АЛМАТЫ, 4 июл — Sputnik. Вопреки существующему распространенному мнению, освоить игру на домбре, оказывается, не так просто. По словам блогера Андрея Фендрикова, для которого домбра – неизменный спутник вот уже два десятка лет, гораздо проще научиться "дружить" с гитарой. Где и как научился играть на домбре, как родился персонаж Акын Акыныч, и в чем домбре повезло больше, чем балалайке, известный блогер поделился с корреспондентами Sputnik Казахстан.
Наша встреча с Андреем Фендриковым состоялась накануне Дня домбры, ближе к обеду, когда на термометры на улице показывали далеко за тридцать с плюсом. Людей на улице было не так много. Однако каждый второй, кто встречался нам на пути, пока мы шли к месту записи, увидев высокого парня, в реальной жизни лишь отдаленно похожего на его персонажа Акыныча из соцсетей, оглядывался нам вслед, вероятно, вспоминая: "Где-то я его видел…".
Любовь со школьной скамьи
- Первый вопрос, который вам, наверняка, задают все журналисты, почему, все же, домбра? Я знаю вашу 22 гимназию, в которой вы учились. Я знаю, что там есть не мало музыкальных кружков: игра на гитаре, игра на домбре и вокальные группы. Почему же именно домбру вы выбрали?
- Действительно, замечательная школа, гимназия теперь. Не знаю, как сейчас, но тогда там все эти кружки стоили какие-то копейки, если не бесплатно. И, вот, с удовольствием я занимался всем подряд. Домбра? Ну домбра, в принципе, потому что мама моя провела детство свое в ауле, на станции Матай. И она видела вот таких аульных казахов, чистых, открытых. И из уважения к этому народу, культуре этого народа, отправила меня учиться играть на домбре. Никаких там целей не преследовалось сделать из меня великого домбриста. И я таких целей не ставил. Просто я занимался в удовольствие себе, постигал культуру казахскую. Не все было просто, не все было сразу. Но все-таки что-то получилось.
- Сколько времени вы затратили на обучение, чтобы уверенно чувствовать себя с этим инструментом?
- Это трудно замерить. Я, например, до сих пор уверенно себя не чувствую с домброй. Особенно, когда смотрю, как владеют этим инструментом студенты консерватории-домбристы. Рядом с ними я, конечно, так – начинающий мальчик. В принципе, домбра, вопреки расхожему мнению, что две струны и очень просто играть… Ничего подобного. На домбре играть непросто. Особенно, если вы хотите играть серьезно. Потому, что малое количество струн, оно играет злую шутку и наоборот требует большей работы и усердия, в отличии от той же гитары. На гитаре, многие знают, есть аккорды. Вот, выучил аккорды, знаешь, где они располагаются, смотришь на текст, там написаны аккорды, и вот у тебя песня готовая. На домбре так не получится. Здесь нужно играть каждый раз мелодию этой песни, и тогда получается аккомпанемент. В общем, свои сложности есть. Вот, думаю, пока я учился в течение четырех-пяти лет, как-то, что-то, где-то освоил. Несколько кюев… Ну а дальше – больше.
Герой из глубины души
- Андрей, а как появился образ Акын Акыныча и родился этот самый бренд – "Всем домбра!"?
- Акыныч появился как-то внезапно. Хотя идея у меня, наверное, где-то зрела - в подкорке, в глубине души. Я даже другу своему вот этот слоган предлагал "Всем домбра", как выяснилось. Просто не мог понять, зачем это, к чему. А потом, просто, с легкой подачи ребят из "ОрыStar" шоу, была у нас такая группа, они популяризировали казахский язык, придумался этот образ. И изначально этот Акын Акыныч должен был просто освещать события как новостной портал, новостной акын. А потом я уже понял, что он должен больше проявлять вот такую социальную активность, высказывать где-то свое мнение и так далее.
- Откуда Акын Акыныч берет свои темы?
- Темы для Акыныча приходят с разных сторон. Бывает, что это просьбы какие-то, социальные заказы. Бывает, что люди пишут, просят спеть о каком-то несправедливом отношении к учителям или еще кому-то. Бывает, что просто из сводок новостей.
- Что важнее для вас? Составляющая информационная, или, как это подать?
- Здесь оба фактора для меня важны. Многие считают, что все мои акынки написаны буквально сразу. Импровизация… Ничего подобного. Наоборот. Такие вещи пишутся довольно долго. Порой четыре строчки рождаются полдня, а бывает, и несколько дней. Напишешь одно, потом ходишь, думаешь, что-то переделываешь. Я, конечно, не считаю, что эти мои акынки способны изменить в корне ситуацию. А вот поднять внимание общественности, порою, удается. Вот это – моя главная задача.
Любимец публики
- Вы очень часто записываете акынки в людных местах и в этот момент вокруг вас всегда собирается очень много людей. Как вас принимают?
- К сожалению, я уже давно ничего не записывал в людных местах. Понятно, в связи с какими событиями. В метро пытался писать, там все заставляют делать в масках. В маске там уже поллица не видно, эмоций нет, да и звука нет.
Люди, конечно, реагируют положительно. Вообще, хочу сказать, что к домбре в нашей стране очень положительное, доброе отношение. Как и тем, кто играет на этом инструменте.
