Деньги ваши будут наши
Потерпевший объяснил, что деньги, предназначенные для крупной покупки в России, за несколько дней до кражи дал ему на хранение отец.
Через три месяца злоумышленников задержали. Ими оказались трое павлодарцев, старшему из которых, Серику Калиеву, было 29 лет, младшему - 22. Калиев до этого отсидел срок за разбой, самый младший - за кражу.
В хищении денег у адвоката задержанные признались. Правда, утверждали, что взяли не миллион, а вдвое меньшую сумму. Вообще, у них изъяли всего 40 тысяч долларов, остальные они успели потратить.
Зэк платил начальству колонии за лучшие условия содержания
Родители Калиева купили на них дом и квартиру в Павлодаре, а также автомобиль. Кроме того, все трое целый месяц кутили в Астане и на курорте Боровое. Украденные часы постигла печальная участь. И те, и другие, по словам Калиева, он выбросил в туалет, опасаясь разоблачения. Одни - во дворе своего дома, другие на таможне, когда пытался уехать в Россию, но его не пустили из-за ограничения на выезд.
Суд однако поверил потерпевшему и признал подсудимых виновными в хищении миллиона долларов, то есть в особо крупном размере. Интересно, что адвокат в ходе процесса не стал заявлять гражданский иск о возмещении украденного.
В июне 2016 года был оглашен приговор по этому делу. Калиева суд приговорил к 7 годам лишения свободы в колонии строгого режима, без конфискации имущества, Двое его подельников были осуждены соответственно на 6 лет 9 месяцев и 6 лет 8 месяцев в колонии общего режима.
Поделись миллионом!
Однако спустя три года эта история получила неожиданное продолжение. Калиев отбывал срок сначала в павлодарской колонии АП-162/4. Вместе с ним там за покушение на убийство сидел некий Станислав Загаев. Несколько лет спустя он освободился, а Серику Калиеву к тому времени были смягчены условия содержания, и его перевели в колонию-поселение в селе Шидерты Экибастузского района.
И в прошлом году 31-летнему Загаеву пришла в голову мысль: а почему бы укравшему миллион долларов не поделиться с ним частью суммы. Мысль эта в конце концов стала навязчивой, и Станислав, видимо, под впечатлением от телевизионных боевиков, разработал план шантажа своего бывшего товарища по несчастью.
Чтобы его осуществить, надо было выманить Калиева из колонии. Для этого Загаев попросил свою несовершеннолетнюю знакомую виртуально обольстить зека с помощью мессенджера WhatsApp, якобы для розыгрыша.
Не подозревающая о его криминальных намерениях девушка согласилась и стала отправлять SMS на телефон Калиева, номер которого ей сообщил Загаев.
Побег из колонии в Шымкенте ради встречи с возлюбленной совершил заключенный
В колонии-поселении осужденным запрещается иметь мобильные телефоны, но Калиева этот запрет, видимо, не касался.
Правда, вначале он заявил девушке, что женат, поэтому не стоит его беспокоить. Но через неделю написал ей сам. И когда новая знакомая по просьбе Загаева назначила ему встречу, Калиев согласился. Тем более, что девушка сообщила: она будет дома одна. Загаев с ее телефона и от ее имени отправил Серику сообщение, чтобы он купил цветы, вино и продукты.
Для этого свидания осужденному нужно было самовольно уйти из учреждения, но чего не сделаешь ради приятельницы из соцсетей. Если бы Калиев знал, что за новой пассией стоит его старый знакомый, он вряд ли бы согласился на встречу. Но он этого, естественно, не знал.
24 декабря 2019 года, после отбоя, мужчина перелез через забор колонии-поселения и на попутке добрался до Павлодара.
"Папа, мне нужны деньги"
Как и подобает порядочному кавалеру, он с букетом цветов в руках, бутылкой вина и продуктами позвонил в квартиру своей виртуальной знакомой. Правда, время было не совсем подходящее для визита - второй час ночи. Тем не менее девушка открыла ему дверь и сразу пошла на кухню. Поздний гость направился следом за ней, но тут из ванной выскочил спрятавшийся там Загаев. Ударив головой в лицо своего старого знакомого, он сбил его с ног и связал ему руки и ноги скотчем.
Загаев сообщил Калиеву, что задержал его якобы по заказу адвоката, у которого тот украл миллион долларов. И если он позвонит потерпевшему, сюда немедленно приедут его люди, которые жестко спросят с Серика за украденный миллион.
Чтобы этого не случилось, Станислав потребовал от несчастного 20 тысяч долларов за освобождение из плена. Почему именно эту сумму, злоумышленник и сам, наверное, не знал. В то время она была эквивалентна 7 631 200 тенге и в Уголовном кодексе считалась крупным размером. Причем Загаев предупредил, что деньги нужны до утра. За это он может вывезти Серика за границу, чтобы люди адвоката его не нашли.
Впрочем, есть еще и другой вариант - он может вызвать сотрудников полиции, поскольку фактически Калиев совершил побег из колонии, и его отправят на строгий режим. Или вообще пообещал жестоко убить гостя.
