт 2 УПК РК, то есть за отсутствием состава уголовного правонарушения. С принятым решением прокуратура города согласилась", - проинформировали в управлении собственной безопасности ДП СКО.
В полиции подчеркнули, что ранее производство досудебного расследования неоднократно прекращалось на том же основании, но по приводимым новым доводам Ирины Рейбант дело возобновлялось.
"Основные доводы гражданки Рейбант заключаются в том, что в результате неправомерных действий сотрудников полиции при доставлении ее сына на освидетельствование, у него в дальнейшем возникли проблемы с дыханием, от чего спустя три месяца он захлебнулся рвотными массами. Однако данные доводы опровергаются выводами проведенных многочисленных судебных экспертиз и другими материалами дела", - утверждают в управлении собственной безопасности ДП СКО.
В полиции подчеркнули, что причинно-следственная связь между событиями 2 марта 2017 года, когда мужчина был задержан полицейскими, и 4 июня 2017 года, когда Анатолий Рейбант скончался, не установлена.
Смерть мужчины наступила от механической асфиксии, развившейся в результате закрытия дыхательных путей желудочным содержимым, заключили в УСБ.