Если сравнивать с соседней Россией, то там я не вижу такого уважения к русской народной балалайке. Хотя балалайка, на мой взгляд, это уникальный инструмент, не менее сложный, чем домбра. Но там, мне кажется, подавляющее большинство будет посмеиваться над тем, кто играет на балалайке. У нас же, наоборот. Люди, не умея играть на домбре, выражают уважение тому, кто играет. И, что для меня важно, после моих выступлений ко мне и говорили: "Вот, теперь мой внук, сын будет играть на домбре". Он сам захотел, либо родители его решили отправить – не так важно. Вот это – моя главная сверхзадача. Я не великий домбрист, не великий певец. Но пытаюсь быть хорошим популяризатором.
- А бывало, что приходилось писать на ходу что-то? Ведь акын, как говорят, это человек, который, что видит то и поет.
- Да, бывало. И, в принципе, часто так бывало, что то, что было написано на ходу, оно выстреливает, оно пользуется спросом. Например, в поезде Тальго в первый раз я проехал, там я написал эти строчки, и на утро уже, буквально подъезжая, на вокзале, фактически, это было, поезд останавливался, записал эту акынку, просто, чтобы не пропадали эти строчки. Никаких надежд я на них не возлагал. И, конечно, был удивлен, что в течение дня все новостные порталы выдали, ее репостили, по WhatsApp из разных стран мне ее потом присылали. Она просто разлетелась по миру. Как это происходит? Предугадать этот успех просто невозможно.
- На улицах вас узнают? Я заметил, что у вас довольно часто меняется образ: вы, то с окладистой бородой, то начисто выбриты…
- Да, на улице узнают. И, что удивительно, узнают уже даже без очков и тюбетейки. Без домбры, что особенно приятно. Недавно на велосипеде ехал. В шлеме стою на перекрестке, останавливается машина, и мужчина на меня смотрит долго, а потом говорит: "Всем домбра?". Я отвечаю: "Всем домбра!". И обоим приятно.
О чем сожалеет Акын Акыныч
- Акын Акыныча люди больше воспринимают, как блогера, но, насколько я знаю по рассказам наших общих знакомых, вы человек довольно серьезный. Вы даже преподаете казахский язык. Так ли это?
- По поводу того, что я человек серьезный, это правда. Я всегда вспоминаю по этому поводу анекдот, когда человек приходит к известному психологу и просит решить проблему его депрессивного состояния. А психолог отправляет его на концерт известного комика, который приехал в город с гастролями и все, кто побывает на его представлениях, смотрят на мир другими глазами. Но пациент отказывается и говорит: "Доктор, мне это не поможет, потому что этот комик – я и есть". В этом плане я порой чувствую себя близким к этому образу.
Мне иногда становится обидно, когда кто-то меня воспринимает исключительно, как человека с домброй. Хотя я себя уже успел зарекомендовать и как блогер без домбры. У меня на YouTube есть выпуски, посвященные культуре, театру оперному, музеям и многим другим вещам. Но почему-то как-то не закрепляюсь я. Хотя, если объективно смотреть со стороны, мне кажется, там очень много чего можно развивать интересного и на нашем телевидении. Но телевидение наше не заинтересовано в таких проектах, к сожалению.
Казахский язык – да. Посчастливилось сделать этот проект вместе с сайтом kaz-tili.kz. Уже третий сезон у нас там идут эти ролики. Они для начинающих. Задача - также популяризировать казахский язык, снимать какие-то страхи при изучении. Но, опять же… Если бы у нас было грамотное финансирование со стороны государства в пользу развития языка, то, наверное, и ситуация с языком сейчас была бы намного, намного лучше.
- Чем еще занимается Андрей Фендриков, помимо блогерства?
- Как-то получается, что сейчас – это основная моя задача. Там – казахский язык, здесь – блогерство в свободное время. Нужно и зарабатывать. Но зарабатывать сейчас особенно трудно, когда ограничения на мероприятия. А так – самосовершенствование. Стараюсь сам что-то изучать, книжки…
- Ну и в заключение, что бы вы пожелали казахстанцам в канун этого праздника – Дня домбры? Все же этот праздник исключительно наш, хоть и сравнительно новый.
- День домбры – праздник, конечно, свеженький, новый. Но, я думаю, это такое благое дело: популяризация казахского инструмента. Чем больше будет людей играть на этом инструменте, тем лучше. Я всегда и всех призываю отправлять своих детей на курсы по домбре. Тем более, что у нас сейчас школ, студий огромное количество. Не для того, чтобы они стали великими домбристами. Если станут – слава богу. Новый Курмангазы никогда не помешает. Но, главное – воспитать в этих детях слушателей, ценителей.
Потому, что, когда мы приходим на концерт, к примеру "Отырар сазы", со всего города редко набирается полный зал. Даже, когда не было ограничений. И это мне кажется странным. Неужели со всего города, сколько нас миллионов человек, не находится ценителей? И в итоге приходят на такие концерты или представители старого поколения, либо родственники тех, кто на сцене. Мне кажется, надо популяризировать, да и не только домбру, а любые музыкальные инструменты, для того, чтобы воспитывать тех самых ценителей, слушателей.