НУР-СУЛТАН, 11 июл — Sputnik. Казахстанские власти обещают в ближайшие пять лет сделать территорию республики "богаче" на два миллиарда деревьев.
О том, что правительству Казахстана нужно заняться озеленением страны, президент Касым-Жомарт Токаев заявил еще в сентябре 2020 года. Для этого глава государства поручил посадить два миллиарда деревьев к концу 2025 года. Реализацией программы занялись министерство экологии и областные акиматы.
Два миллиарда деревьев посадят в лесном фонде, то есть речь не об озеленении городов (парков, скверов, улиц).
Деревья планируется засаживать только весной и осенью, что должно значительно увеличивать нагрузку на рабочих: надо уже будет сажать не по миллиону в день, а более чем по два миллиона деревьев в сутки.
Первые посадки начались этой весной, когда в землю было закопано 81,5 миллиона деревьев (максимум за 90 дней). Планируется, что ближайшей осенью Казахстан станет зеленее еще на 48,2 миллиона деревьев.
"Количество посаженных деревьев каждый год будет расти. На следующий год планируется высадить уже 244 миллионов деревьев; в 2023 году – 411 миллионов, в 2024 году – 573 миллиона, и в 2025 году – 643 миллиона деревьев", - рассказала ранее вице-министр экологии Алия Шалабекова.
Сколько денег выделят
Деньги на проект в течение пяти лет выделят из республиканского (22 миллиарда тенге, или 51,5 миллиона долларов) и местных бюджетов (60 миллиардов тенге, или 150 миллионов долларов). Средства направят на приобретение техники: тракторов, лесопосадочных машин, культиваторов. Кроме того, планируется увеличить площади питомников, в которых выращивают "заготовки" будущих деревьев - сеянцы.
В текущем году из местных бюджетов уже выделили шесть миллиардов тенге, а из республиканского бюджета – 5,5 миллиарда тенге.
Какие деревья посадят
По информации Минэкологии, самой распространенной породой будущих посадок (около 30%), станет саксаул. Связано это с Аральским морем, экологии которой помогло бы разведение саксауловых лесов. Всего в ближайшие годы в Казахстане высадят следующие породы:
- саксаул – около 610 миллионов штук;
- сосна – свыше 555 миллионов штук;
- клен – более 193 миллиона штук;
- вяз – свыше 132 миллиона штук;
- береза – более 100 милллионов штук;
- ель сибирская – 25 миллиона штук;
- лиственница – около 16 миллиона штук;
- пихта – порядка 8 миллиона штук;
- ель Шренка (тянь-шаньская ель) – свыше 2 миллионов штук;
- другие породы (тополь, яблоня, ясень, смородина, облепиха, лох и прочие кустарниковые породы) – свыше 359 миллионов штук.
Как обстоят дела с лесами сейчас
Казахстан – малолесное государство. Общая площадь лесного фонда (совокупность всех лесов и земель, представленных для ведения лесного хозяйства) – 30 миллионов гектаров, или 11% территории.
Лесом в стране покрыты всего 13 миллионов гектаров, лесистость страны на уровне 4,8%. Ее планируют довести до 5%.
Сейчас больше всего площадей лесов – в Кызылординской и Жамбылской областях, но это в основном саксауловые насаждения.
Запасы наиболее ценных древесных пород – пихта, кедр, лиственница и ель – сконцентрированы в Восточно-Казахстанской и Алматинской областях.
Машины в помощь
Многим кажется фантастической цифра в 80 миллионов деревьев, которые засадили в течение всего одной весны, пусть и по всему Казахстану. Воображение сразу рисует 80 миллионов ям, в которые лесникам приходится круглыми сутками вручную закапывать миллионы деревьев.
Однако в беседе со Sputnik Казахстан руководитель управления развития лесного хозяйства Минэкологии Мади Нурпеисов настаивал, что эти показатели вполне достижимы, ведь при подсчете речь идет о сеянцах – то есть, о посадочном материале, который станет полноценным взрослым деревом (или кустом) только спустя какое-то время.
Кроме того, труд специалистов существенно облегчают механизированные посадки, когда при высаживании используется спецтехника.
"Трактор едет, за трактором находится навесное оборудование, на котором сидят два человека. Люди закидывают посадочный материал (семена - Sputnik) в землю через определенные промежутки, после чего техника закапывает его", - рассказал Нурпеисов.
Однако механизированная посадка подходит не для всех случаев. Например, в горных местностях Алматинской области, где трактору не проехать, приходится поработать вручную.
Впрочем, речь, как мы видим, вовсе не идет о том, чтобы все эти деревья прижились. Посадить - это одно, а приживаемость обычно находится на уровне 70% в лучшем случае, поэтому говорить о том, что в Казахстане взойдут два миллиарда деревьев - это утопия.
Чудо-дерево
Кроме того, почти каждое третье посаженное дерево придется на саксаул, который в основном засаживается семенами.
"Мы выйдем (на показатели в два миллиарда – Sputnik) за счет саксаула, который легко сажать. Делают в земле борозду, туда бросают семена. Согласно существующим нормам, на одном гектаре положено засаживать пять килограммов семян саксаула. Впоследствии на этом гектаре вырастут как минимум 750 деревьев", - продолжил Нурпеисов.
К слову, в соседнем Узбекистане научились сажать саксаул с помощью аэросева, то есть разбрасывая семена с самолета или вертолета. Подобный опыт хотят внедрить и в Казахстане – выделить участок и посмотреть, насколько успешными и выгодными будут такие посадки.
