НУР-СУЛТАН, 22 июл — Sputnik. В Уральске незрячему абитуриенту попались вопросы с иллюстрациями на Едином национальном тестировании (ЕНТ).
По этой причине молодой человек по имени Александр Черченко не смог сдать ЕНТ с первого раза, сообщает "Хабар 24".
"По некоторым другим предметам также были вопросы с картинками. По математике были вопросы с осью. То есть были вопросы с графикой, таблицей, не говоря уже про другие уравнения. Вы сами понимаете, что помощник не сможет описать вопрос с картинкой, например, как бы он не описывал вопрос с картинкой, я все равно не смогу понять без зрения. Мы записались на прием к министру образования, чтобы все-таки для инвалидов были внесены изменения по сдаче ЕНТ", - рассказал Александр Черненко.
Когда стартует прием документов для присуждения образовательных грантов в Казахстане
После встречи Александра с министром образования и науки Асхатом Аймагамбетовым вопросы на ЕНТ изменили. Во второй раз он набрал 84 балла. Но вскоре выяснилось, что на выбранную им специальность "Право" в вузы Уральска Минобразования не выделило ни одного гранта. Не поможет даже однопроцентная квота для людей с инвалидностью, на которую ссылаются в профильном ведомстве. Год же обучения в университете, по словам парня, стоит больше полумиллиона тенге. Таких денег у инвалида первой группы нет.
Казахстанцы с инвалидностью при подаче заявления в вузы участвуют в конкурсе среди своей квоты, рассказала руководитель управления формирования государственного образовательного заказа Жанна Есинбаева.
"Подали заявления 64 человека, они указали категории своей инвалидности. Из них 21 человек имеет инвалидность по зрению. Если они набирают пороговый балл, участвуют в конкурсе, как правило, все получают грант. У нас за бортом никто не остается", - добавила она.
Гранты в Казахстане: впервые выделят квоты для учащихся из многодетных семей
В 2020 году из 130 тысяч сдававших ЕНТ 400 имели инвалидность. В этом году желающих получить высшее образование еще меньше. Их количество сократилось почти в шесть раз. Общественники связывают это с тем, что к обучению таких детей не готовы ни вузы, ни чиновники от образования.
По мнению депутата мажилиса Ирины Смирновой, ситуация с доступом к получению высшего образования достаточно спорная.
"Если говорить о получении высшего образования, то, конечно же, здесь возникает масса вопросов. Надо отметить, что в наших средне-специальных и высших учебных заведениях практически нет центров поддержки людей с инвалидностью. Обычно в вузах развитых стран такие центры есть. Просто поддерживать психологически, поддерживать юридически. Указывать высшему или средне-специальному учебному заведению, что еще нужно сделать для того, чтобы просто был еще и физический доступ в это учреждение. Министерству образования и науки надо задуматься о том, что нужны специальные устройства для таких студентов. Кто это делал? Я думаю, никто", - заявила Смирнова.
Помимо технического оснащения учебных заведений, по словам специалистов, нужны и преподаватели со знанием специфики работы с людьми с особыми потребностями.