Счастье мошенницы, или Как мужик свой ковер подарил
Испугавшись за свою жизнь, Калиев согласился, но попросил два-три дня, чтобы собрать всю сумму. Для этого ему нужно было позвонить своему отцу. Вымогатель дал ему мобильник с "левой" сим-картой. Но телефон родителя оказался отключенным.
Тогда Загаев решил записать видео, на котором пленник просит деньги и жалуется, что ему очень плохо. Калиев согласился, потому что хотел во время записи намекнуть отцу, чтобы он обратился за помощью к "банкиру". На самом деле это был знакомый семьи - полицейский. Родитель должен был понять эзопов язык сына и заявить в полицию о шантаже.
"Папа, у меня большие проблемы. Короче, попал я к тем людям, которые со стороны потерпевших. Теперь нужны деньги мне, деньги нужны до завтрашнего утра, сегодня 25 декабря, нужны до утра 26 декабря. Деньги, ты продвинься там, займи денег, со счета попробуй сними, банкир поможет, который должен маме. Все, я буду звонить с разных номеров, короче, я попал жестко, никуда не могу выйти, помоги", - попросил на камеру телефона пленник.
Это видеообращение, которое Калиев произнес со связанными руками, Загаев отправил его отцу на WhatsApp. Вскоре родитель сообщил по телефону, что собирает деньги. На следующий день злоумышленник должен был сообщить отцу Калиева, каким образом он должен их передать.
Побег из заточения
Но 26 декабря Загаев сказал пленнику, что все отменяется, потому что его отец обратился в полицию и Калиева уже ищут. И стал думать, что ему теперь предпринять.
Вечером узник попросил освободить ему от пут затекшие руки. А потом, воспользовавшись тем, что Загаев говорил по телефону со знакомой девушкой, снял с одной ноги скотч, выскочил на балкон и спрыгнул с третьего этажа на землю. Поднявшись, выбежал на дорогу, остановил автомашину и попросил довезти его до больницы. Там он сообщил медикам, что его похитили, попросил вызвать сотрудников полиции и пожаловался на боли в конечностях. Врачи нашли у него переломы костей рук и ушибы стоп ног.
После побега своего пленника Загаев понял, что придется отвечать по закону, поэтому он решил представить все произошедшее в ином свете.
Для этого сам позвонил в полицию и сообщил, что из его квартиры только что убежал разыскиваемый осужденный. Мол, он пытался его удержать, чтобы передать в руки правосудия, но не смог. Приехавшая следственно-оперативная группа не поверила ему и увезла его в отдел полиции.
Восемь лет
Следователю Станислав Загаев тоже заявил, что зря он раньше не вызвал сотрудников полиции, ситуация была бы совсем иной. При этом, мол, действовал на законных основаниях, задержал беглеца из колонии.
Однако следствие, а затем и суд не согласились с этими версиями Загаева. И он был признан виновным в незаконном лишении свободы человека, совершенном из корыстных побуждений, а также вымогательстве, то есть требовании передачи чужого имущества, совершенном с применением насилия, с целью получения имущества в крупном размере.
Суд приговорил Станислава Загаева к семи годам и шести месяцам лишения свободы. К этому сроку было частично добавлено не отбытое им наказание по прежнему приговору, и окончательно он получил восемь лет лишения свободы в учреждении уголовно-исполнительной системы чрезвычайной безопасности. Кроме того, в его действиях был признан опасный рецидив преступлений. Загаев пытался оспорить это решение в областном и Верховном суде. Но и апелляционная, и кассационная инстанции оставили приговор без изменения, а его жалобу без удовлетворения.
А вот с Калиевым ситуация сложилась непонятная. В суде выявились грубые нарушения им режима в колонии-поселении. В личной сумке он хранил марихуану. Неоднократно ночами пользовался телефоном с выходом в интернет, общался с родственниками и знакомыми. Затем самовольно покинул учреждение. И лишь спустя сутки там было выявлено его отсутствие. Сотрудниками полиции он был доставлен в колонию-поселение, где его водворили в ДИЗО (дисциплинарный изолятор). Во время медицинского освидетельствования у осужденного были обнаружены метаболиты каннабиоидов.
Украли сумку со 117 миллионами тенге: транспортные полицейские раскрыли кражу
Все это судья изложил в частном постановлении в адрес 2-ой службы Генпрокуратуры. И попросил принять процессуальное решение в отношении Серика Калиева. Однако апелляционная инстанция решила, что за пользование телефоном и употребление наркотиков осужденный и так отсидел 22 суток в ДИЗО, а за его побег должностные лица учреждения понесли дисциплинарные взыскания.
К тому же статью "Уклонение от отбывания наказания в виде лишения свободы", по которой Калиев мог дополнительно к своему сроку схлопотать два года лишения свободы, следователь переквалифицировал на "Похищение человека из корыстных побуждений", по которой пришлось отвечать Загаеву. Верховный суд тоже согласился с такой формулировкой.
И Серик Калиев остался досиживать свой срок в той же колонии-поселении.
(Имена и фамилии изменены)