"Саксаул – это основная лесообразующая порода. Если взять всю лесную территорию Казахстана, а это около 13 миллионов гектар, то около половины из них (6 миллионов гектар) приходятся на саксауловые леса. Иностранцы, приезжающие в Казахстан, называют его "чудо-деревом". И не зря. Представьте себе, что в пустыне, где не растет даже трава, умудряется вырасти саксаул", - отметил глава управления.
Корни саксаула в поисках воды уходят на глубину 15 метров, благодаря чему дерево может удержать вокруг до четырех тонн песка. Это особенно актуально для жителей районов Аральского моря, вынужденных страдать от пылевых бурь и прочих "прелестей" иссыхания водоема.
"Там, где растет саксаул, в будущем смогут расти и другие растения, а значит территорию можно будет использовать под пастбища и для пчеловодства", - отметил Нурпеисов.
Могут ли лесопитомники Казахстана дать миллиард сеянцев
По словам представителя Минэкологии, достичь показателя в два миллиарда деревьев – вполне реально.
"Главная наша цель - не просто посадить эти два миллиарда деревьев, а сделать так, чтобы они прижились, и в будущем их количество умножалось уже естественным путем – с помощью семян, опыления", - отметил Нурпеисов.
Sputnik Казахстан опросил ряд казахстанских экспертов, чтобы выяснить, возможны ли обозначенные в программе планы.
Например, как рассказал алматинский ученый-селекционер Петр Коробко, который почти шестьдесят лет своей жизни посвятил выращиванию хвойных, показатели по тянь-шаньской ели, а это свыше двух миллионов штук за пять лет, вполне реальны.
По его словам, с одного гектара посевного отделения питомника можно получить до одного миллиона сеянцев тянь-шаньской ели.
"Эти сеянцы будут пригодны для высадки, когда станут четырехлетними саженцами и достигнут высоты в 15-20 сантиметров. И вот эти сеянцы можно дальше переносить в леса, на озеленение, на посадки в свободные места и так далее", - рассказал Коробко.
Но то ель - и два миллиона сеянцев за пять лет, а вот хватит ли в Казахстане 1,3 миллиарда сеянцев других деревьев и кустарников - это вопрос отдельный. На него мы четкого ответа не получили.
Какие цифры вызывают особенные сомнения
Если на 2 миллиарда деревьев собираются потратить 82 миллиардов тенге, то делаем вывод: посадочный материал вне зависимости от того, семечко это или сеянец, в который уже вложили два года труда, должен стоить в среднем не более 41 тенге. А ведь нужно еще учитывать труд рабочих, бензин, воду для полива и прочие расходы.
Мы попытались выяснить, как можно потратить на одно дерево 41 тенге, учитывая, что себестоимость саженца варьируется от 50 тенге за сеянец до 30 тысяч тенге за полноценное молодое деревце - по информации агронома "Астана-Зеленстрой".
В комитете лесного хозяйства Sputnik Казахстан заявили, что "определение себестоимости посадочного материала делением 82 миллиардов тенге на 2 миллиарда деревьев неправильно".
"Себестоимость деревьев определяется затратами на зарплату сезонных работников, сбор и обработку семян, подготовку почвы, уходам за сеянцами в течение 2-3 лет. В каждой области себестоимость сеянцев разная в зависимости от породы и технологии выращивания. Также посадочный материал (сеянцы) выращиваются в питомниках тех же учреждений, где проводится посадка леса, то есть для себя (имеется ввиду, что не все сеянцы закупаются – Sputnik)", - прокомментировали в комитете лесного хозяйства.
В 82 миллиарда тенге входят затраты "не только на сбор и обработку семян, зарплату сезонных работников, но и затраты, не входящие в себестоимость сеянцев", добавили в комитете.
"Это проведение почвенно-изыскательских работ, увеличения посевных площадей питомников, приобретение техники и оборудования (тракторы, посадочные машины, приобретение инструмента, а также приобретение ГСМ)", - сказали в комитете.
Впрочем, финансирование посадки двух миллиардов деревьев для нас осталось все равно непонятно.
Тем временем в регионах торопятся отчитаться по поручению президента о двух миллиардах деревьев. К примеру, аким Атырауской области Махамбет Досмухамбетов говорит, что в ближайшие пять лет на землях лесного фонда высадят 7 миллионов саженцев.
Кто будет следить за тем, сколько деревьев на самом деле посадили в лесном фонде, – вопрос открытый.
Зачем нужна программа
Как рассказала корреспонденту Sputnik Казахстан эколог казахстанской ассоциации экологических инициатив ECOJER Гульжан Турсунова, Казахстану необходима программа озеленения и восстановления лесов.
"У нас много лесных насаждений при пожарах были уничтожены, и надо их восстанавливать", - рассказал Турсунова.
При этом, отмечает эксперт, главное – правильно подойти к реализации программы.
"А то у нас как бывает? Сажают, а половина из деревьев из-за того, что не вовремя или неправильно посадили, или неправильно ухаживали, потом погибает. Чтобы этого не допустить, должен быть контроль, нужна ответственность тех, кто будет заниматься посадкой", - считает эколог.
Как сообщили Sputnik Казахстан в одном из питомников Алматинской области, озвученные в программе цифры "довольно большие", однако "в принципе достигаемые". Однако, важно при этом собрать достаточное количество посадочного материала по Казахстану.
"К этому должны быть готовы производители посадочного материала: у них должно быть достаточное количество оборудования и персонала, который бы смог потянуть такой большой объем. Такую программу нужно было принять еще 30 лет назад. Но и сейчас не поздно воплотить ее в жизнь", - заключил собеседник агентства.